Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа
Природная рента - часть дохода от использования природных ресурсов.
С точки зрения экономической теории, величина ренты определяется как разница между фактической оплатой фактора производства и минимально возможным уровнем оплаты фактора производства, при котором фактор будет использоваться данным образом (так называемый «удерживающий доход»). Результатом такого определения является практическое толкование ренты как разницы между фактическим доходом добывающей компании и суммой себестоимости добычи природного ресурса и части прибыли (Пр).
Введение …………………………………………………………………..2
Глава 1 Понятие и сущность природной ренты……………..……..4
Глава 2 Природная рента: зарубежный опыт и российская действительность………………………………………………………….9
2.1 Возможные направления перераспределения природной ренты в РФ…………………………………………………………………………18
Заключение . . . .………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………..26
В Норвегии налогообложение
В Великобритании налоговый
механизм изъятия природной ренты
так же основан на использовании
специального налога на нефтяные доходы,
корпоративного налога и роялти. Стандартный
корпоративный налог
Здесь следует отметить следующие принципиальные моменты:
Во-первых, при исчислении специального налога не допускаются скидки в случае потерь от других видов деятельности, но возможна скидка в размере части затрат на разработку другого месторождения до момента его окупаемости.
Во-вторых, специальный
закон предусматривает
В-третьих, в начальном периоде освоения месторождения специальным налогом не облагается часть прибыли, соответствующая 15%-ой рентабельности. Роялти взимается по фиксированной ставке, связанной с особенностями добычи нефти.
Принципиальные особенности налогового механизма изъятия монопольной ренты в США заключаются в том, что, во-первых, собственником недр могут быть частные лица, во-вторых, режим налогообложения, изъятие основной части природной ренты и ее использование осуществляются не на уровне федеральной власти, а на уровне штатов. Соответственно разделяются и доходы от использования природных ресурсов. Собственники недр имеют право получать рентные доходы от нефтедобычи в виде бонусов (единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов), рента, роялти или в виде участия в собственности нефтяных компаний. Кроме этого нефтедобыча облагается налогами, которые поступают в федеральный бюджет и бюджет штата.
Налогооблагаемая база федерального подоходного налога на корпорации определяется путем вычитания из валового дохода компании эксплуатационных и капитальных затрат. В эксплуатационные затраты помимо производственных расходов входят налоги, бонусы и роялти. В результате чего фактически налоги платят не нефтяные компании, а потребители нефтепродуктов, т.е. в конечном счете, население. Для нефтяных компаний действующим законодательством предусмотрена целая система скидок: на истощение недр, условия добычи, местоположение участка и т.д.
Налогообложение добычи нефти и газа в штате Аляска выглядит следующим образом:
1. 2% приходится на налог на имущество, куда входят оборудование по добыче, переработке, транспортировке углеводородов;
2. 12-15% составляет налог на добычу нефти. Причем в первые годы ставка минимальная, затем по мере роста добычи нефти возрастает. Для худших месторождений, приносящих не большую прибыль ставка налогообложения может быть снижена;
3. 12,5% от валовой добычи нефти составляет роялти, причем более 80% нефтеносных участков штата Аляска принадлежат государству;
4. 9,4% от чистого дохода, полученного на Аляске и 9,4% от совокупного дохода компании полученного за пределами штата составляет налог на доходы корпорации.3
Важную роль в налоговом механизме изъятия природной ренты в США так же играют тарифы на использование нефтепроводов. Оценка нефти для целей налогообложения осуществляется на основе рыночной цены корзины основных сортов нефти-сырца, прежде всего средней западно-техасской нефти (WTI). Базой для начисления налога на добычу нефти и роялти является оценочная стоимость скважины и производительность месторождения. Следует отметить, что до 70% бюджетных доходов штата Аляска составляют нефтяные платежи.
Недостатком данного направления механизма изъятия природной ренты является то, что налоги устанавливаемые для нефтедобывающих компаний включаются в калькуляцию затрат и цену реализации. Поэтому при внешней видимости изъятия ренты у нефтедобывающих компаний, ее фактически оплачивают нефтепотребляющие компании, которые в свою очередь включают понесенные затраты в себестоимость товаров и услуг широкого потребления.
