Экологический риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:07, лекция

Краткое описание

На современном этапе развития экологии с понятием «риск» связывают большие надежды. Научившись оценивать, а не декларировать это понятие, можно определить и спрогнозировать экологический риск для человека и экосистем.
Практика реализации медико-экологических инициатив в области охраны окружающей среды предполагает учет двух типов риска:
• риск загрязнения (экологический риск) - вероятность загрязнения окружающей среды в результате плановой или аварийной деятельности промышленных предприятий;
• риск для здоровья - вероятность развития у населения неблагоприятных психофизиологических состояний в результате реального или потенциального загрязнения окружающей среды.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Б.И.Сынзыныс,_Е.Н.Тянтова,_О.П.Мелехова_Экологический_риск._М.,_Логос,_2005.doc

— 991.50 Кб (Скачать документ)

   Предполагается, что  по величине риск велик, если  вероятность неблагоприятного события, который он характеризует, ³1%. Административные органы обычно устанавливают регламент: для работы с радиоактивными материалами риск для здоровья работающих не должен превышать 0,1%.

   К внутренним свойствам  относятся количество радиоактивности  и коэффициенты, определяющие меру  риска для работника, например  радиотоксичность нуклида, определяемая величиной ПГП (предел годового поступления) или ПКВ (производные концентрации в воздухе). Пути поступления радионуклида в организм рассматриваются как внешние свойства. Величины ПГП берутся в расчет, если химическая форма определяется как растворимая. Величины ПКВ учитывают размер частиц и время экспозиции для определенных условий воздуха рабочей зоны.

   Значение Ех может быть больше 1, если происходит концентрирование радионуклидов при продвижении по пищевой цепи (например, трава - корова - человек). Значение Ех может быть меньше 1, если вещество нерастворимо или имеет малую тенденцию к переносу по пищевой цепи. Этот факт отражают, вводя коэффициент накопления радиоактивного вещества kн. Коэффициент накопления - это отношение удельной активности определенного радионуклида в мясе (или молоке) к его удельному содержанию в исходном загрязненном объекте окружающей среды, например в траве или воде. Можно привести некоторые численные значения kн: для 90Sr и 239Pu в цепи почва - овощи kн = 0,2 и 0,0002 соответственно, В пищевой цепи вода- рыба для 90Sr kн = 1, а для 239Pu - kн = 40.

   Учитывая все возможные  пути миграции, можно оценить  количество радионуклида, попавшего  в окружающую среду, которое может  поступить в растение, а далее  в животных и человека. Если эти параметры скомбинировать с соответствующими дозовыми коэффициентами, можно рассчитать дозу, полученную человеком от того или иного радионуклида, поступившего в окружающую среду. Дозовые коэффициенты зависят от пути поступления радионуклида (пероральное, перкутанное или ингаляционное).

   Такие расчеты  применяются при анализе риска, связанного с хранилищами ядерных  отходов, и при оценке риска  от радия и плутония, содержащихся  в питьевой воде. Эти данные  используются и для установления  нормативов поступления радионуклидов с пищей с загрязненных территорий. Например, в Швеции и Норвегии из мяса северного оленя с удельной активностью ³1500 Бк/кг запрещено готовить пищу.

   Риск заболевания  в течение жизни раком легкого, вызываемого действием дочерних продуктов распада Rn, оценивают величиной 0,2-3,0 для случаев заболевания раком легкого за год среди населения в 3 млн человек. Вероятность заболевания раком легкого от ингаляции дочерних продуктов распада Rn оценивается МКРЗ величиной 1,4*10-4 РУМ-1 (РУМ - рабочий уровень за месяц), который достигается после 170-часовой экспозиции дочерними продуктами распада Rn с удельной активностью 3700 Бк/м3, что соответствует 72 Бк/м3*год, а в единицах системы СИ 1 РУМ=3,5*10-3 Дж*ч*м3. Для ожидаемого уровня заболевания раком легкого чаще всего используют величину 1,2% для человека, проводящего 80% времени в условиях рабочего помещения или на местности с концентрацией в воздухе 100 Бк/м3 в течение 60 лет. В некоторых странах установлены «уровни вмешательства». Например, при удельной активности, равной 70 Бк/м3, никаких ограничительных действий не требуется, но при активности ³400 Бк/м3 должны быть предприняты действия по снижению уровня облучения. По современным данным радиационной гигиены, канцерогенный эффект от низких уровней Rn в воздухе (<400 Бк/м3) статистически не доказан и поэтому оспаривается некоторыми учеными.

