Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:24, реферат
В обороне Ленинграда большую роль сыграла местная противовоздушная оборона. Вместе с войсками Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота части и формирования МПВО города 900 дней вели борьбу за жизнь людей, за сохранность городского хозяйства, предприятий и учреждений, обеспечивая их работу в условиях вражеских налетов и артиллерийских обстрелов. Много было сделано по оказанию помощи голодающему населению и по предупреждению эпидемических заболеваний. Проведены были и другие Мероприятия, имевшие большое значение в обороне Ленинграда. Кроме специальных частей МПВО, самое активное участие в обороне города принимало его население.
Местная противовоздушная оборона г. Ленинграда.
В обороне Ленинграда большую
роль сыграла местная
Много было сделано по оказанию помощи голодающему населению и по предупреждению эпидемических заболеваний. Проведены были и другие Мероприятия, имевшие большое значение в обороне Ленинграда. Кроме специальных частей МПВО, самое активное участие в обороне города принимало его население. Организованное в группы самозащиты, объектовые команды и бригады МПВО служб, оно представляло из себя огромную силу, насчитывавшую в своих рядах свыше 300 тыс. человек. Воинские части МПВО и жители города вписали в историю обороны Ленинграда немало волнующих страниц.
Ленинград, как один из крупнейших политических, промышленных и культурных центров нашей страны, в случае военных действий неизбежно явится одним из главнейших объектов нападения военно-воздушных сил противника. Небольшая удаленность Ленинграда от границ, особенно с Германией и Финляндией, требовала от ленинградской МПВО постоянной готовности. В связи с этим вся работа командования и штабов была направлена на выполнение этой главнейшей задачи.
22 июня 1941 г. в 3 часа
утра оперативный дежурный
По данным 2-го корпуса
ПВО, которым командовал опытный
и знающий артиллерист генерал-
Учитывая, что опасность все более надвигалась, в 5 ч. 20 м. 22 июня по радиотрансляционной сети из радиостудии командного пункта местной ПВО города был передан следующий текст:
«Во исполнение решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся с 10.00 22 июня 1941 г. проводится очередное учение местной ПВО города».
Развертывание продолжалось как учебное. В то же время для штабов города и районов обстановка складывалась как боевая, правда с недостаточно обозначившимся противником. В дальнейшем поступили следующие сообщения: в 5 ч. 30 м. севернее Выборга появилось 11 самолетов противника, в 9 ч. 30 м. в Шлиссельбурге подан сигнал воздушной тревоги.
Обстановка осложнялась. В 9 ч. 35 м. утра в штабы районов было передано еще одно приказание: «Только для командования. Положение тревожное. Выборг обстрелян пулеметным огнем. Всем находиться в полной готовности».
Согласно плану оповещения, командный состав на 100% был на КП. Затем постепенно, периодически прибывали бойцы, приписные командиры команд МПВО, которые были или дома или на производстве в ночных сменах. Все они приходили, получали обмундирование, оснащение, переводились на казарменное положение и через три часа формирования были уже все на 100% в полном боевом порядке.
Тут же была приведена в боевой порядок вся боевая техника (спецмашины, дегазаторные машины, пожарные агрегаты и т. д.). Все было приведено в боевой порядок, весь район или примерно два участковых формирования были готовы к тому, чтобы через 10 минут выступить по специальности, если это потребуется: медики – для оказания помощи, пожарники – для тушения пожаров, дегазаторы – для дегазации местности. Словом, весь личный состав – бойцы и командиры, вся имеющаяся у нас техника на вооружении – все было в боевой готовности.
Считая, что ждать больше нечего и можно потерять самое ценное – время, в 9 ч. 40 м. отдается распоряжение, чтобы на окраинах города начали рыть щели, предупредив, чтобы в центре города работ пока не производить. Личному составу участковых формирований приказывалось быть у машин в полной готовности. Подготовка сил и средств местной ПВО проходила организованно. Уже к 6 часам утра 22 июня силы и средства групп самозащиты, работающие смены личного состава команд объектов и до 40% личного состава участковых команд были готовы к боевой работе. Все средства управления, наблюдения и разведки также были приведены в боевую готовность.
Для приведения города в полную боевую готовность, включая и его население, к отражению воздушного нападения врага в 13 ч. 25 м. 22 июня в Ленинграде было введено угрожаемое положение. Ленинград вступил в состояние особого режима, предусмотренного законами военного времени. Все наружное и внутреннее освещение, весь городской транспорт перешли на светомаскировочный режим. В городе начались усиленные работы по осуществлению всех многочисленных оборонных мероприятий.
