Рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Рациональное экономическое поведение - это стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу». Решения, приносящие в заданных условиях наилучшие результаты, называются эффективными. Из набора эффективных решений в сфере хозяйственной деятельности относительно распределения, производства, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение, как потребителей, так и производителей разных видов продукции

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика рационального экономического поведения
§1.Определение рациональности поведения 5
§2.Виды рациональности: полная, ограниченная, органическая 8
§3.Направления моделирования человека 11
Глава 2. Рациональное экономическое поведение в работах отдельных авторов
§1.Рациональное экономическое поведение в работах Г.А.Саймона 14
§2.Рациональное экономическое поведение по О.И.Уильямсону 16
Глава 3.Теория общественного выбора
§1.Теория рационального выбора: общее и особенное. 19
§2.Школы теории рационального выбора 20
Заключение 22
Список литературы 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.49 Кб (Скачать документ)

Я думаю, что определение об ограниченной рациональности означает, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но их возможности получать и обрабатывать информацию ограничены. Обычно им приходится полагаться на неполную информацию и прибегать к эмпирическим правилам, в которых не используется вся доступная информация.

Со временем выделяется еще один уровень рациональности экономического поведения – органическая рациональность. На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных со стремлением индивида не только к материальным благам, но и к нематериальным (например, духовные потребности, удовлетворенность к самим трудом, потребность в самореализации и т.д.). Хайек подчеркивал, что «…моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей».6 Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.7

Итак, обсужденная выше модель «экономического человека» в ее классическом варианте предполагает рационально мыслящего, т.е. максимизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых.

§3. Направления моделирования  человека.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека можно выделить три. Различия между  ними определяются, во-первых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направление представлено английской неоклассической школой, маржинализмом и неоклассиками. В соответствии с этим направлением «экономический человек» ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. «Homo economicus» обладает высоким уровнем интеллекта, информированностью, компетентностью и в состоянии обеспечить реализацию всех его целей в условиях свободной и совершенной конкуренции. Государство в роли «ночного сторожа» - обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создает юридическое поле для свободного обмена благами.

Второе направление  присуще кейсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Один из представителей неинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функции индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личности выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида». На первый взгляд, альтруистическое поведение, казалось бы, должно приводить к нерациональным решениям с точки зрения человека рационального, всегда поступающего эгоистически, в своих интересах. Но фактически альтруистические поступки ведут к достижению довольно рациональных целей. Просто эти цели или потребности лежат зачастую в нематериальной сфере.

Данная школа  названа по имени Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) – английского экономиста, государственного деятеля, выступавшего за необходимость усиления регулирующей функции государства.

Третье направление  представлено принципиально новой  разновидностью модели «экономического  человека», отражающей современные  реалии. Для нее характерна изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не только материальных, сколько духовных потребностей личности. Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установление связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно - политических взглядов. Эта модель социально – индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежестокими границами между социальными общностями.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной  системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума  в получении выгоды. Универсальность  этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о продолжении образования и др., где прослеживается проблема рационального выбора. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рациональное экономическое  поведение в работах отдельных авторов.

§1. Рациональное экономическое поведение в работах Г.А.Саймона.

В 1978 году Герберт Саймон получил Нобелевскую премию по экономике за свой теоретический вклад в науку управления - теорию ограниченной рациональности.

Вкратце, суть теории Саймона заключается в том, что положение о рациональности поведения человека, которое вошло в основу многих экономических теорий, в реальности ошибочно, т.к. человек не может  быть полностью рационален.

Саймон считает, что термин «рациональный» долгое время носил в экономической теории особый смысл, отнюдь не совпадающий с широкой его трактовкой в толковом словаре: «разумный; неабсурдный, неэкстравагантный, неглупый, не противоречащий здравому смыслу и т.д.; умный, здравый». Хорошо известно, что в экономической теории рациональный человек – это максимизатор, соглашающийся лишь наилучший вариант. Даже его ожидания, как мы выяснили в последние несколько лет, рациональны. Его рациональность простирается так далеко, что распространяется и на спальню: как считает Гэри Беккер, «он будет ночью читать в постели только при условии, если ценность чтения (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены».8

Многие экономисты склонны полагать, что они дают больше чем получают. В этой связи вспоминаются строки Омара Хайяма:

Быть торговцем вином может  только чудак,

Отдающий бесценный товар за пятак.

Этой проблеме и будет в основном посвящена теория Саймона. Следующее рассуждение можно разделить на три пункта.

Во-первых, необходимо развить мысль о том, что человеческое поведение почти всегда содержит значительный рациональный компонент, но только если иметь в виду не специфическую трактовку рациональности экономистами, связанную с максимизацией, а более широкий смысл этого понятия.

Во-вторых, сама экономическая теория вовсе не ограничивает себя узким определением рациональности. В значительной части экономической литературы широкое применение имеют менее жесткие критерии рациональности, и введение более строгих определений вряд ли существенно улучшило бы эти работы. В тех случаях, когда более слабое определение отвечает целям анализа,

экономическая теория может немало позаимствовать из других социальных дисциплин.