Россия пошла другим путем, который совмещает в себе достоинства и недостатки всех перечисленных систем. Государство сохранило природные ресурсы в своей собственности, но недропользование таково, что контроль за ним (в частности, за соблюдением условий выдачи лицензий), к сожалению, невозможен и не осуществляется. Изъятие же природной ренты носит несистематизированный характер. Более того, государство постоянно меняет правила игры, старается изъять максимум дохода, что объяснимо с точки зрения потребностей бюджета. Но происходит смешение понятий «природная рента» и «предпринимательский доход»: политики, представители власти, ученые от лица государства нередко настаивают на полном изъятии доходов нефтяных компаний.
На самом же деле существует очень четкая граница, подтвержденная мировой практикой: право на природную ренту не тождественно праву на доход от инвестиций, от предпринимательской деятельности, от колебаний рынка. Путь национализации добытой нефти является тупиковым: ни одна частная компания не пойдет на высокие риски деятельности в России, если не будет иметь возможность самостоятельно определять свои экономически обоснованные издержки и свою норму рентабельности. Государство опять собирается наступить на те же самые грабли. Неэффективность государственного предпринимательства в условиях коррупции и отсутствия механизмов конкуренции настолько велика, что его развитие приведет к спаду и кризису в экономике.
Российское государство не участвует в создании предпринимательского дохода (за исключением государственных компаний), в инвестиционном процессе в отрасли, не несет риски колебаний цен на нефть и нефтепродукты. Правительство практически отказалось от государственного предпринимательства в этой сфере (по настоянию международных финансовых организаций экспорт нефти, купленной по низким внутренним ценам уполномоченными структурами, можно считать прекращен), сохранив лишь две крупные государственные компании – «Роснефть» и «Славнефть», а также монополию на трубопроводный транспорт – «Транснефть», «Транснефтепродукт».
При изъятии природной ренты в России упор делается на косвенное налогообложение, тогда как мировой опыт показывает преимущество прямого налогообложения и в случае наличия государственной монополии, и в тех ситуациях, когда в отрасли велика доля частной и смешанной собственности. Переход на прямое налогообложение отрасли, создание нескольких налоговых режимов, дифференциация налоговой нагрузки в зависимости от геологических условий, перераспределение косвенной налоговой нагрузки между отраслями нефтяного комплекса позволят не только повысить инвестиционную привлекательность отрасли, но и выстроить систему инвестирования в нефтяную промышленность, сформировать принципы использования природной ренты.
Фактически в России складывается система централизованного накопления доходов от природной ренты. Однако попытки федерального правительства сконцентрировать все рентные доходы в центре приведут лишь к упадку регионов, которые отнюдь не все занимаются «проеданием» ренты. Скажем, активно стараются развить альтернативные отрасли Ханты-Мансийский округ, регионы Поволжья, чьи запасы постепенно истощаются, а качество добываемой нефти ухудшается. Отказ от принципа бюджетного федерализма, от обеспечения регионов доходами приведет лишь к дисбалансу экономики, а способствовать развитию конкуренции между регионами за привлечение инвестиций и их росту не будет.
Стране не удалось использовать благоприятную мировую конъюнктуру в силу неповоротливости государственного аппарата, неопределенности политической ситуации, экономических приоритетов. Но сейчас у государства есть возможность сформировать резерв для развития экономики, переориентировать ее с сырьевой на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию. Основной источник для этого - сырьевые отрасли. Но, как ни странно, идти надо не по пути обобществления доходов, а по пути использования их самим частным сектором для развития экономики.
Очевидные решения - переход на прямое налогообложение, формирование резервного фонда, аккумулирующего доходы от природной ренты и направляющего их для развития других отраслей, привлечение иностранного капитала и экспансия отечественных нефтяных компаний в смежные отрасли в России и за рубеж. Эти задачи следует рассматривать именно в рамках системы природной ренты, определяющей порядок недропользования, налогообложения и распоряжения доходами.
