Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 13:02, курсовая работа
К концу XX в. разные формы трудовой коллективной собственности составили в структуре народного хозяйства развитых капиталистических стран около 10%. Государственная и частная, в том числе и акционированная, в среднем – 30 и 60%. Если учитывать акции и ценные бумаги, принадлежащие государству, в некоторых развитых капиталистических странах государственная собственность находится на уровне 50%. Сформировалась смешанная экономика, т.е. многоукладная экономика, в которой сосуществуют различные исторические типы собственности.
Введение ………………………………………………………………………. 3 стр.
1. Модели смешанной экономики………………………………………………. 4 стр.
1.1. Шведская модель………………………………………………….. 6 стр.
1.2. Американская модель…………………………………………….. 9 стр.
1.3. Германская модель……………………………………………….. 15 стр.
1.4. Японская модель………………………………………………….. 21 стр.
1.5. Южнокорейская или азиатская модель………………………… 27 стр.
1.6. Китайская модель………………………………………………… 30 стр.
2. Сравнительный анализ моделей смешанной экономики…………………. 34 стр.
Заключение…………………………………………………………………... 37 стр.
Список используемой литературы………………………………………….
Одним из направлений экономической политики было сдерживание роста государственного долга. В связи с дефицитностью бюджета государственный долг вырос с 44% ВВП в 1990 г. До 61% в конце истёкшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4% ВВП. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счёт приватизации ряда государственных компаний.
Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.
Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
1.4 Японская модель.
Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув пика в 50-х годах (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), обнаружили затем долговременный понижающийся тренд: в 60-х — 11,3%. За этим трендом стоит смена этапов экономического развития страны. Среди них — этап реформ первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), этап высоких темпов роста (1955—1973 гг.), этап адаптации к росту цен на сырье и топливо и к интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и этап структурного кризиса 90-х годов.
В годы «экономического чуда» Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий.
В 50-х годах были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и воссоздан разрушенный во время войны торговый флот.
В 60-х годах на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства «с нуля» были созданы производство электробытовых приборов, автомобильная промышленность, нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой
энергетического хозяйства.
Главным направлением в перестройке отраслевой структуры явилось создание на новой технической базе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Этому способствовало сочетание следующих факторов: наличие дешевой, хорошо обученной рабочей силы; отсутствие собственного сырья и топлива, до
ступность новых зарубежных технологий, а также существование достаточных внутренних источников накопления и механизмов финансирования капиталовложений.
Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями. Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования. При этом ставки по ссудам удерживались на уровне, не достигавшем равновесного. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками.
Период высоких темпов сформировал в Японии современный средний класс. На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса оказались личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18—20%
приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов.
Роль других компонентов исполняли налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограниченность доступа новых конкурентов на рынки и регламентированность специализации предприятий в ряде отраслей (нефтепереработка, нефтехимия, банковская деятельность и страхование). Специфически японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей во время циклических спадов.
К концу 60-х годов в Японии сложился промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался навстречу конкуренции со стороны иностранных товаров. Еще в середине десятилетия исчезли периодические дефициты торгового баланса, а к началу 70-х годов прекратился
валютно-лицензионный контроль над импортом, пришел конец ограничениям притока иностранного капитала. Затем исчезли и ограничения экспорта японского капитала за границу.
В 70-х годах два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии, промышленность которой работает на привозном сырье и топливе, острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979—1980 гг. — на 86%. К тому же в 70-х годах исчерпались резервы экстенсивного роста на
базе привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции.
Японская промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была проведена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.
Что касается «структурно депрессивных» отраслей, то в 1978—88 гг. были осуществлены две пятилетние программы, благодаря которым удалось частично свернуть те из них, где положение предприятий представлялось особенно тяжелым (выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность).
Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замещаться импортом. Японская экономика шаг за шагом интегрируется в мировое хо
зяйство.
Только в 1995 г., впервые за весь послевоенный период, начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми». Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора экономики.
В 90-х годах Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений, и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике, скорее, не прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), а косвенно, в форме ухудшения условий деятельности филиалов японских компаний (именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий). Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и повлекла серию самых серьезных последствий. Первое — массовые банкротства компаний, с обесценивающимся имуществом, под которое раньше можно было получать кредиты, и накапливающимися долгами. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992—1993 гг. и в 1998 г. Второе — «дефляционная спираль», т.е. снижение цен на фоне сокращающихся масштабов производства. Механизм действия «дефляционной спирали» выглядит так: домашние хозяйства и компании откладывают решения о сколько-нибудь крупных расходах «на потом», когда все станет дешевле. В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции уменьшаются.
Безработица велика только по японским меркам (4,7%), существенного падения номи
нальных доходов не произошло. Но падение цен на недвижимость нанесло ущерб и кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные вначале 90-х, упали так, что их продажа не покрывает задолженность по закладным. Низкий уровень процентных ставок урезал денежные доходы пенсионеров (из-за падения доходности траст-банков, управляющих пенсионными фондами). Третье — нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финан
совых учреждений в экономику. Единственный путь к восстановлению экономического роста лежит через структурные реформы.
