Бездокументарные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе автор пытается подытожить и проанализировать аргументированные позиции признанных специалистов в области ценных бумаг, корпоративных отношений, банковского дела и сформулировать собственную конкретную точку зрения по поводу вопроса о виндикации и идентификации бездокументарных ценных бумаг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ценная бумага и бездокументарная ценная бумага: соотношение…………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и признаки ценной бумаги ………………………………………5
1.2 Понятие и признаки бездокументарной ценной бумаги………………...13
Глава 2. Отдельные вопросы гражданско-правового регулирования бездокументарных ценных бумаг……………………………………………..20
2.1 Виндикация бездокументарных ценных бумаг…………………………..20
2.2 Проблема идентификации бездокументарной ценной бумаги………….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………........28

Прикрепленные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_BEZDOKUM_TsENN_E_BUMAGI.docx

— 53.79 Кб (Скачать документ)

Следующий признак ценных бумаг – свойство публичной достоверности. По отношению  к надлежащим образом легитимированному обладателю ценной бумаги обязанное лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа, либо касаются действительности бумаги, либо основаны на непосредственных отношениях между должником по ценной бумаге и ее обладателем.11

Свойство  публичной достоверности, которое  означает автономность и независимость  прав держателя ценной бумаги от прав его предшественника, не является присущим всем ценным бумагам: обыкновенные именные  ценные бумаги (ректа-бумаги) таким  свойством не обладают. Ректа-бумаги, к которым можно отнести депозитные и сберегательные сертификаты, а также некоторые другие ценные бумаги передаются посредством цессии. Это означает, что приобретатель такой бумаги становится правопреемником отчуждателя, и поэтому в соответствии со ст. 386 ГК РФ должник вправе выдвигать против первоначального кредитора, а следовательно, именные обыкновенные ценные бумаги не обладают свойством публичной достоверности, т.е. не подлежат действию правила об ограничении возражений должника.

 Е.А.  Суханов под публичной достоверностью  ценной бумаги понимает такое  ее свойство, при котором обязанное лицо должно произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии в ней необходимых реквизитов, а ее владелец может не проверять основания, по которому она выдана, вполне доверившись ее формальным признакам.12 М.М. Агарков также признавал публичную достоверность ценной бумаги как выражение принципа ограничения возражений должника.13 Таким образом, ценные бумаги характеризуются признаком публичной достоверности, который проявляется в ограничении возможных возражений должника по ценной бумаге против требования надлежаще легитимированного ценной бумагой лица. Признак публичной достоверности ценной бумаги призван оградить надлежаще легитимированного кредитора, который является последующим добросовестным приобретателем ценной бумаги, от возражений должника, основанных на взаимоотношениях между должником и предшествующим кредитором.

Ценные  бумаги должны обладать свойством оборотоспособности. Ст. 142 ГК РФ устанавливает, что имущественные  права, удостоверенные ценной бумагой, могут быть реализованы двумя  способами – осуществлением или  передачей при обязательном предъявлении самого документа. Очевидно, что бездокументарные ценные бумаги в силу объективных  причин не могут быть фактически переданы, в принципе этого и не требуется. Часть 2 ст.142 ГК РФ устанавливает, что  «для осуществления и передачи прав, удостоверенных в них, достаточно доказательств закрепления их в реестре», поэтому юридическая передача прав на бездокументарные ценные бумаги осуществима.

Действующее законодательство исходит из принципа одновременности перехода прав на бумагу и прав, удостоверенных ценной бумагой. Ст.142 ГК РФ устанавливает, что с передачей  ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Такое  же правило закреплено в ст.29 ФЗ «О рынке ценных бумаг»: «права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят  к их приобретателю с момента  перехода прав на эту ценную бумагу».

 

 

 

1.2 Понятие и признаки бездокументарной  ценной бумаги

 

Термин  «бездокументарные ценные бумаги»  сравнительно недавно вошел в  лексикон отечественных цивилистов (конструкция бездокументарных ценных бумаг была легально закреплена лишь в ряде нормативных правовых актов  начала 90-х годов ХХ века, в том  числе в Положении о выпуске  и обращении ценных бумаг и  фондовых биржах в РСФСР, утв. постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78).14 В этом положении было установлено, что ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. Конструкция бездокументарных ценных бумаг очень серьезно дискутируется в круге цивилистов.

