Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2014 в 14:39, курсовая работа
В наше время цикличность экономики никого не удивляет: периоды подъема сменяются каждый раз спадом и обострением всех социальных и экономических проблем. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг., обрушившийся с колоссальной силой на развитые и неразвитые в промышленном отношении страны, и обнаружил неспособность главенствующей в то время неоклассической теории предложить способы вывода экономики из этого глубокого кризиса.
И поскольку "сила" неоклассической теории конца ХIХ - начала ХХ в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ в условиях нетипичного кризиса стал необходим еще и иной - макроэкономический анализ, к которому обратился один из величайших экономистов ХХ столетия английский ученый Дж.М.Кейнс.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория кейнсианства…………………………………………………………………………..6
§1. Джон Мэйнард Кейнс……………………………………………………………………………………6
§2.Теоретическое наследие Джона Мэйнарда Кейнса и его
Экономические взгляды……………………………………………………………………..................9
Глава 2. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики………………………………………………………………………………………………………..14
§1. Теории «порочного круга нищеты»……………………………………………………………14
§2. Концепция перехода к самоподдерживающемуся росту…………………………16
§3.Теория мультипликатора……………………………………………………………………………19
§4. Модель экономического роста с двумя дефицитами……………………………….22
Глава 3. Эволюция кейнсианства……………………………………………………………………26
§1. Посткейнсианство……………………………………………………………………………………….26
§2. Кейнсианская теория в конце ХХ века……………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………………
§5. Теория мультипликатора
Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультиплика-тора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса. 5
Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав его в показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).
Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного
стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.
Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если
принять, что Y=1, то C+S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению:
Другое выражение этой зависимости:
(2)
где – предельная склонность к потреблению.
Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы
«растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к
показателям американской экономики 20-х годов затухание перво-начального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор.
Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура.
Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.
Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на обществен-ные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капи-тального богатства по сравнению с существующими размерами.
Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего». Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. Как известно, инвестиционная деятельность наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики.
Само понятие мультипликатора позволяет уяснить три важных особенности экономического процесса.
Во-первых, при KM>1 программы стимулирования экономической деятельности должны частично основываться на самофинансировании: получаемый доход должен приносить новый доход, часть которого сберегается и служит источником новых инвестиций.
Во-вторых, поскольку <1, то рост доходов не может длиться бесконечно и затухает: величина последующих инвестиций постепенно падает до нуля. Но это уменьшает уровень занятости. Рыночная саморегулируемость, таким образом, не может гарантировать полной занятости. Это противоречит утверждениям класссиков, начиная с А. Смита. В-третьих, сбалансированность сбережений и инвестиций зависит в большей степени от изменений в уровне дохода, чем от изменений нормы процента, как полагали экономисты-классики. Более низкий уровень дохода соответствует меньшему объему сбережений. Равновесие сохранится, если этому меньшему объему сбережений будет соответствовать меньший объем инвестиций. Наоборот, если величина инвестиций больше сбережений, то спустя некоторое время экономика, через действие мультипликатора, может перейти в новое равновесие, соответствующее большему уровню дохода (или росту инфляции). С этими величинами связана и занятость. Доход соизмерим с объемом продукции (при неизменных ценах), а на малых интервалах времени, исключающих новое применение НТП к производству, объем выпуска соизмерим с занятостью. На малых интервалах времени, следовательно, теория равновесного дохода является одновременно и теорией занятости.
Связь между величиной мультипликатора и изменением равновесного уровня дохода легко выражается в мультипликаторной модели:
где – изменение
равновесного дохода и
– изменение объема инвестиций. Отсюда видно, что всякий раз, когда происходит приращение (сокращение) инвестиций, равновесный или близкий к равновесному доход увеличивается (уменьшается) на сумму, в MK раз превышающую это приращение. Или иначе: каждый рубль, затраченный на инвестиции, дает несколько рублей в совокупном доходе. Равенство (3)
показывает, что приращение дохода тем больше, чем выше склонность к потреблению 6
§6. Модель экономического роста с двумя дефицитами
Модель экономического роста с двумя дефицитами была разработана в 60-70-е годы группой американских исследователей -X, Ченери, М. Бруно, А. Страугом, П. Экстейном, Н. Картером и др. Она представляет собой систему средне- и долгосрочных регрессивных моделей, и которых темп роста определяется в зависимости от дефицита внутренних (дефицит сбережений) либо внешних (торговый дефицит) ресурсов. Модель включает три основных элемента: во-первых, расчет величины необходимых ресурсов, получаемой как разность сбережений (S) и инвестиций (I); во-вторых - внешнеторгового дефицита: экспорт (X) минус импорт (М); в-третьих - абсорбционной (поглотительной) способности, понимаемой как максималь-ный объем капитальных ресурсов, которые развивающаяся страна способна производительно использовать в данный момент. Поэтому в статике модель можно записать следующим образом:
Дефицит сбережений Торговый дефецит
где: Y – доход, Q – выпуск, C – потребление, S сбережения, I – инвестиции, X – экспорт, M – импорт.
