Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом и их сущность, типологию, условия проведения в Республике Беларусь.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- раскрыть сущность денег в экономике и денежного обращения;
- рассмотреть виды денежного обращения;
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
Введение ………………………………………………………………………..3
1Сущность денежных реформ……………………………………………5
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………...5
1.2 Виды денежного обращения………………………………………………8
1.3 Понятие, цели и задачи денежных реформ……………………………..18
2 Особенности реформирования денежного обращения в
Республике Беларусь …………………………………………………………21
2.1 Становление денежной системы Республики Беларусь ……………….21
2.2 Эволюция реформирования денежного обращения в Беларуси
в период 1995-2000 гг………………………………………………………..24
2.3 Развитие денежного обращения в Республике Беларусь с 2001 года..27
3 Опыт зарубежных стран в проведении денежных реформ …………….34
3.1 Модели денежных реформ в странах с рыночной экономикой ……..34
3.2 Денежные реформы в постсоциалистических странах ……………….37
Заключение …………………………………………………………………...42
Список использованных источников ……………………………………….45
2. Денежные реформы
Цель этих и подобных мероприятий - конфискация незаконных доходов, восстановления социальной справедливости, получения дополнительного дохода государством.
Когда реформы имеют конфискационный характер, устанавливаются довольно ограниченные сроки обмена и количественные лимиты обмена, которые дополняются требованием декларирования доходов. В этом случае обмен обычно проводится за регрессивной шкалой. К определенной границе, (сумме), старые дензнаки обмениваются на новые в отношении один к одному, а дальше - с понизительным коэффициентом. Как правило, устанавливают несколько последовательных порогов обмена и несколько значений коэффициентов. Хотя конфискационные реформы могут базироваться и на обмене старых денег на новые с использованием понизительного коэффициента для сумм любого размера, а не только для тех, что превышают определенный порог, как в первом случае.
Аналогичная процедура может использоваться
и для обмена депозитных денег, хотя
чаще здесь применяют определенную
форму принудительного
С экономической точки зрения, такие мероприятия фактически эквивалентные одноразовому инфляционному налогу (на богатство, которое сохраняется в денежной форме) со всеми его социальными следствиями, поскольку приводят к уменьшению покупательной способности имеющейся денежной массы. То есть, коэффициент перерасчета цен не совпадает с коэффициентом обмена старых дензнаков на новые. И хотя реформа конфискационного типа воспринимается экономически не так болезненно, как инфляция, она часто приводит к одним и тем же политическим и социальным последствиям: подрыв доверия к государству, возможное несправедливое перераспределение трудовых доходов населения и т.п..
Такие варианты реформы применяются, когда новая государственная власть снимает из себя ответственность за действия предыдущей (послереволюционная реформа в России) или если государство признает себя банкротом. Такие случаи имели место в Германии, Венгрии и других странах.
Одной из наиболее радикальных денежных реформ конфискационного типа считается реформа, проведенная в Западной Германии в июне 1948 г. Тогда кризис охватил все звенья производства, но наиболее сильно ударил по денежной системе, которая фактически полностью пришла в упадок. О масштабах конфискации свидетельствуют такие данные. В первый день реформы (20 июня) все граждане, которые проживали на территории Западной Германии, получили возможность поменять 40 рейхсмарок по курсу 1:1 на новые деньги - немецкие марки. В августе за этим же курсом был осуществлен обмен еще 20-ти марок. По такому самому принципу было переоценено и депозитные счета: 70% их суммы было аннулировано; 20% переведен на срочные (на 20 лет) сертификаты; 10% перечислен в новую денежную единицу. В итоге в процессе реформы было аннулировано 93,5% депозитных; денег и денежной наличности, которая была у населения. Вместе с тем было аннулировано и внутренний государственный долг. Эффект реформы был чрезвычайно высоким, а главное - стабилизировался рынок, начался реальный процесс экономического возрождения и развития.
3. Реформы параллельного, или,
как их еще называют, консервативного
типа, есть чрезвычайно сложной
за техникой реализации
Одновременное функционирование в обращения двух денежных единиц порождает осложнения не только технического порядка. Существует угроза преждевременного обесценения старой денежной единицы, всплеска спекулятивных и «теневых» операций. Вместе с тем система параллельного обращения имеет и заметные преимущества. Она является наименее рискованной формой денежной реформы, дает возможность избежать мероприятий конфискационного характера, обеспечить стабильность новой денежной единицы даже при недостатке достаточного товарного наполнения рынка и необходимого стабилизационного фонда, расширяет диапазон маневра денежно-кредитной политики.
