Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:07, лекция
На современном этапе развития экологии с понятием «риск» связывают большие надежды. Научившись оценивать, а не декларировать это понятие, можно определить и спрогнозировать экологический риск для человека и экосистем.
Практика реализации медико-экологических инициатив в области охраны окружающей среды предполагает учет двух типов риска:
• риск загрязнения (экологический риск) - вероятность загрязнения окружающей среды в результате плановой или аварийной деятельности промышленных предприятий;
• риск для здоровья - вероятность развития у населения неблагоприятных психофизиологических состояний в результате реального или потенциального загрязнения окружающей среды.
Однако наряду с большими надеждами на несомненную выгоду для человечества от применения технологий трансгенеза растений появились уже тогда и существуют сейчас некоторые опасения. В обществе полагают, что такие растения потенциально могут оказаться опасными как для человека, так и окружающей его природной среды. В настоящее время эти опасения основаны на теоретических предпосылках и результатах экспериментальных исследований.
Прежде чем специально оценивать потенциальных риск интродукции трансгенных растений, рассмотрим проблему генетической инженерии и генетической селекции растений.
Генетическая инженерия и генетическая селекция растений. Методология классической селекции растений предполагает возможность переноса полезных или нужных генов только между организмами сходных биологических видов или родов. Селекция растений основана на поиске случайных благоприятных мутаций исходного генома и на последующем насыщении полезным мутантным геном той или иной популяции растений путем многочисленных скрещиваний и многостадийного отбора потомства. При переносе генов половым путем обычно происходит замещение целых блоков сцепленных генов, главным образом между гомологичными хромосомами. Эти хромосомы в полном наборе включают в себя весь регуляторный аппарат генов: соответствующие промоторы, регуляторные области и другие участки ДНК, необходимые для координированной экспрессии целевых генов.
Генно-инженерные методы позволяют целенаправленно переносить только отдельные «нужные» гены. При этом с большой долей вероятности исключается перенесение «балластных» генов и соответствующих им признаков. Технология генной инженерии предполагает перенесение в геном растения помимо «целевого» гена чужеродных регуляторных генетических элементов, прежде всего промоторных участков гена. Другая важная особенность генной инженерии - ее методы не только позволяют переносить в растения определенные гены, но и заставляют их активно и эффективно экспрессироваться. Однако в результате такого эффективного переноса чужеродного гена и его активной экспрессии может образовываться белковый продукт, влияние и нежелательное поведение которого в чужеродном клеточном окружении трудно предсказать. Кратко перечислим возможные нежелательные последствия, наличие которых известно уже сейчас.
Встраивание трансгена
в геном растений может
Считается общепринятым, что для стабильной и эффективной экспрессии трансгена в растительной клетке необходимо соблюдение следующих условий:
* трансгенные культуры должны содержать не более одной копии встроенного гена на гаплоидный набор,
* сигнальные элементы переносимой «генной кассеты»: промоторы, терминаторы, энхансеры - не должны иметь длинных гомологий с хозяйским геномом;
* фрагменты векторной ДНК, используемой для перенесения в растение «нужного» гена, должны быть по возможности удалены из окончательной конструкции.
Пока неизвестны
механизмы нарушения
Кроме того, трансген
может приводить к
К сожалению, традиционное «ориентированное на продукт» химическое и биохимическое тестирование трансгенного материала ограничивается только анализом основных групп питательных веществ - белков, жиров и углеводов - и только небольшого числа вторичных метаболитов. Этому сопутствует также использование принципов, разработанных для оценки безопасности химических веществ и фармпрепаратов, что недостаточно для определения длительного воздействия на здоровье человека генетически модифицированных продуктов. Например, предполагается, что постоянное присутствие в пище высоких концентраций белков защитного ответа (лектинов, пектинов, ингибиторов протеаз), продуцируемых устойчивыми трансгенными растениями, может представлять определенный риск для потребителей. Это может быть связано с высокой токсичностью этих белков, поскольку их содержание в клетках обычных растений, как правило, низкое.
