Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:44, курсовая работа
Изучение экологического движения является в наши дни особенно актуально. Все больше говорится об экологических проблемах, о загрязнении окружающей среды, но при этом мы мало знаем об партиях «зеленых», которые занимаются их решением. Их деятельность обычно незаметна, а влияние на принятия решений практически минимальна. Однако постепенно движение экологов становится всё более заметным. В основном, это происходит в странах Западной Европы, где наличествуют наиболее серьезные экологические проблемы. Одна из главных проблем партий «зеленых» состоит в том, что существуют экологические организации, имеющие достаточно влияния, но они сталкиваются с такими проблемами, как необходимость сосредотачиваться на ограниченных проектах и легко решаемых задачах. Хотя сейчас в странах Западной Европы отмечается рост влияния экологических организаций на политику, но возможности, как самих членов экологических партий, так и поддерживающей их общественности, способствующие проведению своей собственной политики, значительно снизились.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
1. Теоретические аспекты анализа экологической составляющей политического процесса….……………….…………………………...…………6
1.1. Общественное экологическое движение………………...……..…....8
1.2. Виды экологической политики……...………………………………..9
1.3. Роль экологического движения…………………………...…………11
2. Экологическая идеология…………..………………………………...………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……18
Косов предлагает другую типологию, основанную на степени активности акторов в реализации экологической политики. Исследователь выделяет следующие типы экополитики: активный, реактивный.
Активная экополитика характеризуется как положительное явление, имеющее последовательную стратегию и тактику в области охраны окружающей среды. В то время как реактивная экологическая политика оценивается как негативное, неспособное на эффективную деятельность. Данная классификация полезна при оценивании эффективности проводимой политики в экологической сфере, но, используя индикатор активности, можно, как нам кажется, разнообразить эту типологию.
По моему мнению, если применить активность как основание для классификации, то можно выделить следующие типы:
Иным критерием выделения типов экополитики – это акторы экополитического процесса. На этом основании можно говорить об экологической политике следующих уровней:
Данная типология полезна для изучения такого феномена как экополитический процесс. Понятие экологическая политика тесно связана с экополитическом процессом. Экополитический процесс является составной частью политического процесса. Мы полагаем, что под экополитическом процессом следует считать взаимодействие акторов, которые участвуют в экологической политике, принимая решения по экологической тематике. Если применить «конфликтный» подход, то получается, что суть экополитического процесса заключается в конфликте между различными акторами: государством, бизнесом, экологическом движении, политическими партиями и т.д.
Исследователи государственной экологической политики Уильямс и Мэфени предлагают уже упоминавшуюся классификацию. Экологическая политика на государственном уровне делится на управленческую, плюралистическую и коллективную на основании того, каким образом принимаются политические решения. В управленческом типе главенствуют эксперты в принятии решений без учета других акторов. Коллективный вид экологической политики характеризуется передачей функций населению, которое заинтересовано в решении местных экологических проблем. В плюралистической модели участвуют кроме государства другие заинтересованные акторы, например, представители экологических общественных организаций.
Экологическое движение также может играть значительную роль. Однако существует ряд ограничений в деятельности для подобного социального движения. На наш взгляд, экологическое движение – это форма проявления социально-политической активности населения экологической направленности, характеризуется различным уровнем организованности (от временных, случайных объединений до политических партий, фронтов и т д.). Экологическое движение зародилось в конце 1960- х. годов, которое выросло из-за возрастающих опасений по поводу экологических проблем.
Яркую роль в экологическом движении играют политические партии «зеленых». Важным в экологических партиях является идеологический компонент. Партии «зеленых» можно назвать носителями экологической идеологии, т.к. большая часть общественного движения является не политизированным, которая не стремится к созданию каких-то идеологических установок. Более подробно об экологической идеологии будет проанализировано во второй главе данной работы.
В данном исследовании мы понимаем под экологической идеологией, в первую очередь, система взглядов и представлений, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты в связи со сложившейся социально-экологической ситуацией и прогнозируемыми тенденциями ее развития, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на изменение существующих форм и видов социально-экологических отношений.