В данном разе прибегают к другому решению проблемы - установления определенного (довольно продолжительного) периода параллельного функционирования двух типов дензнаков с тем, чтобы население могло спокойно избавиться от старых знаков и перейти на расчеты в новых. При этом могут устанавливаться или фиксированный, или рыночный курс относительно обоих типов дензнаков. Выбор зависит от принципа эмиссии этих знаков: если он такой самый (или когда эмиссия старых знаков немедленно прекращается), то соотношения являются фиксированным; если разный - это соотношения будет определяться фактической покупательной способностью обоих типов дензнаков.
В странах Восточной Европы, странах, бывших республиками СССР, по-разному проходил процесс формирования рыночных инструментов денежно-кредитной политики. Мы не можем однозначно перенять опыт той или другой страны, но анализ такого опыта, отдельных закономерностей данного процесса важный для использования его в практике реформирования экономики Беларуси. Соответственно особенностям и специфики денежных реформ, закономерностей их проявления в странах с переходной экономикой, последние условно можно поделить на несколько групп.
К первой группе можно отнести наиболее экономически развитые страны Восточной Европы, а также Хорватию и Словению, что входили в состав Федеративной Республики Югославии. Предпосылкой денежных реформ в этих странах была относительно, развитая экономическая база, возможность производителей конкурировать на внутреннем и внешнем товарных рынках, относительно слабая зависимость от внешних факторов - поставки энергоресурсов и сырья и необходимости экономико-технологического сотрудничества с предприятиями, которые входили в экономическую систему Совета Экономической Взаимопомощи. Денежные реформы, которые проходили в этих странах, а также формирования денежно-кредитной политики определялись, прежде всего, процессом закрепления независимости и самостоятельности их экономического развития.
Польша наиболее активно начала рыночные преобразования, приватизацию государственной собственности, реализуя план «шоковой терапии». Данный процесс происходил в условиях резкого возрастания инфляции и дефицита государственного бюджета, поэтому эффективное использование денежно-кредитных механизмов требовало, прежде всего, экономической стабилизации страны.
Осуществления государством антиинфляционных мероприятий было направлено на стабилизацию денежного и кредитного рынков, с целью их положительного влияния на производственный сектор и торговлю. В результате, во второй половине 90-х годов, удалось преодолеть высокие темпы инфляции, экспортно-импортный дисбаланс и понизить рыночную процентную ставку до 30 процентов в 1995 г. В своей денежно-кредитной политике центральный банк использовал регулирование процентных ставок по кредитам, для стимулирования депозитных вкладов населения банки обеспечивали более высокие доходы за депозитами в злотых, сравнительно с валютными вкладами, которые оказывали содействие поддержке национальной валюты. Государство активно использовало такие инструменты денежно-кредитной политики, как установления и регулирования учетной ставки, ставок процента по кредитам на рефинансирование и другим видами кредитов. Начиная с 1992 г. Министерство финансов Польши начало выпуск Государственных ценных бумаг, как правило, это были краткосрочные высокодоходные обязательства, которые выпускались для финансирования бюджетного дефицита, а также использовались в регулировании ликвидности коммерческих банков. Активность использования инструментов денежно-кредитной политики оказывала содействие созданию современной рыночной инфраструктуры и дала возможность эффективно влиять на экономические процессы в целом.
В Чехии и Словакии жесткие стабилизационные
мероприятия денежно-кредитной
Реструкционная политика дала свои положительные результаты: происходило незначительное возрастание денежной массы и инфляция. Раздел страны на Чехию и Словакию заострил существующие экономические проблемы, связанные, прежде всего, с возрастанием девальвации национальной денежной единицы, дефицита государственного бюджета и необходимостью увеличения выпуска государственных долговых обязательств. Чехия, которая имеет высший экономический потенциал, смогла более последовательно преодолеть противоречия, что возникли в процессе становления независимости и стабилизировать инфляционные процессы. Денежно-кредитная политика Словакии была менее постоянной, а потому достигла менее положительных результатов, которые проявились в снижении объемов кредитования реальных секторов экономики и сокращении объемов производства и занятости.