Перевод нефтяного комплекса преимущественно на прямое налогообложение должен сопровождаться формированием системы перенаправления инвестиционных ресурсов в другие отрасли и возмещения этих ресурсов из других источников, за счет привлечения средств населения. Нефтяной комплекс высокорентабелен и устойчив, поэтому государство, создав систему инвестирования средств населения (напрямую - через Сбербанк, косвенно - через Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды), обеспечит и потребности отрасли в длительных вложениях, и защищенность средств населения. Одновременно с этим государство призвано сделать все, чтобы стимулировать прямое инвестирование средств частных нефтяных компаний в другие отрасли, таких как автомобильная, авиационная, фармацевтическая промышленность, радиоэлектроника, биотехнология и медицина.
Государство должно активизировать и экспорт, а точнее, диверсификацию капитала российскими нефтяными компаниями. Легализация инвестиционного вывоза капитала повысит привлекательность российских предприятий, зарубежные инвесторы будут больше вкладывать средства в компании, которые являются уже по сути транснациональными, менее зависимыми от инвестиционного климата России. Приобретение промышленных предприятий за рубежом позволит включить российские компании в технологическую цепочку мировой экономики, выведет некоторые отрасли на мировой рынок, повысит их конкурентоспособность. Эта задача должна решаться также с использованием системы природной ренты, так как в ней заложены механизмы стимулирования этой деятельности.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт механизма изъятия ренты, следует заметить, что на практике, как правило, в зависимости от стоящих целей и задач правительством одновременно используются каждый из трех рассмотренных подходов. Однако, более 30% ренты остается в пользовании сырьевых предприятий – монополистов, не имеющих собственных значительных нефтяных ресурсов. В развитых сырьевых странах этот показатель значительно выше. Реальность такова, что парламент и правительство современных государств, находится под значительным давлением нефтяных магнатов, а большинство парламентариев и государственных чиновников в различной степени финансируются через специально созданные фонды и организации. В свободном прессе значение перераспределения ренты сознательно замалчивается. Поэтому для регулирования рынка энергоресурсов помимо механизма изъятия ренты государству необходимо использовать и другие методы регулирования рынка нефтепродуктов направленные на снижения затрат, энергосбережение, экологической защиты и т.д.
2.1 Возможные направления перераспределения природной ренты в РФ
1. Часть природной ренты, в рамках закона сбалансированного природопользования должна быть направлена на воспроизводство природных ресурсов страны и качества среды. Например, в условиях достижения темпов экономического роста в 5% на воспроизводство природных ресурсов направляется 5% от доли годового прироста ВВП и столько же на воспроизводство качества окружающей среды для поддержания ассимиляционного потенциала природы РФ.4
2. Основная часть всей
совокупности природной ренты
(50%) должна быть напрямую
3. Остальная часть
природной ренты должна быть
направлена на развитие науки,
технологий и производства
4. Дети, достигшие 16 летнего возраста имеют право получить ренту и расходовать её по своему усмотрению. В случае смерти детей до достижения 16 лет родители получают право на ренту детей.
5. В случае, если дети, достигшие 16 летнего возраста не снимают рентные доходы со счетов, на них насчитывается доход, как процент по вкладу, но не выше инфляционного коэффициента.
6. Взрослое население распоряжается рентным доходом по своему усмотрению и может получать доход по вкладу, определенный Думой на уровне, также не превышающем инфляционный коэффициент.
Решит ли природная рента вопрос о благосостоянии общества? Нет, конечно. Общество должно зарабатывать себе на жизнь. Но природная рента, новый механизм её перераспределения поможет:
- честно смотреть в глаза своему народу Правительству, уполномоченному им зарабатывать деньги в условиях поступательного развития производства и оказания сферы услуг;
- направить деятельность Правительства в русле развития экономики не только за счёт использования природных ресурсов;
- постепенно сокращать долю импорта природных ресурсов и увеличивать переработку сырья у себя в стране;
- наконец, политической и управленческой элите РФ во всех её сферах представляется исторический шанс показать своему народу, что она защищает его интересы.