Утверждение о том, что бездокументарная ценная бумага не имеет материального носителя – документа, - не совсем точно. Аксиомой является положение о том, что  применительно к ценным бумагам  сведения о праве приобретают  юридическое значение только в том случае, если они тесно связаны с определенным носителем этой информации – документом.15 Это положение полностью применимо и к бездокументарным ценным бумагам. В настоящее время уже не вызывает сомнений, что документ может быть выполнен не только на бумаге, но и на других носителях. Фиксация прав осуществляется на электронном документе, находящемся у определенного лица (должника-эмитента, реестродержателя, депозитария), который все свои действия осуществляет в соответствии с императивными нормами законодательства. Требования к таким лицам при осуществлении операций с бездокументарными ценными бумагами не менее жестки, чем требования, предъявляемые к форме документарной ценной бумаги: это и соответствие самого реестродержателя определенным нормативам; это и обязательное лицензирование такой деятельности; это осуществление всех записей в соответствии с императивными правилами. Условия фиксации прав устанавливаются публичной властью, причем эти условия являются едиными для всех лиц, осуществляющих такую деятельность. Правообладатель для совершения операций с бездокументарными ценными бумагами должен обращаться только к заранее определенному официальному лицу. Соблюдение всех этих требований вызвано свойствами документа, выполненного не на бумажном, а на электронном носителе и восполняет необходимость предъявления документа для реализации воплощенных прав, как это установлено и единственно возможно для документарной ценной бумаги.

Безусловно, бездокументарная ценная бумага –  это особая правовая категория. Конструкция  бездокументарных ценных бумаг как  особого вида ценных бумаг подверглась  резкой критике со стороны некоторых ученых. В.Белов, Е.Крашенинников, Е.Суханов и др. обосновывают в своих трудах документарную концепцию ценных бумаг и предлагают выработать особый правовой режим для бумаг в безналичной форме, исследовать эти бумаги как новый правовой институт.

Мне представляется очень интересной позиция Вадима Анатольевича Белова по поводу правовой природы бездокументарных ценных бумаг. Белов считает, что введенная  законодателем конструкция бездокументарных ценных бумаг представляет собой субъективные имущественные права (нематериальные субстанции).16 Соответственно они имеют особенную форму фиксации, предусмотренную законом. По Белову, рассмотрение бездокументарной ценной бумаги как разновидности понятия «ценные бумаги» противоречит юридической логике и здравому смыслу. Подразделение ценных бумаг по форме фиксации на документарные и бездокументарные приобрело характер «научно-практического бедствия». Такой подход демонстрирует полное непонимание сути классического учения о ценных бумагах. Главное противоречие между ценными бумагами и бездокументарными ценными бумагами – это то, что делает эти понятия принципиально несовместимыми – является различное юридическое значение формальных легитимационных факторов. Если в классических ценных бумагах формальная легитимация влияет исключительно на сферу осуществления удостоверенных ими прав, но ничего не говорит об их принадлежности, то в сфере бездокументарных ценных бумаг формальная легитимация свидетельствует именно о принадлежности комплекса имущественных прав. Если п.2 ст.142 ГК РФ еще говорит о том, что «доказательства закрепления» имущественных прав, инкорпорируемых в ценные бумаги «в специальном реестре (обычном или компьютеризованном)» могут быть достаточными «для осуществления и передачи» этих прав, то уже п.2 ст.149 Кодекса связывает с фиксацией прав, составляющих бездокументарные ценные бумаги материально-правовое значение: без соответствующей «фиксации» нет и не может быть ни передачи, ни предоставления, ни ограничения прав, составляющих бездокументарные ценные бумаги. В Законе о рынке ценных бумаг указано: «права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра – записями на лицевых счетах у держателя реестра или … записями по счетам депо в депозитариях».17 Нормальные ценные бумаги – это средства осуществления удостоверенных ими субъективных прав, бездокументарные ценные бумаги – это сами субъективные права. Если принадлежность классических ценных бумаг (документов, вещей) определяется по общим нормам гражданского (вещного) права, то принадлежность бездокументарных ценных бумаг – исключительно по формальным факторам, выражающимся в «способе фиксации» прав, образующих эти «бумаги». К тому же факторы формальной легитимации держателей классических и бездокументарных ценных бумаг принципиально различны по своей природе: держатели ценных бумаг легитимируются оборотоспособными документами, а обладатели бездокументарных ценных бумаг – записями, ведущимися должником, либо даже третьим лицом – регистратором или депозитарием. Документ как средство легитимации принадлежит его собственнику и значит, последний единолично располагает всеми необходимыми возможностями для удостоверенных им прав, в том числе – возможностью виндикации средства формальной легитимации из чужого незаконного владения; ему нет необходимости обращаться за содействием в осуществлении своих прав к третьему лицу. Запись же по счету депо или счету в реестре лицу, обладающему бездокументарными ценными бумагами, не принадлежит и принадлежать не может, а значит, оно не располагает необходимыми средствами не только формальной, но и материальной легитимации. Без обращения за содействием к лицу, ведущему соответствующие записи, субъект, позиционирующийся в качестве обладателя бездокументарных бумаг, не только не может осуществить составляющие их права! – он даже не является их обладателем!18

Если  обращение за содействием к лицу, фиксирующему права, составляющие бездокументарные ценные бумаги, оказалось безрезультатным  – например, оттого, что права, составляющие бездокументарные ценные бумаги, оказались  не зафиксированными на имя обратившегося  субъекта – то последнему более  не о чем рассуждать – он не только не может осуществить прав, составляющих бездокументарные бумаги, но и даже не обладает ими! Защищать ему, следовательно, просто нечего. Остается лишь реализовать законный интерес в восстановлении имущественного положения, существовавшего в то время, когда права, составляющие бездокументарные ценные бумаги, за ним были зафиксированы. Все это уже составная часть очень обсуждаемой проблемы - виндикации бездокументарных ценных бумаг, которой посвящена вторая глава моей курсовой работы.

В связи  с этим представляется верной позиция  Л. Юлдашбаевой, по мнению которой «бездокументарные ценные бумаги это не способ фиксации имущественных прав, а непосредственно сами эти имущественные права, закрепленные в специальном реестре, при этом не существует такого объекта как способ фиксации».19

Иногда  под бездокументарной ценной бумагой  даже предлагают понимать информацию о правах, закрепленных ценной бумагой. Как указал Д. Степанов, «при отсутствии материальной оболочки (бумаги) у бездокументарной ценной бумаги остается идеальная оболочка, то, что мыслится как ценная бумага. В той же работе Д.Степанов подчеркнул, что «идеальная оболочка есть всего лишь внешнее проявление структуры взаимоувязанных прав, содержащихся в бездокументарной ценной бумаге».20

Бездокументарные  ценные бумаги характеризуются в  обороте тремя признаками: наименование, с указанием видовой и родовой принадлежности; кодом государственной регистрации; количеством (обыкновенно – в штуках, очень редко – в процентах от общего объема выпуска).

Первыми в России бездокументарными ценными  бумагами стали акции и облигации (включая государственные долговые обязательства), существовавшие в виде «записи на счетах» с момента  выхода Положения «О выпуске и  обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 и воспринятые ныне новым  Гражданским кодексом РФ в числе  других бездокументарных ценных бумаг. Сфера бездокументарных ценных бумаг и сейчас, за редкими исключениями, ограничена именными акциями и облигациями. Бездокументарному режиму на сегодняшний день подчиняется подавляющая (хотя бы в количественном измерении) масса инструментов фондового рынка. Бездокументарные ценные бумаги имели (и имеют) как яростных противников, так и горячих поклонников (не только среди экономистов). Единственным признаком, связывающим обычную и бездокументарную ценную бумагу, является имущественное право, удостоверенное бумагой. Необходимо использовать указание ч.2 п.1 ст.142 ГК РФ: «С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности». Таким образом, единственный устойчивый признак должен звучать как неделимая совокупность имущественных прав, удостоверенная ценной бумагой.

