Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:08, курсовая работа
В курсовой работе автор пытается подытожить и проанализировать аргументированные позиции признанных специалистов в области ценных бумаг, корпоративных отношений, банковского дела и сформулировать собственную конкретную точку зрения по поводу вопроса о виндикации и идентификации бездокументарных ценных бумаг.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ценная бумага и бездокументарная ценная бумага: соотношение…………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и признаки ценной бумаги ………………………………………5
1.2 Понятие и признаки бездокументарной ценной бумаги………………...13
Глава 2. Отдельные вопросы гражданско-правового регулирования бездокументарных ценных бумаг……………………………………………..20
2.1 Виндикация бездокументарных ценных бумаг…………………………..20
2.2 Проблема идентификации бездокументарной ценной бумаги………….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………........28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ценная бумага и бездокументарная
ценная бумага: соотношение…………………………………………………
Глава 2. Отдельные вопросы гражданско-
2.1 Виндикация бездокументарных ценных бумаг…………………………..20
2.2 Проблема идентификации
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………......
Введение
На современном уровне развития цивилистики можно говорить о формировании самостоятельного института гражданского права – института ценных бумаг, который может быть подразделен на два относительно самостоятельных субинститута – субинститут документарных ценных бумаг и субинститут бездокументарных ценных бумаг. Тенденция российского законодательства на дематериализацию ценных бумаг отвечает общей тенденции финансовых рынков, стремящихся уменьшить расходы, связанные с обращением ценных бумаг, а также сократить время, необходимое для перехода прав на ценные бумаги. Появление и развитие бездокументарных ценных бумаг не приводит к вытеснению из гражданского оборота документарных ценных бумаг, но превалирующее значение в настоящее время приобретают бездокументарные ценные бумаги. Ценные бумаги – это динамический институт, который приобретает всё новые и новые качества. Законодатель, создавая конструкцию бездокументарных ценных бумаг, преследовал чисто практические цели: на современном этапе фондовый рынок имеет дело в основном с бездокументарными эмиссионными ценными бумагами; как предмет операций бездокументарные ценные бумаги воспринимаются в обороте именно в качестве ценных бумаг.
Учение о ценных бумагах не может развиваться без исследования бездокументарных ценных бумаг, которые стали реальностью современной цивилистики. Смею предположить, что именно бездокументарные ценные бумаги по-новому высветят некоторые спорные проблемы классической теории.
В судебно-арбитражной практике нередко возникают споры, связанные с признанием прав акционеров на акции бездокументарной формы выпуска. Сбор доказательств и доказывание по такой категории дел обладают определенной спецификой, вызванной особым способом фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги. Сложность защитить права владельца акций бездокументарной формы вызвана, на мой взгляд, несовершенством действующего законодательства, оставляющего дыры в виде способов обхода закона для недобросовестных участников отношений в этой сфере имущественного оборота.
Вопрос об условиях удовлетворения иска об истребовании из незаконного владения пакета бездокументарных ценных бумаг (в основном акций), а по сути это проблема их виндикации, вызывает наибольшее число разногласий. Этот вопрос продолжает оставаться невыясненным. В своей курсовой работе я попытаюсь подытожить и проанализировать аргументированные позиции признанных специалистов в области ценных бумаг, корпоративных отношений, банковского дела и сформулировать собственную конкретную точку зрения по поводу вопроса о виндикации и идентификации бездокументарных ценных бумаг.
Глава 1 «Ценная бумага и бездокументарная ценная бумага: соотношение»
Из ст. 128 ГК РФ следует, что ценные бумаги – это объекты гражданских прав. Правовые нормы, регулирующие оборот ценных бумаг, кроме ГК РФ, содержатся в соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах. К федеральным законам, прямо или косвенно связанных с оборотом ценных бумаг, следует отнести ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ «Об акционерных обществах» и другие. Понятие ценной бумаги однозначно не разработано ни в законодательстве, ни в теории гражданского права, несмотря на обилие нормативных актов, посвященных ценным бумагам. Закрепление в ст. 142 ГК РФ понятия ценной бумаги как строго формального документа, который удостоверяет имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении этого документа, не только не положило конец многочисленным спорам о понятии и сущности ценных бумаг, но породило новые, более оживленные споры. Это можно объяснить тем, что в практической деятельности большое распространение получили эмиссионные ценные бумаги. Для эмиссионных ценных бумаг допустима как документарная, так и бездокументарная форма выпуска, но основной формой является все-таки бездокументарная.
