Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить сущность свободных экономических зон и выявить их основные формы, а так же проследить историю развития СЭЗ.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих задач:
• изучение теоретических основ свободных экономических зон;
• установить этапы становления и развития свободных экономических зон;
• изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…6
1.1 Сущность СЭЗ………………………………………………………………………..6
1.2 Классификация СЭЗ………………………………………………………………….8
1.3 Организация СЭЗ…………………………………………………………………….15
2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………...19
2.1 История организации СЭЗ в Российской Федерации…………………………......19
2.2 Проблемы развития СЭЗ в России………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективности. Для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т. к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.


2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 История организации СЭЗ в России

 

Своим существованием СЭЗ в России фактически «обязаны» постановлениям Верховного Совета РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства», от 13.09.90 г. N 165-1 «О создании зон свободного предпринимательства», принятых в 1990 году. В 1991 году был принят Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1  «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Согласно статьям 41 и 42 этого закона, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием;

      упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

      налогообложение по льготным ставкам - до 50 % установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

      понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

      предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет;

      понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров;

      упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового;

      наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным районам. В результате предоставленные законом льготы для СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с уже действующими в некоторых ранее созданных в России зонах.

Массовая раздача в начале 90-х годов зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г.  около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами на своей территории, решить с помощью статуса зоны массу различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из Федерального центра.

В конце 1991 - начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статутные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. Указа Президента РФ (Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации»), которым было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию крупных СЭЗ. Подготовленный проект Закона РФ «О свободных  экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно локальных зон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более  реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных и налоговых льгот (Закон РФ от 21.05.93 г. №5003-1 «О таможенном тарифе», Закон РСФСР от 10.10.91 г. №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР») и очередная отмена налоговых преференций. И хотя иностранным инвесторам Указом Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:

      урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

      формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

      усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных таможенных зон. Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ «Находка»: опираясь на правительственное постановление о принципиальной  возможности создавать на своей территории таможенные зоны (Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 «О некоторых мерах по развитию СЭЗ «Находка»), а также – на специально предоставленный на эти цели бюджетный кредит Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ «Шерризон»), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона «Гавань»), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).

Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области (Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 «О внесении дополнений в постановление ВС РФ «О введении в действие закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 «О Калининградской области»), а в июле 1994 г. была создана (Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод») зона экономического благоприятствования в Ингушетии – «своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов». Причем, когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены (Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот», Федеральный закон от 13.03.95 г. №31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»), борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного Федерального Закона, возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. Однако до сих пор не стихает борьба вокруг статьи 7 этого закона, приобретшая особую остроту в 1997 году. Её отмена привела бы к прекращению действия на территории ОЭЗ таможенных льгот, что фактически означало потерю последних преимуществ области по отношению к другим субъектам Федерации. Встречные действия также не возымело успеха – в 1999 году Президентом отклонено внесение поправок в Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которые предусматривали законодательное закрепление ряда существенных льгот по этому налогу для фирм, зарегистрированных в СЭЗ.

Такая «приближенная к боевой» обстановка вокруг «правил игры» в отечественных СЭЗ не могла не привести к оттоку инвестиций в более стабильные с точки зрения экономического законодательства соседние страны. Так, например, несомненен уход капиталов из Калининградской области в Клайпеду, где также создана и функционирует СЭЗ. Правовые проблемы немедленно вылились в экономические – с 1995 по 1997 год иностранные инвестиции в зону упали в 5 раз Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных контрактов в соответствии с законодательством РФ о труде.

В январе 2006 г. Правительство РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о создании особых экономических зон.

Постановлениями Правительства РФ в декабре 2005 г. особого статуса по результатам конкурса были удостоены разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели новых материалов в Томске. Кроме того, в Липецке будут производить бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.

Рассмотрев типы СЭЗ на территории РФ, историю организации, принципы функционирования, необходимо указать современное состояние СЭЗ в России.


2.2 Проблемы развития СЭЗ в России

 

При разработке и принятии закона о СЭЗ, что является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему: функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Исключения допускаются лишь в целях «...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» . Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

Точная юридическая проработка вопросов, касающихся СЭЗ, может привести к нормальному функционированию зон и в условиях действующего правового поля. Имея в виду несовершенство правовой системы России, прямое действие норм законодательства, подзаконных актов в особенности, может означать фактическое прекращение СЭЗ и ее правового режима. Правовые институты СЭЗ - статуты органов управления ею, правосубъектность резидентов, правовые основы правоприменительной и арбитражной деятельности - чрезвычайно сложно согласовывать с действующим законодательством, достаточно сложно - с международным правом, сложившимися международными институтами и обычаями.

Информация о работе Свободные экономические зоны: содержание, история развития, формы