Были вызваны начальники объектов, начальники штабов, перед которыми была поставлена задача развертывания объектов согласно оперативным планам. Они обязаны были перевести на казарменное положение свои подразделения, оснастить их, подготовить светомаскировку, установить оперативное дежурство и т. д.
Надо сказать, что проявленная П. С. Попковым инициатива вызывать командный состав местной противовоздушной обороны города в свои штабы сыграла исключительную роль в деле своевременного развертывания всех сил и средств МПВО Ленинграда. Приведение МПВО и всего населения города в состояние боевой готовности под предлогом общегородских учений, не имея на то разрешения правительства - очень большая и серьезная ответственность. Но это было крайне необходимо. И эта мера оправдала себя полностью, так как в случае вторжения военно-воздушных сил противника могли своевременно оповестить население об угрожаемой опасности и сразу же локализовать последствия вражеского налета.
Как известно, инициатива действий была в руках врага, воздушные налеты можно было ожидать в любое время. Поэтому был дорог каждый час. Выигрыш во времени решал многое. Все мероприятия по подготовке города к обороне проходили в самом спешном порядке. Ленинграду нужно было время для отмобилизования частей, пополнявших фронт, для эвакуации населения и оборудования, перевода промышленности на военный лад, для строительства оборонных рубежей, усиления местной ПВО города и т. д.
27 июня 1941 г. в Ленинграде и его пригородах – Петергофе, Пушкине и в Колпине – был опубликован приказ, в котором определялись порядок поведения и обязанности населения, руководителей предприятий и организаций в условиях угрожаемого положения. Приказ предупреждал, что за нарушение установленных правил по местной ПВО виновные будут привлекаться к ответственности по законам военного времени. В городе были дополнительно расклеены правила поведения во время воздушного налета противника. Была особо усилена охрана предприятий и учреждений, в домах установлено круглосуточное дежурство личного состава групп самозащиты.
В связи с нависшей над городом угрозой возникла крайняя необходимость укрепить силы и средства местной противовоздушной обороны, провести дополнительно обучение граждан города мерам борьбы с последствиями вражеских налетов, обратить главное внимание на привлечение их к активному участию в обороне.
В самые сжатые
сроки были дополнительно сформированы
2 отдельных аварийно-
Эти формирования поступили в прямое оперативное подчинение начальника местной ПВО города, и в дальнейшем они составляли главный его резерв.
Количественный состав формирований местной ПВО Ленинграда к началу активных действий противника на подступах к городу (к сентябрю 1941 г.) значительно увеличился и составлял в общей сложности около 182 тыс. человек. Но зато качественный его состав безусловно ухудшился. Такое положение явилось следствием того, что многие солдаты и командиры, ранее приписанные к объектовым командам, в силу особого положения на фронте были призваны в армию. Началась срочная подготовка всего призванного состава. Уже в процессе комплектования стал ощущаться недостаток в мужских контингентах, особенно при пополнении формирований специалистами (шоферы, мотористы), в связи с чем было принято решение некомплект пополнить за счет женщин.
К началу войны город располагал 1117 убежищами и некоторыми другими сооружениями, которые предназначались для укрытия населения. Считая, однако, что их все же недостаточно, было решено приспособить для этой цели все пригодные подвалы, отрыть и оборудовать укрытия полевого типа.
В самые короткие сроки эти работы были выполнены. Только одних щелей на территории города было отрыто более 350 тыс. погонных метров. Таким образом, всего в коллективных укрытиях можно было вместить до одного миллиона человек. Правда, это не составляло и 50% к общему числу проживавшего в Ленинграде населения, но оборона города намечалась как исключительно активная, и часть населения должна была не укрываться, а вести борьбу с последствиями вражеских налетов. Другая его часть могла оставить свои рабочие места и в особо опасные моменты укрываться в индивидуальных убежищах, которые имелись на многих предприятиях. Такое количество убежищ, которыми располагал Ленинград, было достаточно.
Город в то время
представлял собой своеобразный
военный лагерь. Везде можно было
наблюдать группы людей, занимавшихся
изучением средств
Производились и другие работы, препятствующие распространению взрывной волны и поражению от осколков авиабомб.
Под наблюдением и при участии пожарных работников строились новые водоемы, устраивались подъезды к естественным водоисточникам, принимались меры по улучшению водоснабжения города.
Кроме того, проводилась очень большая работа по очистке городской территории от временных деревянных сооружений, могущих служить очагами возникновения пожаров. Сносились сараи, заборы, перекладывались штабеля дров и т. д.