В настоящее время сложились две основные концепции понимания ценных бумаг. Представители первой, документарной концепции признают ценными бумагами только документарные ценные бумаги. Бездокументарные ценные бумаги согласно данной концепции являются имущественными правами или способом фиксации прав, а потому не могут быть признаны вещами, а следовательно, и объектами права собственности. Представители бездокументарной концепции ценных бумаг считают, что понятие ценных бумаг, которое заложено в ГК РФ, основано на традиционном понятии ценной бумаги, разработанном еще в 19 веке, и не соответствует сегодняшним реалиям. Они конструируют единое понимание ценной бумаги как бестелесной вещи, лишенной материального субстрата. К примеру, Д. В. Мурзин парадоксально определяет ценную бумагу как «бестелесную вещь», как обязательственное право, которое регулируется нормами вещного права.1 Также представители данной концепции рассматривают ценные бумаги как совокупность имущественных прав.
А.Ю. Бушев
подчеркнул: «основное значение ценной
бумаги (как электронной, так и
традиционной) в сравнении с другими
аналогичными институтами (цессия, традиция
и др.) для коммерческого оборота
состоит в снижении юридических
(прежде всего доказательственных)
рисков и как результат –
В. А. Белов считает, что русская гражданско-правовая доктрина вообще не выработала самостоятельного определения ценной бумаги, «предпочтя прибегнуть сначала – к описанию данного понятия, а затем и к заимствованию его определения».3 С этим тезисом известного русского цивилиста нельзя не согласиться. В цивилистике очень много доктринальных обоснований сущности и правовой природы ценных бумаг. Но к единому мнению ученые-цивилисты в части определения ценных бумаг не пришли. И это скорее оправданно. Многообразие трудов по ценным бумагам, некоторые из которых носят фундаментальный характер, а другие - прикладной, дают основания полагать и предполагать, что точки зрения ученых могут быть полярными.
В «Курсе торгового права» Г. Ф. Шершеневич определял ценную бумагу как «документ, выражающий право на ценность, которое неразрывно с ним связано».4 Профессор М. М. Агарков исходил из канонического определения ценной бумаги, выработанного германской цивилистикой: «Такие документы, предъявление которых необходимо для осуществления выраженных в них прав носят название ценных бумаг».5 По мнению современных исследователей, определение ценной бумаги дано в ч. 1 п. 1 ст. 142 ГК РФ и только там: «ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».6
Юридический анализ статьи Кодекса, которая называется «Ценные бумаги» должен идти в неразрывной связи со вторым пунктом этой статьи, где закреплены принципиальные признаки бездокументарной ценной бумаги: «В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном)». Таким образом, Кодекс дает нам два определения – традиционной и бездокументарной ценной бумаги, которую нельзя считать просто исключением из общего правила. Только при объединении этих определений можно получить подлинную легальную дефиницию ценной бумаги.
Формально в ст. 128 ГК РФ ценные бумаги причислены к вещам. Общее понятие ценных бумаг в ст. 142 ГК исходит из презумпции того, что ценная бумага является документом, т.е. вещью. Отсутствие документа («бездокументарная ценная бумага») лишает ценную бумагу материальной формы, но не лишает ее статуса объекта гражданского права.
Ценная бумага представляет ценность не сама по себе, даже являясь материальной вещью, а служит инструментом для определения сущности и объема передаваемых прав. С точки зрения этой функции бездокументарные ценные бумаги выступают в гражданском обороте исключительно как средство юридической техники.
Поэтому, с одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что слепое копирование для бездокументарных акций обычных правил о ценных бумагах и их оборотоспособности ведет заведомо к абсурдным выводам. Приравнивать «запись на счете к ценной бумаге или тем более полностью отождествлять их правовой режим невозможно».7
С другой стороны, необходимо учитывать специфику ценных бумаг как института, не основанного на цивилистических традициях и не имеющего аналога в римском частном праве: в Российской Империи Сенату потребовалось 7 лет на то, чтобы опровергнуть свое же мнение и признать ценные бумаги вещью.
Учитывая общепризнанное мнение, по которому действительную ценность в ценной бумаге составляют удостоверенные ею права, необходимо всерьез задуматься и о переносе центра тяжести с бланка на удостоверенные предъявительскими и ордерными ценными бумагами имущественные права.