Разница между валовыми внутренними инвестициями и валовыми внутренними сбережениями может быть компенсирована иностранной помощью:
I - S = F → I = S + F
Разница между импортом и экспортом также может быть компен-сирована иностранной помощью:
M – X = F → M = X + F
Объем иностранной помощи, необходимой для обеспечения предусмотренного политикой модернизации заданного целевого темпа роста, определяется наибольшим из двух дефицитов. Помощь осуществляется не только для того, чтобы уменьшить внутренний и внешний дефициты, но и чтобы с течением времени либо вообще отказаться от иностранной помощи, либо значительно снизить ее объем. Модель предполагает два периода. Первый - среднесрочный (5-10 лет) - стадия "большого толчка". Второй - долгосрочный (свыше 10 лет) - включает в себя две альтернативные стадии: с преобладанием либо дефицита сбережений, либо торгового дефицита.
Проделанный X. Ченери и А. Страутом анализ данных по 50 развивающимся странам показал, что средние темпы прироста сбережений составили в 1957-1962 гг. 6-8%, а максимальные - 12-15%, Последние и были приняты в качестве абсорбционной способности стран "третьего мира". Максимальные темпы прироста сбережений обеспечивали при этом ежегодный темп прироста ВНП на уровне 5-7%.
В динамике объем иностранной помощи рассчитывался по формуле:
Ft = F0 + (βk - α̒)(Yt - Y0)
где Ft – требуемый объем помощи в период времени t; β – максимально воз-можный темп роста инвестиций; k - приростной капитальный коэффициент (ICOR); α̒ - предельная норма сбережений, или предельная склонность к сбережениям.
Предполагается, что первая стадия модернизации закончится тогда, когда темп инвестиций сравняется с темпом роста ВНП.
В зависимости от того, какой именно дефицит преобладает, наступает вторая или третья стадия модернизации. Компенсировать нехватку внутренних сбережений можно импортом иностранных товаров и услуг, однако целью на этой стадии модернизации является обеспечение таких условий, при которых подобный приток должен был постепенно умень-шаться.
Для ликвидации внешнеторгового дефицита необходимо пере-распределить внутренние инвестиции. Допустим, что третья стадия модер-низации начнется в момент времени t = n. Тогда:
Ft = Mt – Xt = Mn + μ̕(Yt – Yn) – Xn(I + x)
где μ̕ - предельная склонность к импорту; х – темп роста экспорта, рассчитывается экзогенно (характерезует меры государства по стимулиро-ванию экспорта).
Рост объема потенциальных сбережений не только обеспечит внутренние потребности в капиталовложениях, но и позволит с течением времени полностью отказаться от иностранной помощи (если S > I).
Диалектика модели такова, что, решая проблему нехватки сбережений, мы одновременно избавляемся от торгового дефицита и, наоборот, решая проблему торгового дефицита, одновременно избавляемся от дефицита сбережений. Все зависит в конечном счете от правильного выбора целевого темпа роста ВНП и мер, которые обеспечивают его достижение. Поэтому существует такая точка, в которой стратегии пересекаются, она и определяет целевой темп роста ВНП.
Модель с двумя дефицитами есть дальнейшая конкретизация идеи "большого толчка". Ее цель - проследить взаимосвязь развития внутреннего накопления и внешних источников финансирования. Развитие трактуется при таком подходе как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости. К сожалению, на практике все получилось с точностью до наоборот, именно в период реализации подобных моделей начал стремительно расти долг развивающихся стран странам-донорам. Создавать планы оказалось гораздо проще, чем добиваться их реального выполнения, получать внешние займы - гораздо проще, чем отдавать. И это следует рассматривать как главный недостаток данной концепции. Она явно недооценивает внутренние ресурсы развивающихся стран, что объективно ведет к завышению потребности в иностранной помощи и в конечном счете - к стремительному росту внешнего долга. Усиление внешнеэкономической зависимости было подвергнуто резкой критике со стороны представителей леворадикальной политической экономии.
Рассмотренные концепции модернизации (теории экономического роста и модель с двумя дефицитами) ориентированы на использование такого ограниченного в развивающихся странах ресурса, как капитал, и явно не учитывают возможности использования такого относительно избыточного фактора, как труд. Это и определило справедливую критику неокейн-сианского подхода к модернизации со стороны неоклассиков.