Что касается анализа п.2 ст.142 ГК РФ, то бездокументарная ценная бумага представляет собой совокупность имущественных прав и ничего более: «… для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их (т.е. прав) закрепления  в специальном реестре». Таким образом, при выпуске ценной бумаги в бездокументарной форме  объектом гражданского права будут  являться только права, так же как  и предметом, подлежащим передаче (в  том числе и по договору), является не сама ценная бумага как вещь, а  именно права, удостоверенные ценной бумагой.

Статья 149 ГК РФ, посвященная бездокументарным ценным бумагам, подтверждает этот вывод, что следует из следующих терминов, употребляемых законодателем: «лицо, осуществившее фиксацию права…», «обладатель  права» (ч.2 п.1), «права, удостоверяемые путем фиксации…», «порядок фиксации прав и правообладателей…» (ч.3 п.1), «передача, предоставление и ограничение  прав…» (п.2).

Поэтому бездокументарная ценная бумага, рассматриваемая  в качестве имущественного права (совокупности имущественных прав), в этом качестве и служит объектом гражданского оборота  и предметом договоров. По тем  же мотивам «лот» и «пакет»  ценных бумаг, упоминания о которых  встречаются в торговом обороте, не могут быть признаны за индивидуально-определенный объект, поскольку понятия «лот» и «пакет» означают механическое соединение ценных бумаг и представляют собой простое увеличение объема прав, являющихся предметом договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 «Отдельные вопросы гражданско-правового  регулирования бездокументарных ценных бумаг»

 

2.1 Виндикация бездокументарных  ценных бумаг

 

Уже продолжительное  время идут споры по поводу возможности  применения виндикационного или  аналогичного ему иска в качестве основного средства защиты прав лица, чьи бездокументарные ценные бумаги (в основном это акции) были списаны  с его лицевого счета в нарушение  закона. Сегодня реестродержатель не в состоянии гарантировать владельцу  ценных бумаг, что он не окажется жертвой  мошенничества, и ценные бумаги не будут  списаны с его счета без  распоряжения владельца. Отсюда возникает  проблема восстановления нарушенного  положения и применения адекватного  способа защиты права собственности пострадавших владельцев бездокументарных ценных бумаг. Судебно-арбитражная практика неоднозначно подходит к решению вопроса о том, какой вид иска может быть предъявлен владельцем списанных со счета бездокументарных ценных бумаг. «Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ занял позицию, согласно которой бездокументарные ценные бумаги могут быть истребованы при наличии условий, предусмотренных ст. 302 ГК РФ. В постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 1999 года № 1293/99 сказано: «требование истца о восстановлении записи на его счете о владении спорными акциями на праве собственности путем списания со счета нового незаконного собственника фактически сводится к требованию о возврате акций, находящихся у лица, приобретшего их по договору с третьим лицом». Это требование носит виндикационный характер и подлежит применению в соответствии со ст. 302 ГК РФ». Вообще исторически виндикационный иск регламентировал право собственника по розыску и возвращению вещи. Имелась в виду именно индивидуально-определенная вещь, которую можно было выделить из состава имущества владеющего несобственника. Так как расширяется круг объектов гражданских прав, соответственно возникают определенные сложности в применении виндикационного иска к новым объектам, таким как имущественные права. Бездокументарные ценные бумаги представляют собой имущественные права, обычно инкорпорируемые в ценных бумагах, зафиксированные в реестре специализированной организации (регистратора). В доктрине и в теории гражданского права не получил окончательного разрешения вопрос о правовом режиме бездокументарных ценных бумаг. Проблема виндикации и индивидуализации бездокументарных ценных бумаг очень бурно обсуждается в научных кругах. И пока компромисс не найден. Может быть, некоторые цивилисты и специалисты в области ценных бумаг руководствуются принципом, что компромисс хуже любой из альтернатив. Именно эта очень сложная проблема является стержнем моей курсовой работы.

Информация о работе Бездокументарные ценные бумаги