Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого контролируется государством.
Политика минимальных или обязательных резервов.
Установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран «зоны евро» – это минимальное количество средств, которое кредитные институты обязаны держать на счетах в ЕЦБ и национальных центральных банках17. В частности, минимальная норма резервов в начале третьей ступени развития экономического и валютного союза составила 2,0%. В дальнейшем эта норма изменялась в пределах 2 – 2,07% (январь 2005 г.) снизилось к 2008 г. до 2%18.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять кредита оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи займа. В результате сокращаются банковские кредита и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента19.
Как уже говорилось раньше,
первостепенной целью монетарной политики
ЕЦБ является поддержание ценовой
стабильности. Это наилучший вклад
монетарной политики в обеспечение
экономического роста и роста
занятости. ЕЦБ использует для этого
специфические стратегии
Рисунок 2 – Изменение индекса потребительских цен
2.2 Особенности политики Центрального Банка и его состояние в условиях финансового кризиса 2008-09 гг.
С началом глобального финансового кризиса в условиях нехватки ликвидности продажи залогов усилилось падение фондового рынка. Банки предпочли воздержаться от межбанковского кредитования и фактически тезаврировали денежные средства. Остановился механизм мультипликации денег. При этом выяснилось, что центральные банки развитых стран не имеют в рамках денежно-кредитной политики достаточного и эффективного инструментария для борьбы с кризисом. Монетарные власти были вынуждены импровизировать, пытаясь найти адекватные инструменты накачивания ликвидности в экономику. Из кредиторов последней инстанции центральные банки фактически превратились в спонсоров финансового сектора.
В результате общие потери от падения всех фондовых рынков в мире за год (август 2007 - август 2008 г.) составили, по экспертным оценкам, порядка 16 трлн долл21.
Бундесбанк считает
Эксперты Федерального
банка Германии считают, что
меры правительства по
Бундесрат, являющийся представительством регионов на федеральном уровне, 20 февраля принял второй пакет мер по оживлению экономики в размере 50 миллиардов евро. Он предусматривает, в частности, снижение налогового бремени для потребителей. Первый антикризисный пакет объемом в 480 миллиардов евро для помощи банкам был принят осенью 2008 года.
20 февраля 2009 года бундесрат принял второй антикризисный пакет.
Правительственные меры по поддержке потребления могут лишь предотвратить обострение экономического спада. Оно неизбежно, если вслед за падением спроса на немецкие товары за рубежом последует сокращение потребления внутри страны. Поэтому отчет Федерального банка Германии отводит решающую роль двум антикризисным пакетам правительства. По мнению экспертов, глубина рецессии в решающей степени будет зависеть от того, насколько частное потребление сможет служить стабилизирующим фактором для экономики.
Бундесбанк не является сторонником
вмешательства государства в
экономику. И сейчас отчет банка
содержит критику в адрес
По расчетам бундесбанка,
дефицит госбюджета в 2009 году останется
на уровне ниже трех процентов, который
считается максимально
Глобальный финансовый кризис
не только привел к переоценке функций
центрального банка, но и предопределил
изменения в инструментах, целях,
методах и механизме денежно-
В докризисный период сформировалось
представление, согласно которому секьюритизация
активов и использование
ЕЦБ предпринял с самого начала кризиса крупномасштабные операции по увеличению ликвидности банковского сектора, установив широкий перечень ценных бумаг, принимаемых им в обеспечение кредитов коммерческим банкам. В него были включены не только облигации, обеспеченные активами, в том числе ипотечные, но и акции некоторых корпораций. Все они должны быть номинированы в евро. Право использовать "дисконтное окно" ЕЦБ получили около 8 тыс. банков. Оценку залога при отсутствии его рыночной цены ЕЦБ взял на себя.
Таким образом, центральные банки, во-первых, создали дополнительные инструменты предоставления ликвидности финансовому сектору; во-вторых, стали принимать в залог ипотечные облигации при отсутствии их реальной рыночной стоимости. Получая в залог облигации сколлапсировавших, исчезнувших рынков, центральные банки приняли на себя риски оценки этих ценных бумаг, фактически субсидируя финансовый сектор. Такая деятельность чревата угрозой инфляционного взрыва в глобальной экономике и значительно усиливает неустойчивость мировой финансовой системы23.
В нынешнем году немецкий Центробанк
(Бундесбанк) окажет бюджету Германии
поистине неоценимую помощь. Впервые
за многие годы практически вся миллиардная
прибыль Бундесбанка будет
Согласно экспертным оценкам, прибыль Бундесбанка составит по итогам минувшего года примерно 7 млрд евро, а перечислить в фонд погашения старых задолженностей ему придется всего лишь незначительную часть этой суммы, т.к., обязательства ФРГ по долгам бывшей ГДР составляют сейчас всего лишь 36,3 млн евро. «Таким образом, практически вся прибыль Бундесбанка попадает нынче в распоряжение федерального правительства», — отметил эксперт по бюджету фракции социал-демократов (СДПГ) в парламенте Карстен Шнайдер.