 

Глава 7

 

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ РИСКА ПРИ ИНТРОДУКЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ И ТРАНСГЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

В последнее десятилетие XX в. в различных лабораториях мира начаты интенсивные и широкомасштабные эксперименты по конструированию генетически модифицированных микроорганизмов (ГММ). Изначально предполагалось, что полезное действие ГММ должно проявляться в открытых экосистемах. Идеологи этого направления полагают, что внедрение (интродукция) трансгенных микроорганизмов в различные открытые экосистемы сможет применяться для восстановления плодородия тех земель, которые уже стали пустынями, так как некоторые штаммы ГММ способны эффективно поглощать и связывать влагу атмосферы. Они также могут применяться для уменьшения парникового эффекта за счет поглощения избыточного углекислого газа атмосферы или для повышения урожайности сельскохозяйственных растений путем использования трансгенных азотфиксаторов или других продуцентов. Перспективны подавление сельскохозяйственных вредителей и фитопатогенов с помощью трансгенных биопестицидов, повышение биопродуктивности планктона Мирового океана, очистка от загрязняющих веществ почв и водоемов с помощью трансгенных штаммов.

   Однако в настоящее  время существуют серьезные опасения, что ГММ, созданные без учета  их вероятных экологических характеристик  и не прошедшие длительной  коэволюции в природных экосистемах, смогут бесконтрольно и неограниченно размножаться в окружающей среде. Эта интродукция может привести к:

   * вытеснению аборигенных  природных организмов из их  экологических ниш и к последующей  цепной реакции нарушения экологического  равновесия;

   * уменьшению биоразнообразия;

  * бесконтрольному переносу чужеродных генов из трансгенных организмов в природные и к дальнейшему хаотическому переносу этих генов в природных популяциях. А это приведет к активации ранее известных и/или к образованию ранее неизвестных патогенов животных и растений.

   Последнее обстоятельство  обусловило необходимость формулировки  самой концепции существования  такого риска, а также необходимость  разработки подходов и методов, с помощью которых можно было  бы оценить риск потенциальных  опасностей, которые смогут возникнуть после интродукции конкретного ГММ в окружающую среду. Это позволяет соответствующим органам принимать решение о возможности иди невозможности создания и интродукции того или иного ГММ в конкретную экосистему или вообще в окружающую среду.

 

  7.1. Экологический  риск, связанный с интродукцией  генетически модифицированных микроорганизмов  в окружающую среду

 

Одно из перспективных направлений биотехнологии и генной инженерии - создание ГММ, полезный эффект от которых должен реализоваться после их интродукции в окружающую среду. К настоящему времени все еще стоит вопрос; можно ли обоснованно оценивать последствия интродукции ГММ в объекты окружающей среды?

Попытаемся кратко охарактеризовать как ожидаемую пользу от интродукции ГММ, так и возможные не гати иные последствия такой интродукции.

Возможная польза от интродукции ГММ. В сельском хозяйстве интродукция ГММ может оказаться полезной для:

   • повышения эффективности  питания растений;

   • борьбы с вредителями;

   • защиты растений  от климатических стрессов, например

заморозков;

   • защиты растений  от образования опухолей в  растительных тканях.

   Например, для решения  некоторых из этих задач эффективной  может оказаться интродукция  генетически модифицированных штаммов (ГМ-штаммов) симбиотических видов Rhizobiacea для усиления азотного питания растений. Такие штаммы уже сконструированы, и некоторые из них запатентованы [26]. В качестве эффективной формы подобной интродукции могут быть названы биопестициды генетически модифицированных энтомопатогенных штаммов Bacillus Thuringiensis, а также трансформированных штаммов Pseudomonas fluorescens для колонизации корневой системы или Clavibacter xuli - для роста в тканевых сосудах зерна. Эти виды бактерий способны включать в свой геном ген токсина из B. Thuringiensis и, следовательно, способны синтезировать данный токсин, соответственно, в новых экологических нишах.

Эффективно применяются в качестве биопестицидов генетически модифицированные бакуловирусы, губительные для некоторых вредителей сельского хозяйства. Например, в геном вируса ядерного полиэдроза Futographia californica встроены гены, кодирующие диуретический гормон, а также нейротоксин скорпиона. В частности, диуретический гормон в больших концентрациях приводит к нарушению водного баланса насекомых, снижению их способности к размножению или даже к гибели. Специалисты считают, что перспективы развития мирового рынка биопестицидов на основе ГММ многообещающие.

Эффективными для конкретных целей могут быть интродуцированные штаммы Pseudomonas suryngae ice-, которые из-за мутации в гене ice не способны инициировать формирование кристалликов льда. На практике при интродукции в растение больших количеств таких клеток они вытесняют дикий ice+-штамм. В результате при относительно небольших заморозках кристаллики льда в растениях не образуются, следовательно, не разрушаются их ткани.

   Наконец, интродукция  в окружающую среду ГМ-штаммов Agrobacterium tumefaciens, не имеющего генов опухолеобразования у растений, приводит к вытеснению аналогичных штаммов этих бактерий, способных вызывать опухоли.

   Если рассматривать  применение ГМ-технологий в пищевой  промышленности, то ГММ могут  быть интродуцированы в окружающую  среду не непосредственно, а из  пищевых продуктов. В этой области  ГММ широко используются, и уже  получены практические результаты. Например, ГММ успешно применяются в производстве ферментов для сыроделия. Для этой цели используются рекомбинантные штаммы Saccaromyces cerevisiae, Kluyveromyces lactis, Aspergillus niger, в которые введен ген химозина теленка, с помощью которого и синтезируется этот фермент, Выделены различные генетически модифицированные штаммы Saccaromyces cerevisiae для интенсификации процессов брожения. Эти штаммы дрожжей способны:

   • сбраживать мальтозу  в присутствии глюкозы и маннозы;

   • использовать  крахмал в качестве субстрата;

   • синтезировать  и секретировать b-1,2-1,4-глюконазу ячменя и таким образом замедлять старение пива;

   • синтезировать  липокалгеназу из Pisum sativum и с ее помощью улучшать пекарские свойства муки.