Возникает вопрос: что же по сути удостоверяет ценная бумага? Ценная бумага удостоверяет, между прочим, и заключение договора. Это удостоверение фактов. Но категория удостоверения для ценной бумаги приобретает и узко-юридическое значение, схожее с удостоверением при совершении нотариальных действий. Уникальный характер ценной бумаги заключается в неразрывной связи и его удостоверением. По сути, связывается право из бумаги с бланком, а также право со способом его удостоверения. Кстати надо заметить, что такой связи нет в бездокументарной ценной бумаге. По идее право даже из такой бумаги не утратило необходимости удостоверения при утрате бланка. В ст. 142 п. 2 ГК РФ предусматривается закрепление прав в специальном реестре, но прав, удостоверенных ценной бумагой. Соответственно выписка из реестра акционеров удостоверяет не само право, а факт его закрепления в реестре. Фиксация является удостоверением права.
Удостоверение бланком, безусловно, носит более формализованный характер, чем такой метод удостоверения, как фиксация. Но нельзя не отметить, что такой метод сохраняет определенную степень публичности, и, соответственно, допустимость в процессе доказывания.8
Документарные и бездокументарные ценные бумаги различаются в части технического осуществления закрепления права из бумаги.
Легальное определение понятия «ценная бумага», представленное в ГК РФ, дает мне основания полагать, что вся совокупность имущественных прав, удостоверенная одним из двух способов удостоверения, должна быть неделимой, представлять собой единое целое.
Законодатель закрепил несколько способов удостоверения, не обойдя своим вниманием фиксацию неделимой совокупности прав в специальном реестре.
В своей работе хотел бы также остановиться на признаках, присущих ценным бумагам.
Ценные бумаги удостоверяют субъективные гражданские права. В законодательстве не нашел однозначного решения вопрос о природе удостоверенных ценными бумагами прав. В соответствии с ГК РФ (ст. 142) ценная бумага удостоверяет имущественные права.
Но стоит отметить, что в ФЗ «О рынке ценных бумаг» черным по белому написано, что «эмиссионная ценная бумага закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав».9 Например, акция предоставляет помимо имущественных прав и другие права. Это может быть право на информацию, право на участие в деятельности акционерного общества. Из этого следует, что ценная бумага может удостоверять либо имущественные и связанные с ними неимущественные права, но не может удостоверять только неимущественные права, так как она призвана участвовать в имущественном обороте, и обладает качеством обращаемости. Имущественные права, предоставляемые ценными бумагами, могут быть обязательственными и вещными. Большинство ценных бумаг закрепляют обязательственные права. Следует подчеркнуть, что каждая ценная бумага предоставляет определенную совокупность прав, которые в комплексе и определяют ее содержание. Повторюсь: эта совокупность прав, по общему правилу, должна быть неделимой. На практике возможны такие ситуации, когда исполнение по ценной бумаге осуществляется по частям, например, выплата дивидендов по акциям. Но это никоим образом не нарушает данной правовой аксиомы. Не стоит забывать про дробные акции, появившиеся в ФЗ «Об акционерных обществах» в 2001 г. Данная новелла законодателя имеет право на существование, хотя, в принципе, как это ни парадоксально звучит, она не согласуется с положением о неделимости ценных бумаг.10 На практике может появиться (и даже закрепиться) самая противоречивая юридическая конструкция. Поэтому, исходя исключительно из практических соображений, можно допустить и появление дробных акций.
Презентация – это наиболее часто встречающийся в юридической литературе признак ценных бумаг. Ценная бумага является документом, презентация (предъявление) которого является необходимым для осуществления выраженного в бумаге права. Документ – это не только бумажный носитель. С появлением именных ценных бумаг, когда управомоченный субъект фиксируется не только в самой ценной бумаге, но и в специальном реестре, уже возможны операции с ценными бумагами без ее предъявления. Очевидно, что удобнее осуществлять сделки с ценными бумагами в отсутствии документарной формы. Все это стало катализатором к дематериализации именных ценных бумаг. Таким образом, начало презентации не является общим признаком для всех ценных бумаг. Презентация обязательна для предъявительских и ордерных ценных бумаг, но не обязательна для именных эмиссионных ценных бумаг.