Анализ семейной политики Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

В принципе вся государственная социальная и экономическая политика воздействует на семьи, но термин “семейная политика” обычно распространяется на социальные программы, законодательство и постановления, имеющие своей целью способствовать росту количества семей, повышению рождаемости и воспитанию детей. В последние десятилетия ХХ – начале ХХI вв. семья в Западной Европе претерпевает радикальные перемены. Происходит падение нормы заключения браков, особенно заметное в Великобритании, Португалии, Бельгии. Увеличивается возраст вступления в брак (почти до 30 лет к 2008 г. в странах ЕС) и возраст рождения первого ребенка (с 27,1 года в 1980 г. до 29,7 года в 2006 г. в странах ЕС).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
I Семейная политика в Швеции……………………………………………...4
1.1 Законодательство…………………………………………………6
1.2 Регистрация……………………………………………………….7
1.3 Расходы на уход за детьми……………………………………….9
1.4 Неравенство в доступе к уходу за детьми………………………12
1.5 Матери и отцы на рынке труда…………………………………..13
1.6 От декретного отпуска матерей к родительскому отпуску и “отцовским месяцам”…………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………28

Прикрепленные файлы: 1 файл

reft1.docx

— 131.53 Кб (Скачать документ)

Постоянно растущие расценки, большие различия в тарифах между  муниципалитетами и устранение предельного  эффекта ухода за детьми на доход  родителей (матерей), то есть если расходы  на уход за детьми увеличиваются, это  могло бы повлиять на занятость и  рабочее время женщин, были причинами  того, почему центральное правительство  ввело максимальный размер платы  в 2002 году (Ниберг 2007). Максимальный размер платы означает, что взнос в дошкольном учреждении не может превышать 3 процента от налогооблагаемого дохода семьи за первого ребёнка, 2 процента за второго, 1 процент за третьего и ничего за четвёртого. Существует также абсолютный потолок для взноса (см. Таблицу 2). Для муниципалитетов введение максимальной платы было добровольным; однако сегодня все муниципалитеты применяют этот максимальный размер взноса.

Таблица 2: Взносы за месяц  в финансируемых государством дошкольных учреждениях, 2005 г.

 
Процент налогооблагаемого дохода

Максимальный взнос  в шведских кронах/евро

1-ый ребёнок

3%

1260/130

2-ой ребёнок

2%

840/86

3-ий ребёнок

1%

420/43

4-ый ребёнок

Нет взноса

 

 

 

1.4 Неравенство  в доступе к уходу за детьми

Важной целью шведской государственной политики по уходу  за детьми было гендерное равенство; другой целью было равенство среди  детей и хорошее социальное и  педагогическое воспитание для всех детей (SOU 1972:26, SOU 1972:27; Бергквист и др. 1999). В 1970-х и 1980-х годах финансируемый государством уход за детьми расширился, но до того, чтобы все дети могли найти в нём место, было далеко, а те, кто нашёл, были в основном семьями более высокого класса. В отличие от ситуации в первой половине двадцатого столетия, когда дети, находившиеся в учреждении по уходу за детьми, происходили из семей рабочего класса и часто имели матерей-одиночек.

Доля детей из рабочего класса, которые ходили в финансируемое  государством дошкольное учреждение, увеличилась с 13 до 25 процентов, в  то время как доля детей из более  высокого класса служащих возросла с 16 до 54 процентов в когортах рождённых  между 1966 и 1981 годом. Важное исключение из этого – матери-одиночки, детям  которых отдавалось предпочтение в доступе к финансируемому государством уходу за детьми перед женатыми или сожительствующими родителями. Из когорты рождённых в 1966-69 гг., где наблюдалось наибольшее различие, почти 40 процентов детей матерей-одиночек были в учреждениях по уходу за детьми по сравнению с менее чем 10 процентами детей женатых или сожительствующих родителей.

Другие исследования подтверждают, что родители детей, которые в  различных отношениях обеспечены лучше, были в состоянии обеспечить место  в финансируемой государством службе ухода за детьми чаще, чем другие родители. Ранее, когда не все дети были в службах ухода, было обнаружено, что чем выше образовательный  уровень родителей и родителей, родившихся в Швеции, тем чаще ребёнок  ходит в дошкольное учреждение по сравнению с родителями с более  низким образованием и родителями иностранного происхождения. Эти различия теперь почти исчезли с расширением  финансируемого государством ухода  за детьми, и почти все дети ходят  в дошкольные учреждения. Всё же некоторые различия продолжают существовать. Дети родителей с университетским  образованием проводят в учреждении по уходу за детьми примерно на три  часа в неделю больше, чем дети, у  родителей которых есть только девятилетнее обязательное школьное образование, и  они также чаще посещают учреждения по уходу, которыми руководят родительские кооперативы. Дети у родителей лишь с базовым образованием, рождённых  за пределами Швеции, и/или только с одним родителем менее часто  регистрируются в родительских кооперативах.