   ГМ-штаммы также используют в молочной промышленности дли улучшения технологических характеристик молочной бактерии, для обеспечения их устойчивости к фагам (вирусам бактерий), для увеличения их протеолитической активности, для придания им способности синтезировать пептидные антибиотики и тем самым ингибировать рост патогенной флоры.

   Многообещающие перспективы  вырисовываются при использовании  ГММ-технологий в здравоохранении. Это создание живых аттенуированных  пероральных вакцин на основе  бактерий Salmonellae. Данные вакцины предназначены для борьбы против инвазивных сальмонеллезных инфекций у человека и животных. Они способны нести клонированные гетерологичные антигены - эпитопы вирусных, бактериальных и эукариотических паразитов, следовательно, выполнять роль поливалентных вакцин.

   Известно, что живые  вакцины эффективнее убитых. Живые  вакцины могут вызывать сразу  гуморальный, клеточный и секреторный  иммунные ответы. Проблемы обеспечения  безопасности живых вакцин, полученных  рекомбинантными технологиями и  предназначенных для введения в организм человека и животных, могут быть разрешены ослаблением жизнеспособности вакцинного штамма бактерий. Подобная аттенуированность достигается за счет введения множественных мутаций, приводящих к появлению ауксотрофности по различным факторам роста, которые не синтезируются в животных клетках. В результате аттенуированные штаммы могут размножаться только на специальных средах, содержащих соединения, не встречающиеся в природе.

   Клонирование и  экспрессия в таких штаммах  специфических генов поверхностных белков ВИЧ-1, вируса гепатита человека, вируса герпеса указывают на перспективность этого подхода для создания живых рекомбинантных аттенуированных мультивалентных вакцин против инфекционных болезней человека и животных.

   Одна из самых перспективных областей применения ГММ - охрана окружающей среды. Для примера приведем данные опыта по внесению в загрязненную почву на площади 10 га трех различных ГМ-штаммов Pseudomonas putida. Загрязненная почва содержала угольную смолу и фенолы. После интродукции этих штаммов концентрация полихлорароматических углеводородов снижалась на 40%. В почве число жизнеспособных клеток ГМ-бактерий-деструкторов уменьшалось параллельно с уменьшением концентрации разрушаемого поллютанта. Однако существуют и негативные последствия применения ГМ-бактерий-деструкторов, так как при интенсивной биодеградации они могут образовывать промежуточное соединение, более токсичное, чем исходное загрязняющее вещество. Тем не менее создание интродуцированных в природу ГММ - интенсивно развивающаяся отрасль биотехнологии, и только в США в 1995 г. средства на биоремедитацию (как исследования, так и применение) составили 153 млн долл. Однако следует обращать внимание на возможные негативные последствия применения интродуцированных ГММ.

Негативные последствия интродукции ГММ. Существуют несколько типов возможных негативных последствий интродукции ГММ. Проблема оценок риска таких негативных последствий усложнена тем, что к настоящему времени не зарегистрировано ни одного случая таких последствий. Поэтому нет никакой конкретной фактической информации о том, в чем могут выражаться эти отрицательные последствия. Возможные отрицательные последствия представлены в таблице ниже [26].

 

Таблица

Возможные негативные последствия интродукции ГММ в окружающую среду

 

Вид (тип) последствий

Путь возникновения последствий

Результат интродукции

Негативные экологические

Бесконтрольное размножение ГММ в природной среде; вытеснение природных микроорганизмов-аборигенов; нарушение равновесия экосистем; бесконтрольный перенос генов в почвенных и водных экосистемах

Уменьшение биоразнообразия; появление и активация ранее неизвестных патогенных веществ

Вредные и опасные для здоровья человека и животных, существования растений

Перенос генов лекарственной устойчивости в клеточные штаммы; перенос чужеродных генов в штаммы - симбионты животных, растений и человека. Использование ГММ для производства продуктов питания

Усиление тяжести течения известных инфекционных заболевании; появление новых форм инфекционных заболевании. Появление токсинов и нежелательных физиологически активных веществ в новых видах пищевых продуктов

Отрицательные социально-экономические

Широкое применение ГММ в экономике и сельском хозяйстве индустриально развитых стран. Применение интродукции ГММ для военных целей

Увеличение неравенства между индустриальными и развивающимися странами. Развитые страны будут использовать территории развивающихся или отсталых стран в качестве полигонов для полевых испытаний ГММ

Отрицательные этические

Вмешательство в процесс эволюции биосферы; сокрытие информации (коммерческое засекречивание) о применении интродуцированных ГММ

Нарушение нрав потребителей

Информация о работе Экологический риск