К началу сентября 1941 г. было организовано около 6 тыс. пожарных звеньев на промышленных объектах и свыше 3 тыс. звеньев в домохозяйствах.
Особо следует отметить организацию комсомольского противопожарного полка, который был сформирован по инициативе горкома ВЛКСМ в августе 1941 г. Полк состоял из 15–16 рот. Личный состав полка насчитывал около 1500–1600 человек59 и укомплектовывался комсомольцами-добровольцами. Комсомольскому полку были приданы специалисты, и бойцы полка были быстро обучены пожарному делу. Все эти меры резко усилили пожарную защиту города.
Такие важнейшие для противника ориентиры, как купол Исаакиевского собора, здание Смольного, башня Адмиралтейства, шпиль Петропавловской крепости и ряд других зданий и сооружений, были замаскированы. Маскировка поражала своей оригинальностью и давала неплохие результаты. Для проверки технической и световой маскировки города приходилось неоднократно подниматься на самолете и наблюдать ее с воздуха.
Кроме своей повседневной работы, многие члены городского комитета партии и райкомов, члены исполкомов городского Совета депутатов трудящихся и районных Советов выполняли ряд конкретных заданий по МПВО.
В силу создавшейся крайне тяжелой обстановки на фронте МПВО пришлось выделять часть своих войск на строительство оборонительных рубежей, на минирование дорог и других мест на подступах К Ленинграду, а также на подвозку угля и выполнение других работ, связанных с обеспечением нормальной деятельности предприятий и учреждений. Такое использование личного состава МПВО внушало большие опасения, тем более что оно иной раз использовалось до 40–50% к общей его численности. Но обстановка была настолько сложна, что приходилось на это идти, чтобы поддержать общий ритм городской жизни.
Город жил тревожно. Около 800 наблюдателей частей местной противовоздушной обороны несли свою опасную службу на вышках высоких зданий. Более 60 тыс. бойцов групп самозащиты и объектовых команд охраняли город от пожаров. По сигналу воздушной тревоги они занимали свои посты на крышах, чердаках и других пожароопасных местах. Следует иметь в виду, что фашисты сбрасывали на Ленинград зажигательные бомбы разного веса и разного устройства. Зажигательные бомбы были весом от 2 до 50 кг, и, в зависимости от характера их снаряжения, они при своем сгорании давали температуру 2500–3000°. Большой процент зажигательных бомб противник снабжал специальными взрывателями, препятствующими ликвидации бомбы. Только знание дела и большое мужество, проявленное ленинградцами, позволили вести довольно успешную борьбу с ними.
Оставшиеся в городе части МПВО несли круглосуточные дежурства. У наружных входов в дома стояли дежурные от групп самозащиты. В местах скопления людей несли вахту медико-санитарные посты. Наземные разведчики МПВО дополняли общую охрану города.
Ночью 23 июня 1941 г. в 1 ч. 45 м. по городу был дан первый сигнал воздушной тревоги. Голос диктора, записанный на пластинку, произнес фразу, которая многим ленинградцам запомнилась на всю жизнь: «Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противовоздушной обороны города. Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Три раза повторял он эту фразу ровным, но обеспокоенным голосом. Не одна сотня мощных электрических сирен дополняла это сообщение.
В это время попытка противника прорваться к городу была отбита. Один вражеский самолет-бомбардировщик в 1 ч. 40 м. сбит огнем зенитной батареи вне черты города. После отбоя воздушной тревоги командиры штаба МПВО уточняли некоторые положения о готовности частей на случай новых попыток противника прорваться к городу. Налета еще не было, но солдаты как-то возмужали. Учитывая опыт первой тревоги, закончившейся благополучно, все усиленно готовились к возможным повторным налетам. Летом неоднократные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду и бомбить его успеха не имели. Но немцы бомбили пригороды, особенно доставалось частям МПВО в Колпине. Наша авиация с трудом сдерживала авиацию противника. Воздушные тревоги в Ленинграде пришлось объявлять очень часто. Только до 6 сентября 1941 г. воздушные тревоги объявлялись 128 раз. Они изматывали людей, отражались на работе фабрик и заводов, но опасность была настолько велика, что уменьшить число объявленных тревог было нельзя. В этот период попытки противника прорваться к городу отличались большой агрессивностью, часто в них участвовали крупные воздушные соединения. Например, в один из августовских дней 1941 г. в налете на город принимало участие до 300 самолетов противника.
Информация о работе Местная противовоздушная оборона г. Ленинграда