Крупнейшие пожары в истории Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы: скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека, как в пещерах Франции и Англии, так и в открытых стоянках той же эпохи в России (например в Костенках, на берегу Дона).

Содержание

Основные вопросы:
I ч. Крупнейшие пожары в истории Москвы.
Огонь и способы его добывания.
Сущность и происхождение пожаров. Зарождение мер по борьбе с огнем. Определение понятия "пожар". Эволюция представлений человечества об огне. Открытие огня и способов его получения.
Ознакомление с некоторыми крупными пожарами в Москве в разную эпоху времени.
Хроника крупнейших пожаров в Москве. Катастрофические последствия от пожаров.
Заключительная часть. От масштабных пожаров до локальных.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кр по истории ПО.docx

— 71.32 Кб (Скачать документ)

Параллельно с организационными мерами укрепления пожарной службы уделялось внимание и вопросам подготовки профессиональных кадров.

В 1919 г. в соответствии с Декретом от 17 апреля 1918 г. был утвержден Устав учебного пожарно-технического института, начальником которого назначили П. Яворовского. 5 октября того же года при Таганской части в Москве открылись курсы пожарных техников (техникум). В связи с острой нехваткой кадров было принято решение об организации подготовки по ускоренной программе. 26 декабря 1919 г. Народный комиссариат по просвещению утвердил «Положение о краткосрочных курсах». В частности, такие курсы были открыты на базе пожарно-технического института, первый их выпуск в 1920 г. составил 42 человека.

Вместе с тем, по воспоминаниям выдающегося деятеля пожарной охраны К.М. Яичкова, будущего начальника пожарной охраны России, с мест шла тревожная информация о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество команд. Люди и конский состав использовались в личных целях. Никто всерьез не занимался комплектацией команд техникой и людьми. Из положенных по штату 25-30 человек в большинстве городов и уездов команды насчитывали не более 7-8 человек. Говорить об их боеспособности всерьез не приходилось.

 

ПЕРЕДАЧА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В ВЕДЕНИЕ НКВД

17 июня 1920 г. члены Президиума ВСН:Х:, делегаты IV Всероссийского съезда профсоюзов пожарных работников и 1 Всероссийского съезда представителей пожарно-страховых отделов совнархозов на совместном заседании единогласно высказались за передачу управления пожарным делом в ведение НКВД. ЭТО предложение получило поддержку в Правительстве, и 12 июля СНК принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». В нем говорилось: «Во изменение Декрета СНК от 1 декабря 1918 г. общее заведование и управление пожарным делом в РСФСР как в административно-техническом, так и в финансово-хозяйственном отношении со всеми делами, имуществом и кредитами изымаются из Высшего совета народного хозяйства и передаются НКВД». В примечании к указанному постановлению отмечалось, что «для обеспечения противопожарными средствами крупнейших государственных предприятий порядок обслуживания их устанавливается НКВД совместно с заинтересованными ведомствами». Этим документом пожарное дело отделялось от страхового.

Для исполнения принятого решения в составе Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД создается Центральный пожарный отдел (ЦПО) с межведомственным советом. Заведующим ЦПО назначили А.Г. Кривошеева.

С переходом пожарной охраны в ведение НКВД в системе службы было установлено единоначалие. ЦПО руководил борьбой с пожарами, разра батывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями. В губернских и городских отделах коммунального хозяйства НКВД пожарной охраной ведали соответствующие подотделы. НКВД четко определил круг обязанностей профессиональных пожарных команд и запретил местным органам использовать их не по назначению. Пожарные подотделы переводились из структуры советов народного хозяйства в коммунальные отделы исполкомов. Право назначать заведующих пожарными отделами вошло в компетенцию руководства коммунальных отделов с окончательным утверждением в ЦПО НКВД. В связи с установлением случаев использования обозов пожарных команд для личных целей, был издан перечень работ, возлагавшихся на пожарные команды. К ним относились: выезд на пожары, оказание помощи при стихийных бедствиях, уборка служебных помещений и казарм. Несение караульной службы в театрах, на складах и в других местах разрешалось лишь при наличии достаточной штатной численности для выполнения обязательных работ. Всякого рода нарушения данного распоряжения предписывалось карать со всей строгостью революционного времени, вплоть до придания суду.

Летом 1920 г. в различных регионах страны возникали большие пожары в населенных пунктах, на промышленных объектах, особенно лесные. Уездные и волостные исполкомы показали отсутствие распорядительности в борьбе с лесными пожарами, в связи с чем незначительные пожары перерастали в крупные. Так, в конце июля 1920 г. больше 3 суток тушили лесной пожар в Подмосковье силами свыше 2000 человек. для тушения пожара были при влечены: отряд особого назначения при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, воинские части Московского гарнизона, пожарные команды фабрик и заводов, мобилизованное население.

Пожарные неоднократно обращали внимание властей на случаи вмешательства в их действия при тушении пожаров, и 31 октября 1920 г. Революционный Военный Совет Республики вновь возвратился к этому вопросу, издав приказ №298б, в котором говорилось, что «руководство технической стороной дела лежит всецело на обязанности соответствующих начальствующих лиц пожарных команд, и всякое вмешательство в отдаваемые последними в указанном направлении распоряжения со стороны лиц посторонних недопустимо».