Как уже упоминалось, экологическое движение появилось в 60-е годы ХХ века. Вначале это был спонтанный протест против ярко проявившихся экологических проблем (например, климатические изменения, ядерные испытания, парниковый эффект и т.п.). Первоначально экологическое движение не стремилось к политическим требованиям. Постепенно к 1970 - м годам возникает потребность к политической деятельности для выполнения своих требований. В большинстве случаев выразителями данного движения стали политические партии «зеленых». В это же время в науке возникает термин «инвайронментализм», которое объясняет различия человеческих культур такими факторами, как почва, климат и запасы продовольствия. В нашем исследовании термины «экологическое», «зеленое», «инвайронменталистское» будут использоваться как тождественные.
Уже тогда стало проявляться многообразие «зеленого» движения.
Главной отличительной чертой экологической идеологии является ее экоцентризм, в то время как в традиционных идеологиях главенствует антропоцентризм.
В современной ситуации очень не просто дать адекватную оценку того влияния, которое общественное экологическое движение оказывает на общество. В отличие от экологических политических партий и групп интересов, которым проще продвигать свои идеи, общественное экологическое движение в совокупности имеет широкий охват, не проявляющееся особо ярко. Однако, несмотря на это, экологическое движение все же добилось во многих странах реальных результатов. Главной заслугой «зеленого» движения можно считать осознание обществом экологической проблемы как значимой и важной.
Такое широкое распространение экологического движения должно было способствовать расширению влияния «зеленой» идеологии, которое постепенно произошло. Тем не менее, влияние «зеленых» на другие политические силы привело к тому, что они стали заимствовать идеи экологистов. Вследствие чего у экологических политических сил возникла очень серьезная проблема: их уникальность как единственной силы, которая способна решить проблему назревающего экологического кризиса, исчезает.
Для экологического движения в целом характерна разобщенность, объединяясь лишь для отдельных действий и акций. И в большинстве стран остается тенденция к созданию групп интересов, а не политических партий. Поэтому развитие политических партий «зеленых» затруднено.
«Зеленые», приходя в политику, не могут приспособиться, т.к экологическая идеология по своей сути была антиполитичной долгое время. Вследствие чего, политические партии «зеленых» имеют трудности в вопросах поддержки электората, адаптации своей идеологии и т.д.
С середины ХХ в. на политическую ситуацию начинают все более активно влиять экологические компоненты. В современном мире экологические проблемы начинают выходить на передний план и зачастую определять структур и сущность политического процесса. Экологизация политической сферы соответственно привела к повышению роли экологической идеологии, два уровня экологической политики. На первом уровне существуют стратегии, которые связаны с обеспечением экобезопасности. Второй уровень же связан с конкурентной борьбой в сфере природопользования. В первой главе исследования было подробно проанализированы также такие субъекты экополитического процесса как государство и экологическое движение. Был сделан вывод, что эффективная экологическая политика, т.е. политика, приносящая конкретный, природоохранный результат, возможна лишь при взаимодействии всех политических субъектов государства, общественного экологического движения, партий, научного экологического сообщества. Также были выделены причины, по которым экологическая политика не может быть эффективной: несовершенство природоохранных законодательств, слабость механизмов, направленных на достижение природоохранного результата; отсутствие природоохранных приоритетов в политике; слабость, зависимость и низкая мобилизующая способность экологического движения; отсутствие реальных механизмов взаимодействия экополитических субъектов; низкая экологическая культура большей части населения.
Также, были выявлены основные принципы экологической идеологии и обозначены перспективы экологической идеологии в современном мире.
Новые формы конфликтов в 1970-80-х гг. были связаны с попытками изменить ценностные установки, образ жизни индустриального общества, сформулировать идеологические основания нового социального устройства. Альтернативой существующим идеологиям индустриального общества явилась идеология «зеленых».