Согласно законодательству
из прибыли Бундесбанка в бюджет
Германии обычно направлялось 3,5 млрд
евро, а все средства сверх этой
суммы переводились в специальный
фонд для расчетов по старым государственным
обязательствам. В связи с тем
что долги бывшей ГДР в ближайшие
недели будут полностью погашены,
правительству в Берлине
Точные размеры этой прибыли главе Бундесбанка Акселю Веберу еще только предстоит объявить, однако идеи, куда следует направить эти средства, уже активно обсуждаются в правительственной коалиции. Так, по мнению Карстена Шнайдера и его коллеги из «Христианско-демократического союза» Штеффена Кампетера, миллиардная прибыль Центробанка должна быть использована для финансирования второго пакета мероприятий правительства по оживлению конъюнктуры в Германии. «В любом случае, миллиарды Бундесбанка должны смягчить в текущем году последствия гигантского роста государственного долга», — отметил Штеффен Кампетер.
Финансовая помощь Бундесбанка придется правительству ФРГ очень кстати, ведь канцлер Германии Ангела Меркель намерена во что бы то ни стало выполнить в 2009 году установку Евросоюза, согласно которой рост госдолга не должен превышать 3% от ВВП страны. По расчетам Штеффена Кампетера, в нынешнем году Германию ожидает рекордный рост госдолга, увеличение которого может составить 60 млрд евро. В эту сумму, в частности, входит плановое его увеличение на 18,5 млрд евро, выплата компенсаций на поездки к месту работы и обратно трудящихся, работающих на значительном расстоянии от постоянного места жительства (2,5 млрд евро), федеральные расходы на второй пакет мер по оживлению конъюнктуры (25 млрд евро), убытки за счет снижения налоговых поступлений из-за слабой конъюнктуры (12 млрд евро), а также потери за счет удорожания кредитов (2 млрд евро). «Рекордная задолженность госбюджета неотвратима. Похоже, что правительство Германии снова открывает все долговые шлюзы», — считает Штеффен Кампетер24.
25 ноября 2009 г. Центральный банк Германии предупредил о том, что банкам, вероятно, потребуется списать 50-75 млрд евро в виде потерь по кредитам, которые в связи с рецессией могут стать безнадежными, а также 10-15 млрд евро по обеспеченным долговым обязательствам. Потери по секьюритизированным продуктам относятся группе из 17 банков, на которые приходится наибольшая часть от общего объема подобных продуктов, принадлежащих немецким банкам, сообщил на пресс-конференции член правления Бундесбанка Ганс-Гельмут Котц, при этом отметив, что базовый капитал этих банков составляет около 220 млрд евро.
Тем не менее, Котц признал, что пик потерь по обеспеченным долговым обязательствам уже позади и многие проблемы, особенно те, что связаны с сектором недвижимости Германии и задолженностью домохозяйств, оказались не такими острыми, как предполагалось ранее в текущем году. В частности, реальные потери немецких банков по корпоративным кредитам могут оказаться менее значительными, чем предполагает новая оценка, отметили в Бундесбанке.
В Бундесбанке отметили, что подверженность банковского сектора рискам, связанным с процентными ставками и корпоративным кредитам, возросла в связи с кризисом, и многим из них по-прежнему необходим дополнительный капитал для обеспечения продолжения своей деятельности в долгосрочной перспективе.
В отчете отмечается, что
многие банки в краткосрочной
перспективе будут оставаться уязвимыми
перед лицом ужесточения
В Бундесбанке также заявили,
что одним из последствий кризиса
может стать длительный период низких
процентных ставок, что, в свою очередь,
возможно, будет представлять риски
для сектора страхования, поскольку
поставит под угрозу его способность
выполнять в будущем свои обязательства
и побудит страховые компании
к осуществлению более
Аксель Вебер: «Уже сегодня можно сказать, что и банкам, и другим нерегулируемым участникам рынка необходимо совершенствовать планирование ликвидности в условиях стресса. Кроме того, должно быть улучшено управление рисками, связанными с ликвидностью. По моему мнению, необходима большая предусмотрительность в плане наличия ликвидности на случай чрезвычайных обстоятельств — тут нужны более солидные подушки безопасности из резервной ликвидности.
Следующий урок заключается в том, что рынок нуждается в укреплении дисциплины. Именно ввиду нехватки прозрачности комплексной секьюритизации и заемщик, и деловой партнер должны иметь стимул для улучшения контроля над рисками. В связи с этим особенное внимание нужно обратить на вопрос о том, следует ли продолжать мириться с существующим полным разделением всей цепочки выдачи кредита: от привлечения заемщика и выдачи кредита до секьюритизации и дальнейшей передачи кредита.
Урок номер три заключается в том, что банкам необходимо усилить собственное управление рисками и их собственный анализ. На это я уже указывал, говоря об управлении ликвидностью. Однако момент этот более фундаментален. Так, собственная оценка рисков должна иметь преимущество перед сторонними рейтингами, которые составляют, к примеру, рейтинговые агентства.