В октябре 1920 г. было признано целесообразным образовать Управление пожарной охраны (УПО) Москвы и Московской губернии. 22 декабря 1922 г. Президиум Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов принял по этому специальное постановление и назначил начальником УПО брандмайора А.А. Понофидина. В состав УПО вошло 4 отдела: городской, губернский, снабжения и инспекторский.

На исходе 1920 г. была начата замена конных линеек в крупных городах автомобильными. Осуществлялась эта замена в свободное от работы время восстановлением и переоборудованием списанных машин. И нередко в маленьких городах первыми из появившихся автомобилей в те годы были именно пожарные.

Вначале автомашины решали только транспортные задачи. Однако быстрота выезда по тревоге и прибытия на пожар, а затем и возвращения в часть заметно повысила боеспособность пожарных команд. Готовность к выезду на пожар конного обоза составляла в то время 4-5 мин. Механизация пожарного обоза позволила повысить ее до 25-30 с. Кроме того, при использовании автомобилей уменьшились штаты пожарных команд, затраты на их содержание. Например, расходы на содержание механизированной пожарной части в Ростове-на-Дону составляли 36 процентов от расходов на конный обоз. И самое главное, использование автотехники дало возможность с меньшими затратами сил и средств добиваться лучших результатов в борьбе с огнем. В результате своевременного прибытия к месту загораний чаще удавалось предотвратить их перерастание в крупные пожары. Так, если в 19] 8 г. количество самых крупных пожаров в Москве составляло двадцать шесть, то в 1920 г. - только пять.

В целях предупреждения возникновения массовых пожаров и улучшения борьбы с ними Постановлением Совета труда и обороны (СТО) «О мерах борьбы с пожарами» от 21 апреля 1921 г. при НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов - комиссии в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов. Они получили название «пожарных троек». им предоставлялось право через отделы труда привлекать к борьбе с огнем население в порядке трудовой повинности. Наркомату почт и телеграфов и Наркомату путей сообщения (НКПС) предписывалось передавать сообщения о пожарах вне всяких очередей. Также без всякой очереди железнодорожники должны были предоставлять поезда для перевозки пожарных команд. Кроме того, в целях своевременной и быстрой переброски организованной помощи при возникновении стихийных пожаров НКВД был обязан совместно с НКПС оборудовать и ввести в действие на время с 15 мая по 1 ноября 1921 г. 7 дежурных пожарных поездов в Центральном, Северо-Западном, Северном, Западном, Южном, Приволжском и Уральском районах. Пожарный обоз каждого поезда состоял из парового и ручного насосов, линейки, лестниц, запаса рукавов, багров, другой техники и инвентаря. Использование этих поездов дало хороший результат. Особенно успешно действовали поезда № 1,4,6 приписанные соответственно к Москве, Смоленску и Самаре. В августе 1921 г. начальник 1-го поезда Н. Поташко представил Совету труда и обороны рапорт, в котором сообщалось об успешном тушении пожара на Кудиновских торфяных разработках. Если для 7 пожарных поездов пожарная техника и инвентарь были предоставлены в нужном количестве, то для подавляющего большинства подразделений их не хватало. Трудности им елись и в снабжении ряда важных объектов. Вместе с тем на складах и в некоторых государственных и частных предприятиях, у физических лиц имелось немало противопожарного оборудования, находившегося в хорошем состоянии. Постановлением СНК от 7 июня 1921 г. «Об учете пожарного имущества в Республике» средства пожаротушения и спасания людей, перечень которых был опубликован в постановлении, подлежали перераспределению.

ЦПО НКВД обязал пожарные подотделы про извести общий учет всего пожарного имущества в Республике. Взятое на учет, оно изымалось из государственных учреждений только по распоряжению пожарных комиссий, у частных лиц - немедленно. Изъятию подлежало имущество, имевшееся на остановленных предприятиях, а также в зданиях бывших банков и гостиниц. В приказе, вместе с тем, особо указывал ось, что «пожарный инвентарь, находящийся у кустарей-одиночек, в музеях, театрах, школах, больницах, даже временно не действующих, изъятию не подлежит».

В результате в 14 губерниях все противопожарное оборудование было перераспределено. В первую очередь им снабжались военные заводы и склады, ударные гражданские предприятия.

Для большинства пожарных команд основным транспортом оставались все-таки конные обозы. Однако из-за нехватки лошадей обозы часто стояли. Для укомплектования команд конским составом требовал ось в общей сложности 3 тыс. лошадей. 18 мая 1921 г. Совет Труда и Обороны (СТО) принял еще одно важное постановление. Оно называлось «О производстве в месячный срок мобилизации лошадей, годных для служб в пожарных командах во всех советских учреждениях и предприятиях». В соответствии с этим документом военному ведомству и Главному управлению коннозаводства и коневодства (Гукону) предписывалось в трехдневный срок разработать план проведения мобилизации и разверстки по изъятию 3 тыс. лошадей. Осуществление этой акции поручалось аппарату военного ведомства при участии Гукона, а обеспечение их фуражом возлагалось на Комиссариат продовольствия.