1.5 Матери и  отцы на рынке труда

Теперь позвольте нам  рассмотреть, можем ли мы на общем  уровне увидеть какую-либо связь  между расширением финансируемого государством ухода за детьми и занятостью. Зачастую делается предположение, что расширение занятости матерей в Швеции более или менее было результатом интенсивной гендерной политики равенства и расширения финансируемой государством службы ухода за детьми. Однако я бы возразила, что более правильно описать порядок развития событий наоборот: сначала матери пошли на рынок труда, и это создало быстрорастущий спрос на общественную службу ухода за детьми. (Сравнительный анализ 16 стран с начала 1960-х до конца 1980-х показывает, что занятость женщин является важным определяющим фактором расширения услуг ухода за детьми после проверки других социальных, политических и исторических факторов государственной службы социального обеспечения (Губер и Стефенс 2000).

В 1970 г. примерно половина матерей  с детьми дошкольного возраста (0-6 лет) работала, в то время как только около 10 процентов детей были зарегистрированы в государственных учреждениях  по уходу за детьми. Уход за детьми был  в то время в значительной степени  организован на неофициальном рынке.

С 1970 года уровень занятости  матерей с детьми от 0 до 6 лет повысился  примерно с 50 процентов приблизительно до 85 процентов в 1989 и 1990 годах, в  то время как уровень занятости  отцов был между 95 и 97 процентами (см. Рисунок 2). В течение этого  же периода времени финансируемая  государством служба ухода за детьми расширялась, хотя и слишком медленно по отношению к спросу на уход за детьми. В 1990 году в финансируемой  государством службе ухода за детьми находилось 55-65 процентов детей в  возрасте от 2 до 5 лет и около 35 процентов  годовалых детей.

Рисунок 2. Уровень занятости  в % матерей и отцов с детьми в возрасте от 0 до 6 лет, 1970-2009 гг.

В начале 1990-х в Швеции был очень тяжёлый экономический  кризис, и уровень занятости матерей  и отцов снизился. Эволюция уровня занятости матерей и отцов  с тех пор была очень похожей, но на более низком уровне у матерей, чем у отцов. В 2009 году уровень  занятости матерей составлял 78 процентов, а отцов 91 процент. В течение этого  периода доля детей в финансируемой  государством службе ухода за детьми увеличилась до 91-98 процентов среди 2-5-летних и почти до 50 процентов  среди годовалых.

В 1970-х и 1980-х годах гендерное  равенство и право женщин на труд были сильными аргументами за расширение общественной службы ухода за детьми. Но как можно объяснить постоянное расширение финансируемой государством службы ухода за детьми в 1990-х годах  несмотря на снижающиеся показатели занятости матерей и расширение права на финансируемый государством уход за детьми в начале 2000-х для  включения новых категорий детей? Главная причина этого заключается  в том, что политическое обязательство  относительно службы ухода за детьми было мотивировано не только гендерным  равенством, но также и равенством среди детей и хорошим социальным и педагогическим воспитанием для  всех детей. Так как всё большее  число детей включалось в общественную службу ухода, внимание к поддержке  развития детей и непрерывному обучению также возрастало. Терминология изменилась с «центров ухода за детьми», «дневного ухода» на «дошкольные учреждения», а в 1996 году ответственность за общественный уход за детьми была передана от Министерства по социальным делам и здравоохранения Министерству образования и науки, и был разработан специальный учебный план для детей в возрасте от года до пяти лет. Уход за детьми сегодня в большей степени рассматривается как образование и как права детей, нежели как право женщины (родителей). И всё же нельзя утверждать, что общественная служба ухода за детьми не важна для занятости и гендерного равенства женщин, она очень важна.

1.6 От декретного  отпуска матерей к родительскому  отпуску и “отцовским месяцам”

В то время как финансируемый  государством уход за детьми был важным фундаментом для создания в Швеции модели «двое зарабатывают/двое занимаются детьми», другим существенным основанием было преобразование декретного отпуска  матерей в родительский отпуск. Закон  о декретном отпуске матерей  был заменён законом о родительском отпуске в 1974 году, и он означал, что  отпуск после рождения ребёнка больше не закреплялся за матерью, но мог  также использоваться отцом. Однако отец мог передать своё право матери. В 1974 году родительский отпуск составлял 6 месяцев, но уже в 1975 он был продлён  до 7 месяцев, а к 1990 г. родительский отпуск достиг 15 месяцев, и сегодня  он составляет 16 месяцев (Родительский отпуск можно взять без выплаты  родительского пособия, но есть сильная  корреляция между отпуском и пособием. Здесь эти понятия используются так, как будто они совпадают)

Когда в 1974 году был введён родительский отпуск, родительское пособие  составляло 90 процентов от заработка. В то же время это пособие стало  налогооблагаемым и учитывалось, когда  рассчитывались права на пенсию. Вследствие экономического кризиса в Швеции в 1990-х родительское пособие было снижено и с тех пор составляет 80 процентов, существует также потолок, за исключением 90 дней, которые оплачиваются по нижнему порогу минимального уровня единой тарифной ставки. Неработающие родители также получают гарантированную сумму, которая в 2010 году составляет около 18 евро в день или 540 евро в месяц и выплачивается из средств социального обеспечения. Это считается низкой суммой по сравнению со средней ежемесячной заработной платой для женщин, которая составляет около 2 350 евро.