В-третьих, экономическая  теория занималась в основном результатами рационального выбора, а не процессом выбора. Но поскольку экономический анализ все более включает в орбиту своих интересов динамические аспекты выбора в условиях неопределенности, возрастающее значение приобретает изучение процессов выбора. За последние годы, благодаря прежде всего исследованиям в области искусственного интеллекта, наше понимание процедурной рациональности заметно продвинулось. Использование этих достижений в экономической теории могло бы существенно углубить наши представления о динамической рациональности и воздействии на процессы выбора институциональных структур, в рамках которых осуществляется выбор.9

Во многих экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают чего бы то ни было, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.

Термин «ограниченной рациональности» был предложен Гербертом Саймоном. В "Моделях моей жизни " Саймон отмечает, что большинство людей рациональны только отчасти, и эмоциональны либо иррациональны в остальных ситуациях. В другой работе он утверждает, что «агенты ограниченной рациональности испытывают затруднения при формулировании и решении сложных проблем, и обработке (получении, хранении, использовании, передаче) информации. Саймон описывает некоторое количество направлений, в которых классическая модель рациональности может быть дополнена и приведена в большее соответствие с реальностью, оставаясь в рамках строгого формализма:

  • ограничение по тому, какого рода могут быть функции полезности; 
  • учет стоимости сбора и обработки информации;
  • возможность существования векторной функции полезности.

Саймон предложил, что экономические агенты используют скорее эвристический анализ, чем строгое применение правил оптимизации, из-за сложности ситуации и невозможности вычислить и учесть полезность каждого возможного действия. Стоимость оценки ситуации может быть очень высока, при том что другая экономическая деятельность может также требовать принятия подобных решений. 

§2. Рациональное экономическое поведение по О.И.Уильямсону.

Оливер Уильямсон является одним из основных представителей неоинститутциональной теории фирмы - важного направления в неоинституционализме, которое ведет свое начало от известной статьи Р. Коуза "Природа фирмы". Основными работами Уильямсона являются: "Рынки и иерархии" (1975), "Экономические институты капитализма" (1985).

Первой концепцией является ограниченная рациональность - принятие решений без сбора всей доступной информации и осуществления всех возможных расчетов. Невозможно предугадать все изменения, невозможно составить контракт, который исчерпывал бы все варианты развития будущих событий. Важное место в концепции Уильямсона занимали три характеристики любой трансакции, которые влияют на выбор способа ее осуществления. 

Ограниченная  рациональность – познавательная предпосылка, которая принята в экономической  теории трансакционных издержек. Это –полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике «стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени». Обратите внимание на то, что в этом определении одновременно присутствуют и стремление к рациональности, и ее ограниченность. Такое сочетание вызвало нарекания как со стороны экономистов, так и со стороны других ученых-обществоведов, хотя и по разным причинам. Экономисты возражают, поскольку ограничения, налагаемые на рациональность, ошибочно интерпретируются ими как нерациональность или иррациональность. Поскольку экономисты рассматривают самих себя в качестве «гарантов рациональности», то их настороженное отношение к этому подходу вполне понятно. Представители других социальных дисциплин возражают, поскольку видят в допущении стремления к рациональности слишком большую уступку принятому у экономистов исследовательскому подходу, основанному на принципе максимизации. В результате предпосылка ограниченной рациональности подвергается нападкам с обеих сторон.

Экономическая теория трансакционных издержек признает, что рациональность человека ограничена, и утверждает, что обе части определения являются существенными. Стремление к рациональности означает ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов, а признание ограниченности познавательных способностей служит стимулом к исследованию институтов.

Слабая  форма рациональности – рациональность процесса или органическая рациональность – используется в современном эволюционном подходе и подходе австрийской школы. Но если Нельсон и Уинтер рассматривают эволюционный процесс в рамках одной фирмы и в отношениях между фирмами, то австрийцы исследуют процессы более общего характера – например, связанные с институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и права как такового.

Неоклассическая экономическая теория придерживается принципа

максимизации. Этот принцип неоспорим, но только если приняты во внимание все имеющиеся издержки. Однако традиционная трактовка максимизации такого полного учета не поощряет; вместо этого роль институтов преуменьшается, фирмы представляются как производственные функции, потребители – как функции полезности, распределение деятельности между различными способами экономической организации рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной. Особо амбициозной формой максимизации является контрактный процесс на вероятностных рынках по типу Эрроу-Дебре. Возможность изучить альтернативные способы заключения контрактов устраняется с помощью предпосылки, допускающей возможность межвременного выбора среди всех возможных вариантов.

Второй концепцией является оппортунизм - тайное или явное  следование собственным интересам  в ущерб целям партнера. Поскольку  существует вероятность оппортунизма, трансакция оказывается опасной и требует правового обеспечения в виде контракта. Под оппортунизмом он понимает следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.

В общем случае оппортунизм означает предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других типах запутывания партнера. Он обусловливает возникновение действительной или мнимой информационной асимметрии, которая существенно усложняет задачи экономической организации. Вследствие этого как стороны, участвующие в сделке, так и третья сторона (суды, арбитры и т.п.) могут столкнуться с гораздо более сложными проблемами ex post.

Информация о работе Рациональное экономическое поведение