В настоящее время можно говорить о «зеленой» идеологии, как идеологии, присущей активистам «зеленого» движения. Экологизация политического сознания в целом есть, с одной стороны, целенаправленный процесс, связанный с активной деятельностью субъектов экополитического процесса, а с другой - следствие саморазвития. Активными участниками распространения экологической идеологии являются политические партии, общественные организации, государство, СМИ.
Постепенная маргинализация «зеленых» ценностей в обществе случается вследствие получения негосударственными структурами прямого доступа к эксплуатации природных ресурсов, сознательной дискриминации экологического движения. Традиционные политические партии включают в свои партийных документах «зеленую» проблематику, то это связано с партийными целями, а не общесоциальными задачами.
"Зеленое" движение в современной России не стало серьезной политической силой. В нашей стране нет влиятельной партии защитников природы, "зеленые" не представлены в Госдуме, экологические неправительственные организации (экоНПО) в российских регионах подвергаются жесткому экономическому и административному давлению со стороны властей и не пользуются достаточным влиянием в обществе.
Это и независимые общественные экологические организации, политические партии, и движения в защиту окружающей среды, и общества защиты прав животных и т. д.
Совсем иной оказалась судьба движения экологистов на Западе, где "зеленые" образуют фракции в парламентах ряда стран и в Европарламенте. "Зеленые" представляют собой общественно-политическое движение, важнейшая цель которого - сохранение окружающей природной среды"
Зеленые", изначально представлявшие собой массовое общественное движение, в 1980-е годы приняли активное участие в парламентской деятельности. Более двух десятилетий "зеленые" участвуют не только в местных и парламентских выборах в отдельных странах, но и в выборах в Европейский парламент.
ЭКЭкоНПО в большинстве развитых стран превратились к 1980 гг. в самостоятельную мощную политическую силу, в “формы коллективного поведения, которые представляют собой попытки относительно неструктурированных организаций предложить нововведения в социальную систему”.
Здесь имеются различные модели. Например, американская модель, предполагающая тесное взаимодействие государства и представителей гражданского общества. Государство поддерживает “правила игры”, не становясь на сторону ни экологических организаций, ни промышленного сектора. Одновременно оно санкционирует создание институтов, в рамках которых предлагает представителям гражданского общества самим разрешить все возникающие между ними противоречия. Нормотворчество, создание и воспроизводство экологического законодательства становится центром всего процесса политики; в судах, на слушаниях сталкиваются разнородные акторы экологической политики; победа одного их них (или компромисс) закрепляется в соответствующем итоговом юридическом документе.
В Европе в целом менее распространен формально-институциональный подход к экологической политике, широко применяемый в США. Здесь минимум экологических законодательных актов и представительских институтов при большей повседневной работе с бизнесменами и экологической общественностью, при открытой поддержке государством последних.
Важно отметить концептуальную близость американской модели с идеей плюралистической экологической политики в целом: она осуществляется путем создания институциональных рамок для борьбы интересов основных заинтересованных групп — представителей бизнеса, технических экспертов и государственной бюрократии, экологистов, выступающих от имени и исходя из интересов населения. Но особая роль здесь, как и в экологической политике вообще, принадлежит экспертам, их оценке, так как они устанавливают рамки, в которых рассматривается конкретный вопрос.
Здесь преобладает модель осуществления политики, аналогичная скорее европейской, чем американской, но и на первую в России накладывается специфический отпечаток — господствует управленческо-технократический тип политики, с полным доминированием государства на всех этапах принятия решений.
Государственные институты — это “инсайдеры”, внутренние участники процесса принятия решений, а неправительственные участники и группы — “аутсайдеры”, внешние участники экологической политики. “корпоративное участие”.
Ведомственность и корпоративность сохранились в экологической политике современной России, как и полная закрытость самого процесса принятия решений.
В целом медленный процесс превращения российских экоНПО в полноправных участников экополитики обусловлен в том числе и изначально присущей экодвижению недостаточной массовостью, отсутствием обратной связи с населением, слабой организованностью, недостаточной компетентностью их членов.