Несмотря на то, что отцы с 1974 года получили право на родительский отпуск, они почти не использовали в то время эту возможность (Таблица 3). Однако с течением времени эта  доля росла, и из общего числа претендентов на родительский отпуск доля отцов  составляла 23 процента в 1985 г. и 44 процента в 2008. Хоть это и кажется довольно-таки равным в гендерном отношении  разделением родительского отпуска, пропорция всех дней родительского  пособия, использованных отцами, не столь  впечатляющая. Отцовская доля дней родительского отпуска увеличилась  с 0 процентов в 1974 году до 21 процента в 2008.

Таблица 3    Заявки на родительский отпуск от матерей и  отцов (в % от всех претендентов)

Доля женщин и  мужчин, претендующих на родительское пособие

Доля дней, за которые  выплачивается родительское пособие  женщинам и мужчинам

 

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

1974

100

0

100

0

1985

77

23

94

6

1995

72

28

91

9

2005

57

43

80

20

2008

56

44

79

21


 

Изменения в законодательстве, дающие отцам права на родительский отпуск, не были ответом на широкий  спрос среди отцов, но была надежда, что отцы воспользуются своим  новым правом. Однако, как уже  было замечено, вскоре стало очевидно, что этого в крупных масштабах  не происходит. Поэтому министр по социальным делам ввёл так называемый «отцовский месяц», чтобы поощрить отцов использовать своё право на родительское пособие. Первый отцовский  месяц (и, соответственно, "материнский  месяц") был введён в 1995 году; месяц  родительского отпуска больше нельзя было передать другому родителю, что  в реальности означало, что отец не мог передать этот месяц матери. В 2002 г. родительское пособие было увеличено  ещё на месяц, и эти дни тоже нельзя передавать. Это означает, что, хотя использование этого права  не является обязательным, в случае, когда родители хотят использовать все 16 месяцев родительского отпуска, каждый родитель должен взять по крайней  мере 2 месяца.

Данные о днях родительского  пособия сообщают нам об использовании  дней родительского пособия за конкретный год. Однако было бы, возможно, более  интересно исследовать это исходя из интересов ребёнка и особенно изучить, имело ли значение введение отцовского месяца в 1995 г. Есть некоторая  информация о том, сколько дней родительского  пособия использовали отцы на детей, рождённых в различные годы. Примерно 45 процентов отцов детей, родившихся в 1993 и 1994 годах, что было до введения отцовских месяцев, не использовали ни одного дня родительского пособия (см. Рисунок 3). Эта доля уменьшилась  примерно до 11 процентов для детей, родившихся в 1995, 1996 и 1997 г. Доля отцов, взявших 30 дней или более, увеличилась  с 35-36 до 71 процента.

Рисунок 3 Доля отцов, взявших родительский отпуск, по году рождения ребёнка и количество дней (%), 1993-1997

 

Источник: оценка и подсчёт, 26 мая 2004 г.

 

Кроме введения первого отцовского месяца то же правительство, состоящее  из либералов, правоцентристов и христианских демократов, также ввело в 1994 году наличное пособие на уход. Пособие выплачивалось на детей в возрасте от одного года до трёх лет. Родители могли использовать эти деньги на то, чтобы дать возможность одному родителю остаться дома, но они могли также использоваться для того, чтобы платить за службу ухода за детьми. После выборов, когда социал-демократы снова пришли к власти, они отменили наличное пособие на уход. Таким образом, оно действовало только около шести месяцев. Довод, выдвигаемый особенно женщинами социал-демократами, заключался в том, что наличное пособие на уход – это ловушка для женщин, и что оно поддерживает традиционную форму семьи. Теперь у власти снова правительство, состоящее из умеренных либералов, центристов и христианских демократов, и введено наличное пособие на уход. На сей раз муниципалитеты могут выбирать, вводить наличное пособие на уход или нет. Если муниципалитет решает ввести пособие, тогда родители в этом муниципалитете могут получать до 3 000 шведских крон (около 300 евро) в месяц при условии, что они не пользуются финансируемой государством службой ухода за детьми. Аргумент заключается в том, что пособие расширяет возможности выбора родителей. Это пособие было введено в июле 2008 г. Мы ещё не знаем, каков будет эффект. Но в августе 2009 года примерно одна треть муниципалитетов либо ввела наличное пособие на уход, либо планировала сделать это, и почти все из них – 93 муниципалитета или 97 процентов – управлялись партиями, которые находятся у власти на национальном уровне, и только двумя муниципалитетами или 2 процентами руководит социально-демократическая партия, левая партия или партия «зелёных» (Ниберг 2010). Похоже, что этим пособием будут пользоваться матери иностранного происхождения и женщины, у которых в целом скверные возможности на рынке труда.

Информация о работе Анализ семейной политики Швеции