Следовательно, из-за
наличия подобного риска
• физико-химическими
методами - исследовать спектр вторичных
метаболитов трансгенного
• определением
токсичности пищевых продуктов
в экспериментах на
Проблема несколько усложняется тем, что исследование отдаленных мутагенных и канцерогенных последствий употребления в пищу трансгенных растений или продуктов из них потребует многолетних наблюдений как в опытах на животных, так и в эпидемиологических исследованиях.
Проблема использования
человеком трансгенных
Проверка и оценка возможной аллергенности продукта, полученного из растений с чужеродным геном, проводятся по следующей схеме:
1) учитывают аллергенный
потенциал организма-источника
2) определяют структурное
подобие и сходство
3) изучают способность этого белка связывать IgE сыворотки крови людей из группы риска, т.е. людей, чьи чувствительность к тем или иным видам известных пищевых аллергенов уже установлена;
4) исследуют стабильность данного белка при приготовлении пищи;
5) устанавливают степень
стабильности данного белка
Современная процедура
тестирования аллергенности
Принципы и подходы для оценки возможного риска при использовании трансгенных растений. Существуют два подхода к оценке потенциального риска использования любых трансгенных организмов.
Первый подход - ориентированный на продукт - основан на оценке опасности целевого продукта интродукции трансгена - целевого белка или целевого химического соединения. Не принимается во внимание, как создана генетическая модификация: традиционными методами генетики и селекции или генной инженерией. При этом руководствуются принципом: если продукт генетической модификации безопасен, кроме того, безопасен и реципиентный организм (организм, и который был введен чужеродный ген), то вероятность (риск), что из-за данной генетической модификации организм может стать опасным, вообще не рассматривается. Этот подход положен в основу концепции оценки риска, называемой «подобие по существу», и используется для оценки риска для людей, связанного с употреблением в пищу трансгенных растений.
В дополнение к
первому подходу или
Таким образом, методология
первого и второго подходов
к оценке риска получения и
использования как генетически
модифицированных микроорганизм
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК И МЕТОДОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ БИОТЕСТИРОВАНИЯ И БИОИНДИКАЦИИ
Понятие «экологический риск» в настоящее время чаще используется в декларативном плане, нежели в смысловом. В большинстве разделов данного пособия речь шла о гигиеническом риске, т.е. риске для здоровья человека пусть даже на уровне групп людей или популяций. По аналогии с этим понятие «экологический риск» можно рассматривать в качестве критерия здоровья экосистем или составляющих их биоценозов. Понятие «экосистема» введено в науку Артуром Тэнсли в 1935 г. Понятие «биогеоценоз» предложено В.Н. Сукачевым в 1942 г. для описания состояния природных сообществ. Однако целенаправленное изучение как свойств экосистем разного уровня, так и протекающих в них процессов началось в 70-е годы XX в. Вначале действие на экосистемы различных факторов (в основном антропогенного происхождения) изучали с помощью традиционных физико-химических методов анализа природных объектов. Со второй половины 70-х годов для оценки состояния отдельных представителей биоты и их популяций стали использовать методы биотестирования и биоиндикации. В то время существовала догма: по самому чувствительному организму той или иной экосистемы можно оценивать ее реакцию на внешнее (например, антропогенное) воздействие. К концу 90-х годов XX в. стало ясно, что чувствительность экосистемы не всецело определяется чувствительностью уязвимого к этому воздействию звена (в виде популяции живых организмов). Отсюда следует, что и оценка риска на экосистемном уровне (т.е. того самого экологического риска) должна представлять собой определенные функции со многими параметрами или даже в многомерном объеме.
В настоящее время для оценки и прогнозирования экологического риска, т.е. риска на уровне экосистем, можно использовать общие критерии оценки гигиенического риска, а потом проводить исследование с учетом специфики оценки состояния биотического сообщества.
Основные положения
методологии оценки
• идентификация опасности;
• оценка экспозиции;
• установление зависимости «доза (концентрация) - отклик (ответ)»;
• анализ факторов,
влияющий на точность и
• характеристика и оценка риска;
• управление риском.
За исключением первого и последнего пунктов, когда идентифицируется опасность или когда данные по оценке риска используются при принятии управленческих решений, методологии оценки гигиенического и экологического риска должны отличаться. Рассмотрим методологию оценки экологического риска, основанную на методах биотестирования и биоиндикации.