Декрет СНК от 12 июля 1920 г. и Постановление СТО от 18 мая 1921 г. сыграли особо важную роль в улучшении работы пожарной охраны. Во-первых, удалось не только сохранить имущество команд, но и на государственном уровне укомплектовать их за счет других ведомств. Правительство посчитало необходимым выделить более 50 тыс. рублей золотом для закупки за границей самого совершенного пожарного оборудования и в первую очередь автонасосов. Они поступили в пожарные команды Москвы, Ленинграда и Киева. Автомашины с насосами сыграли определенную роль в инициации отечественных разработок, так как у конструкторов России пока собственного опыта не было.

Если на предприятиях оборонного комплекса контроль за соблюдением мер и правил пожарной безопасности был налажен уже в 1919 г., то в сфере действия других ведомств этот вопрос оставался открытым. Только в 1921 г. на фабриках, заводах, в кооперативных и концессионных предприятиях были введены пожарные уполномоченные. им вменялись в обязанность надзор за выполнением администрацией и рабочими правил пожарной безопасности, контроль за исправностью средств противопожарной защиты, мобилизация должностных лиц для тушения пожаров. Пожарные уполномоченные избирались из членов фабрично-заводских комитетов с последующим утверждением местной комиссией по борьбе с пожарами. Уполномоченные ежемесячно отчитывались о своей деятельности перед местными органами пожарной охраны, профсоюзной ячейкой, а также докладывали о состоянии противопожарной защиты предприятия общему собранию рабочих. Им предоставлялось право привлекать к административной ответственности лиц, не выполняющих установленные требования пожарной безопасности.

Во втором полугодии 1921 г. в 38 губерниях комиссиями было проверено 744 фабрики и завода, 217 складов, 422 общественных здания, 653 пункта для приема зерна, 72 элеватора и мельницы, 372 железнодорожных сооружения. для сбора и обобщения сведений о пожарах в июне 1921 г. при статистическом отделе НКВД организовали подотдел пожарной статистики.

Тяжелое экономическое положение в стране привело к сокращению государственного бюджета. Принятое в конце 1921 г. постановление СНК и ВЦИК «О местных бюджетах» предусматривало, в частности, перенесение бремени содержания пожарной охраны Республики с государственного на местный бюджет. Упразднялись «пожарные тройки». Тем не менее для поддержания и укрепления пожарной охраны государственными структурами были приняты дополнительные меры, главным образом, организационного характера. При ВСНХ создали управление охраны промышленных предприятий, в составе которого выделялся отдел пожарной охраны. На предприятиях появились штатные должности заведующего пожарной охраной, формиовались пожарные караулы и команды.

Тогда же СНК принял декрет «Об обязательном отчислении от прибылей страховыми учреждениями РСФСР на содержание местных пожарных организаций». В нем, в частности, говорилось: «В целях усиления противопожарной охраны Республики и уменьшения пожарного риска ввести во всех действующих на территории РСФСР страховых учреждениях обязательное отчисление от прибылей, считая с 1 января 1922 г., на содержание местных пожарных организаций». Размер отчислений устанавливался в количестве 20 % от чистой прибыли операций по страхованию от огня.

В 1922 - 1923 гг. введен учет государственных и частных промышленных предприятий, изготавливающих различную пожарную технику, приняты меры по созданию более совершенной техники и способов борьбы с пожарами. На повестку дня встал вопрос об использовании авиации в борьбе с лесными пожарами. Был рассмотрен вопрос о применении взрывчатых веществ для этих целей.

СТО 8 декабря 1923 г. принимает Постановление «О статистическом учете пожаров». Этим документом Главное управление государственного страхования было обязано ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров.

По данным НКВД, в 1923-1924 гг. в 41 губернском городе насчитывалось 243 пожарных формирования. Из них 30,2 % коммунальные, 4,2 % - добровольные, 65,6 % - специальные. Общая численность составила 11031 человек, из которых 2820 - добровольцы.

207 уездных города России насчитывали 370 пожарных формирований. из них - 49,5 % - коммунальные; 17 % - добровольные; 5,4 % - смешанные; 28,1 % - специальные. Общая численность - 9878 человек, из которых 2295 относились к добровольцам. Если в среднем профессиональная пожарная команда в губернском городе насчитывала 82 человека, то в уездном - 26 человек. Расходы на содержание пожарной охраны составляли около 13 % местного бюджета. 95 % всех расходов шло на содержание пожарных команд (из них зарплата - 49 %) и 5 % - на противопожарные мероприятия. Хотя система учета пожаров и не была к тому времени отработана полностью, учет все же налаживался: по неполным данным в 1924 г. произошло свыше 70 тыс. пожаров, из которых 65 тыс. приходилось на сельскую местность.

Информация о работе Крупнейшие пожары в истории Москвы