Сегодня Япония единственная из развитых стран проводит широкомасштабные экономические реформы.
Начиная с 1994 г. правительство принимало годовые программы дерегулирования, а в 1998 г. была принята трехлетняя программа, пересмотренная и дополненная 31 марта 2000 г. В ней было намечено дерегулирование трудовых отношений (условий найма рабочих и служащих), сделок с недвижимостью, банковского дела, страхования, операций с ценными бумагами.
В Японии, где долгосрочное планирование было сначала ориентировано на экспортный потенциал, добились успехов в обеспечении экономического роста. Однако вследствие ухудшения общемировой экономической конъюнктуры появились трудности, связанные с платежным балансом и инфляцией. Проблема была решена двумя способами. Во-первых, японские компании добились успехов за счет концентрации и интернационализации производства. Во-вторых, были созданы условия для доступа иностранного капитала в страну. Сначала было разрешено его участие в пропорции 50/50, а затем число предприятий для иностранного капитала было расширено. В результате в Японии, как и в других странах неоэтатистской ориентации, интерес к долгосрочному планированию и государственному регулированию упал.
Японская модель смешанной экономики представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Экономике Японии 90-х годов ХХ в. были присущи проблемы, связанные с потерей индекса конкурентоспособности; с организацией новой волны экспортной экспансии в Азии; с последствиями азиатского финансового кризиса; с темпами экономического роста. Свою первую позицию в индексе конкурентоспособности Япония потеряла еще в 1991 г. В последующие годы положение ухудшилось: в 1995 г. - пятая позиция, в 1997 г.- десятая, в 1998 г. - восемнадцатая позиция. Причем в 1998 г. Япония пропустила вперед не только индустриальные страны, но и Тайвань, Австралию и Новую Зеландию. Такая ситуация была обусловлена политикой дешевого доллара, проводимая США, желающими расширить «свою собственную экспортную экспансию».
Американские корпорации значительно усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд. долл.. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г. по 1996 г. закрылось почти 110 тыс. фирм. Попытки правительства повысить спрос на отечественном рынке потерпели неудачу, хотя общая сумма экстренных мер составила весьма значительную сумму - 800 млрд. долл. (1992-1997 годы). Новая акция правительства в 1998 г., направленная на развитие потребительского рынка (было выделено 123 млрд. долл.) желаемых результатов не дала. Одновременно с этим волна банкротств породила проблему безработицы. Ее уровень ежегодно (в период 1992-1998 годы) составлял 10%.Такой доли безработных в стране не наблюдалось за все послевоенные годы.
Начавшаяся новая волна экспортной экспансии в Азии привела к тому, что уже в 1991 г. Объем экспорта японских товаров и услуг в Юго-Восточную Азию составил 96 млрд. долл., т.е. превзошел экспорт в США. Японские компании «Сони», «Мацусита» и «Саньо» увеличили долю своих продаж в Юго-Восточной Азии с 5-6% до 20%. Особое значение приобрели прямые инвестиции в экономику данного региона. В результате этого японские компании в Таиланде, Малайзии и Индонезии обеспечили работой до 7% всего трудоспособного населения этих стран. Возросло и число филиалов, создаваемых японскими банками в Юго-Восточной Азии. Осуществляя экспортную экспансию, японское правительство, однако, во-первых, не учло, что азиатские страны полностью повторили японскую модель вместе с ее недостатками; во-вторых, недооценило важность финансовых проблем в самой Японии; в-третьих, преувеличило свои возможности контроля над экономикой азиатских стран. Финансовые проблемы в Японии возникли еще в начале 90-х годов ХХ в. Однако азиатский финансовый кризис оказался для нее наиболее разрушительным. Оценки проблемных долгов в стране весьма различны. В течение 1998 г. японское правительство пыталось реформировать финансовые институты и систему государственного управления. Однако качественных изменений в стране не произошло. Япония по-прежнему проявляет приверженность однажды выбранной индустриальной модели.
С одной стороны, сохраняя приверженность к индустриальной модели, Япония в состоянии конкурировать со странами Юго-Восточной Азии, как более развитая страна; с другой стороны, с постиндустриальными странами она не обеспечивает положительного баланса в торговле технологиями и средствами их производства.
Для решения самых насущных проблем Японии потребуется не менее десяти лет. За этот период времени Китай обеспечит себе доминирующее положение в регионе. Он располагает для этого всеми необходимыми условиями, во-первых, огромными людскими ресурсами; во-вторых, значительным инвестиционным потенциалом за счет «внутреннего недопотребления». К тому же страны Западной Европы будут меньше заинтересованы в поставках из Японии, поскольку они используют свои новые возможности для производства высококачественных и дешевых товаров в восточной части континента.
Информация о работе Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