Особый интерес для Беларуси представляет опыт денежных реформ в Словении и Хорватии, которые также проводили свои рыночные превращения в условиях становления независимости и самостоятельности. Денежные реформы в названных странах происходили под значительным влиянием внутренних и внешних факторов. Так, Национальный банк бывшей Югославии в начале реформ прекратил подкрепление денежного рынка этих стран наличной массой и кредитными ресурсами. Вместе с тем, Сербский банк без согласования с другими республиками осуществил эмиссию денег более чем на 8 млрд. югославских динаров, что ускорило разрушение единой югославской денежной системы. Внутренние экономические возможности, не считаясь с вышеприведенными внешними факторами, разрешили в 1991 г. провести денежные реформы в Словении и Хорватии, но необходимо признать, что механизм и методы проведения реформ в этих странах различаются.
Денежная реформа в Хорватии проводилась с помощью австрийских правительственных и деловых кругов. Начало реформы ознаменовалось выводом из денежного обращения в конце декабря 1991 г. югославского динара и введением временной национальной единицы - хорватского динара, путем обмена в соотношении один к одному. Для юридических лиц была введена внутренняя конвертируемость хорватского динара, который привязывался к немецкой марке. В денежно-кредитной политике Национальный банк Хорватии использовал традиционные инструменты, заимствованные из арсенала Бундесбанка (Германия), к которым, прежде всего, относились:
Кризисные явления, которые охватили экономическую и финансовую сферу Хорватии в 1992 г., что были связаны, прежде всего, с военными действиями, привели к значительному дефициту государственного бюджета. Начиная с 1993 г. Хорватия проводит денежно-кредитную политику, направленную на введение в обращение национальной денежной единицы - хорватской кроны [23.c.90].
Становления Словении как независимого государства определило объективность проведения денежной реформы и введения в обращение национальной денежной единицы - словенского толлара, что обменивался на югославские динары в соотношении один к одному. Основой эмиссии национальной валюты стала постоянная закупка иностранной валюты - немецкой марки. Курс толлара на начало реформы составлял: одна ДМ - 60 толларов. Характерным отличием денежной реформы в Словении стало обеспечение внутренней конвертированности толлара, что дало возможность ликвидировать внутренний черный рынок. Проведения жесткой денежной политики дало возможность поддерживать стабильный курс толлара относительно иностранных валют, значительно пополнить резервы иностранной валюты и уменьшить темпы инфляции с 21 до 2-3 процентов ежемесячно [23.c.96].
Денежные реформы в Словении и Хорватии были проведены довольно удачно и эффективно, что было обусловлено адаптивностью хозяйственных систем этих стран к рыночным механизмам, которые в определенных формах уже существовали. Этому также оказывал содействие довольно высокий экономический потенциал Словении и Хорватии, их вхождение в европейскую экономическую систему и очень значительные валютные поступления за счет экспорта собственной продукции и развития сферы услуг. На сегодня Словения и Хорватия входят в пятерку передовых восточноевропейских государств, которые не только преодолели спад производства в процессе перехода к рынку, но и обеспечили стойкие темпы экономического роста.
Из всех стран СНГ наиболее эффективными на сегодняшний день есть денежно-кредитные системы стран Балтии. Основными причинами их успеха стала оперативность введения национальной валюты, что дало возможность провести реформу, использовав наиболее благоприятную экономическую ситуацию, когда инфляционные процессы и возрастающий дефицит государственного бюджета еще не осуществлял значительного отрицательного влияния. Проведения денежных реформ в самом начале создания национальных рыночных систем лишило экономику этих стран противоречий, которые стали характерными для Беларуси и других стран СНГ. Создания национальных рыночных институтов и структур, денежно-кредитного и финансового рынков происходило в условиях функционирования собственной национальной валюты, которая в значительной мере защитила данные процессы от влияния внешних факторов.
Эстония первой из прибалтийских стран
в июле 1992 г. произвела денежную реформу
и ввела в обращение «
Аналогичный характер носили денежные реформы в Латвии и Литве. Механизм проведения денежных реформ был построен на тесном привязывании собственных валют к иностранным. Так, Латвия свой лат привязала к валюте МВФ – СДР, а Литва лит - к доллару США. При введении собственной валюты был установленный фиксированный курс, постоянство которого поддерживалась золотовалютным запасом государства. Так, если золотовалютный запас Литвы в 1992 г. составлял лишь 21 млн. долларов США, то на начало 1996 г. он составил 801 млн. долларов США, который приблизительно на 32 процента больше чем надо было для поддержания стабильного валютного курса [23.c.105].