Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа
В течение последних 30 лет XIX в. Классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
Центральными вопросами экономической науки стали вопросы исследования поведения экономических субъектов (потребителя и фирмы) в условиях ограниченных ресурсов. Экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами. Сутью экономической науки стал поиск условий, при которых производственные услуги распределяются с оптимальным результатом между конкурирующими целями.
Введение……………………………………………………………………….......2
1.Теория предельной полезности (Ф. Визер, О. Бём-Баверк)
1.1. Учение Менгера…………………………………………………..……3
1.2. Теория предельной полезности Ф. Визера…………………………...4
1.3. Теория предельной полезности О. Бём-Баверка………………….…5
2. Теория равновесия на рынке отдельного товара (А. Маршалл)….................8
3. Трактовка проблемы измерения полезности у авторов австрийской и математической школы
3.1. Австрийская школа…………………………………………………..14
3.2. Математическая школа………………………………………………15
Заключение…………………………………………………...…..........................19
Список литературы……………………...……………………….........................20
Следует отметить, что понятие «эластичность» в дальнейшем стало применяться не только в разработке проблем цены и спроса, но и при анализе соотношения цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и предложения труда а также при анализе эффективности ценовой политики фирмы.
В анализе цены предложения Маршалл стоит на позиции, что последняя определяется исключительно издержками. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного употребления капитала. Данная позиция уходит своими корнями ко взглядам английского экономиста Сениора. Опираясь на нее, Маршалл отмечает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания.9
Акцент на психологическом обосновании издержек производства станет более понятен, если учесть, что в этом утверждении звучит оппозиция Марксу, который считал источником прибыли и процента неоплаченный труд рабочих. Маршалл этого не скрывает, когда пишет, что любая попытка отстаивать посылку, что процент есть неоплаченный труд, молча подразумевает, что оказываемые капиталом услуги являются даровым благом. И если допустить, что товар является только продуктом труда, а не труда и ожидания, то мы неизбежно придем к логическому выводу, что процент и вознаграждение за ожидания не имеют оправданий.
Из приведенных выше рассуждений Маршалл делает вывод, что цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата – компенсацию за усталость, процент – компенсацию за ожидание, предпринимательский доход – плату за риск. В этом суть методологического подхода Маршалла к определению издержек. При данном подходе хотя кривая возрастающих цен предложения и определяются ростом издержек, последние представляют собой субъективные переживания производителей.
В то же время, рассматривая
механизм динамики издержек на уровне
фирмы, Маршалл ставит их в зависимость
от изменения объемов
Таким образом, в теорию цены включается не только психологическая концепция издержек производства, но и значительно более важное в практическом плане положение о зависимости цены предложения от объемов производства.
Дав теоретический анализ цены спроса и цены предложения, Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет себе точку пересечения кривых спроса и предложения (динамика спроса определяет убывающей предельной полезностью, а динамика предложения – возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен – полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы, и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, «разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первым, кто это сделал) и анализировать ситуацию мгновенно, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спрос аи предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Маршалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия – цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем польше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.
Анализируя ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения предложения требуется время для создания дополнительных производственных мощностей. На данном временном отрезке повышение спроса ведет к росту цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту – по определению Маршалла), который представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако он носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др. 10
Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. Далее я рассмотрю трактовку измерения полезности у авторов австрийской и математической школы
3.1. Австрийская школа
К. Менгер разработал теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, описывая индивидуальные акты обмена, Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении. Ф. Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развернутый вариант новой теории предельной полезности, дополнив ее субъективистской концепцией процента.
Теория предельной полезности
непосредственно
При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), и в особенности «законы Госсена». Согласно этим законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей» полезность вещи падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Госсен рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление - как единственный объект исследований.
Маржиналисты австрийской школы сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась уже не затратами на производство товара, как в классической политэкономии, а предельной полезностью товара. Соответственно, поменялся предмет изучения. Если раньше главной, первичной сферой экономики считалось производство (предложение), то теперь такой сферой стало потребление (спрос). Поскольку полезность — понятие субъективное, новое теоретическое направление называлось первоначально «субъективным».
Идея о том, что в основе стоимости лежит полезность вещи, не была новой. Она периодически начиная с XVII в. возникала в экономической мысли весь предшествующий период. Идея о влиянии на стоимость фактора редкости также высказывалась. Новым стало их соединение — понятие предельной полезности. Исследование предельных величин явилось главной отличительной особенностью теоретического направления и легло в основу его названия. Предельная величина характеризует не сущность явления, а изменение величины какого-либо явления в связи с изменением величины другого. 11
Математическая школа представлена такими видными представителями, как: Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс, Ф. Эджуорт.
Специфическая особенность теоретических построений математической школы — ориентация на маржинализм. Активное использование предельных категорий (предельная полезность, предельная эффективность, предельная производительность), принципа убывания полезности и принципа редкости роднит математическую школу с австрийской школой.
Однако место математической школы в истории экономической науки определено тем, что она придает решающее значение математике как методу изучения экономических явлений.
Экономические изменения (процессы) маржиналисты стали моделировать математически, в виде дифференциальных уравнений (и соответствующих графиков). Дифференциальное уравнение связывает независимую переменную величину, ее функцию и производную функции (скорость ее изменения). Такое моделирование применялось для поиска оптимальных величин экономических явлений. Оптимум — это экстремальное (максимальное или минимальное) значение функции, когда ее производная равна нулю.
Моделирование еще в большей степени, чем любая теория, предполагает упрощение реального явления или процесса. Любая модель имеет оговорку — «при прочих равных условиях». Занявшись математическим моделированием экономики, мажиналисты применили «упрощение», исследуя лишь «чистую» экономику, т.е. экономику вне социальных форм.
Для математической школы ценность математических моделей экономических явлений состоит в том, что они позволяют лаконичным образом описывать эти явления и с их помощью можно получить из высказанных предпосылок выводы, которые иным путем не могут быть получены.
Леон Вальрас (1834-1910) не ограничился характеристикой предельной полезности (считая ее основой ценности товара), формулировкой понятия «функция спроса» и других понятий. Он определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие.
Он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множество рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
Ценность всегда относительна, она определяется сопоставлением интенсивности конкретной потребности в товаре и издержками его производства. В рыночной экономике это выражается через равенство спроса и предложения по всем товарам и услугам. Главным регулирующим механизмом достижения равновесия Вальрас считал изменение структуры равновесных цен. Ценность становится известной только после установления равновесия полезностей и затрат, спроса и предложения.
Вильфредо Парето, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа.
Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, Парето отказался от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перешел к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Если в модели общего экономического равновесия Вальраса критерием ее достижения считалась максимизации полезности, которая измерению не поддается, то в модели Парето этот критерий заменен оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е. выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
В целях исследования Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения).
Парето сформулировал понятие общественной максимальной полезности т.е. то самое понятие, которое теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.
Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) своем творчестве придерживался субъективных позиций:
1. Максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса.