Крупнейшие пожары в истории Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы: скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека, как в пещерах Франции и Англии, так и в открытых стоянках той же эпохи в России (например в Костенках, на берегу Дона).

Содержание

Основные вопросы:
I ч. Крупнейшие пожары в истории Москвы.
Огонь и способы его добывания.
Сущность и происхождение пожаров. Зарождение мер по борьбе с огнем. Определение понятия "пожар". Эволюция представлений человечества об огне. Открытие огня и способов его получения.
Ознакомление с некоторыми крупными пожарами в Москве в разную эпоху времени.
Хроника крупнейших пожаров в Москве. Катастрофические последствия от пожаров.
Заключительная часть. От масштабных пожаров до локальных.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кр по истории ПО.docx

— 71.32 Кб (Скачать документ)

Ему была присвоена пятая (высшая) категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона». Погибла также коллекция произведений современных художников галереи «Манеж», размещавшейся на первом этаже. В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. К уголовной ответственности за поджог Манежа либо за халатное обращение никто привлечён не был. Ещё во время тушения пожара вечером 14 марта, до проведения каких-либо следственных мероприятий, мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия поджога исключается.

 

 

Заключение

Итак, из истории России мы узнаем, что  первый московский пожар, отмеченный в летописи, был в 1177 году, при нашествии рязанского князя Глеба. Пожары в деревянной Москве были часты; хотя летописи упоминают только о крупных пожарах, подобные бедствия случались каждые три-четыре года. Наиболее значительные пожары бывали при нашествии врагов. Сгорела Москва и в 1293 году, при набеге Дюденя, и в 1300 году. Много значительных пожаров, сопровождающихся большими площадями пожарищ и большим количеством погибших было в период с XIV по XIX вв. в период деревянного зодчества. Это связано со слабо развитой пожарной охраной в этот период времени, а также с недостаточностью мер по предупреждению пожаров в Москве. Начиная с XX века в России высокими темпами развивается пожарное дело, и мы наблюдаем сокращение крупных пожаров в Москве. Пожары приобретают локальный характер. Также значительно сокращается и гибель людей на пожаре. Все это говорит о неуклонном росте профессионализма пожарных и тактико-технического оборудования для тушения пожаров в крупной современной Москве.

 

 

Часть II. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. ПОЖАРНЫЙ СОВЕТ. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

После Февральской революции 1917 г. разработка мер по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские общественные самоуправления, в которых создавались пожарные комиссии. Деятельность этих органов ограничивалась текущими делами и была направлена на поддержание элементарной пожарной безопасности. Например, постановлением Петроградской городской думы от 27 февраля 1917 г. всем домовым комитетам и жильцам предписывалось в трехдневный срок очистить колодцы ото льда, в двухнедельный срок - переложить дрова не менее чем на пять метров от стен домов. Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций снижало эффективность борьбы с пожарами, что касается пожарной охраны, то в силу своей малочисленности и слабого технического оснащения она просто была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть борьбы с огнем легла на плечи небольших добровольных пожарных команд и дружин, которые были единственной силой в небольших городах и сельской местности. Например, добровольная пожарная охрана г. Сенно состояла из трех человек, у которых имел ось три ручных насоса. Такая же ситуация была и в конце 1917 г. Почти всюду сменился командный состав.

        Возглавили  подразделения рядовые пожарные, не имевшие необходимого опыта, особенно в руководстве тушением  крупных пожаров. А чем тогда  располагали пожарные? Традиционный  конный пожарный ход с ручным, в редких случаях паровым насосом, гидропульты, бочки, ручные лестницы, дымовые маски, спасательные веревки  и рукава - вот почти полный  перечень пожарной техники того времени. В Германии, например, уже в самом начале ХХ в. появились полностью механизированные пожарные части. В пожарных частях России насчитывалось всего лишь 1 О автомобилей. Огромных усилий требовало налаживание изготовления рукавов, организация даже кустарного производства огнетушителей; неустойчивость государственных преобразований сказывалась и на управлении пожарной охраной - единого руководства по-прежнему не было.

Считая борьбу с пожарами делом неполитическим, Совет Всероссийского   пожарного общества обратился в Главный Совет народного хозяйства с заявлением о готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами в России, и в качестве первоочередной меры предложил образовать орган управления пожарной охраной. В ноябре 1917 г. Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Поскольку управление пожарной охраной России решением СНК было возложено на Комиссариат по делам страхования, к нему и поступил этот проект. Там он был всесторонне обсужден известными специалистами пожарного дела, среди которых были заведующий Петроградскими курсами пожарных техников П.к. Яворовский, член правления Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей Н.Т. Федотов, председатель правления Российского союза общества взаимного страхования от огня К.М. Яичков.

17 апреля 1918 г. с основными положениями  проекта после одобрения его  Всероссийским съездом работников  пожарной охраны, внесших в него  существенные дополнения, к примеру, обязательное обучение рядовых  пожарных, прослуживших менее трех  лет, СНК принял декрет «Об  организации государственных мер  по борьбе с огнем». Этим документом  было положено начало созданию  государственной системы обеспечения  пожарной безопасности в России.

В целях обеспечения борьбы с пожарами, централизации руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный совет в составе 23 человек под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова. Ведению Пожарного совета подлежали «все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием». В состав совета вошли представители центральных органов управления, власти и ряда наркоматов (в том числе ВЦИК, НКВД, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников). Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного совета в его составе было образовано 3 отдела: общий отдел по пожарной части, решавший вопросы юридического и административного характера. Возглавил отдел председатель Всероссийского пожарного общества А.Н. Цепов, Пожарно-технический отдел под руководством Н.И. Ныркова принимал меры к обеспечению пожарных команд техникой и Учебно-пожарно-инструкционный отдел, возглавляемый П.К. Яворовским, который занимался подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропаганды среди населения. Согласно статье ХХI декрета, все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнять постановления Пожарного совета и предоставлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые советом. ll1ирокое представительство в Совете давало возможность оперативно решать организационные вопросы. Уже на l-ой его сессии 21-27 мая 1918 г. был рассмотрен вопрос о преобразовании пожарно-технического училища в институт, образовании при нем лаборатории и испытательной станции. Это были первые шаги по созданию научной базы пожарного дела. Положение о станции предусматривало организацию в ней отделов: земского (сельские постройки), городского (плавсредства и железнодорожный транспорт), страхового, технического, общих вопросов. Немного раньше, 23 апреля, декретом Совета Петроградской трудовой коммуны часть имения «Ульяновка» графа А.Д. Шереметева передавалась комиссариату «для устройства опытной станции по огнестойкому строительству». Здесь же стали проводить испытания различных изобретений в области предупреждения и тушения пожаров. С осени начали проводиться работы на пожарноиспытательной станции при Кронштадтской морской химической лаборатории.

Вскоре, 14 мая 1918 г., Правительство России - СНК рассмотрел проект закона «О лесах». Статья 40 этого документа обязывала «каждого гражданина всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, порчи и принимать всем меры к заботливому отношению к общегосударственному благу». 31 июля того же года вышло постановление Народного комиссариата труда (НКТ) «О наказе инспекции труда», предусматривающее комплекс противопожарных мер в промышленных зданиях. Этими документами началась реформация пожарного дела, практическая реализация положений декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем».

К началу лета в России резко осложнилась обстановка с пожарами.

Только в Москве было зарегистрировано 20 крупных пожаров. В июне 1918 г. Народный комиссариат внутренних дел совместно с Комиссариатом по делам страхования и борьбы с огнем, Комиссариатом по военным делам направил письмо исполнительным органам на места о возможности возникновения крупных пожаров, подобных тем, которые произошли в Москве и Туле 26 мая. Для их предотвращения предлагалось принять чрезвычайные меры, а при систематических поджогах даже объявлять город на осадном положении, о чем незамедлительно извещать центральные органы власти и управления. В действия руководителя пожаротушения на пожаре вмешиваться было воспрещено любым должностным лицам.

Одновременно были приняты меры по повышению боеспособности пожарных частей. 20 июня 1918 г. всем противопожарным и общественным организациям был отправлен циркуляр пожарного совета, в котором говорилось: «Значительные пожары в городах и селениях, принявшие за последнее время характер стихийных бедствий, побуждают обратить особое внимание на необходимость неотложного принятия мер к усилению борьбы с пожарами. Представители местной власти не должны допускать, чтобы при надлежащие народу богатства страны в виде фабрик, заводов, лесов, хранилищ и так далее уничтожались огнем». Исполнительной власти предлагал ось взять под контроль «пожарные обозы и инструменты, пожарную сигнализацию, источники водоснабжения, подъездные пути; принять все меры к возможному использованию освободившегося в армии пригодного для пожарных целей имущества - насосов, конского состава, а также автотранспорта». Серьезное внимание в этом документе обращалось и на укомплектованность пожарных команд, запрещал ось их использование не по назначению.

Этот документ повлек положительные перемены в пожарном деле.

Например, в Краснодаре в 1918 г. в пожарной охране имелось всего три лошади. Пожарные своими силами переделывали списанные армейские грузовики в пожарные автомобили. И уже к концу 1924 г. на вооружении команды имелось десять таких автомобилей. Подобная работа проводилась также в Москве, Петрограде, Нижнем Новгороде, Курске, Свердловске и других крупных городах. 10 июля 1918 г. Пожарный Совет представил СНК проект декрета об уголовной ответственности руководителей государственных и частных предприятий, нарушающих обязательные постановления по противопожарной защите. Для его реализации необходим был механизм контроля. По мнению Пожарного Совета, соответствующие контрольные функции следовало бы поручить специально созданной службе противопожарного надзора. В октябре 1918 г. Комиссариатом по делам страхования и борьбы с огнем на основании постановления Пожарного Совета от 27 сентября 1918 г. издается «Положение о местных органах противопожарного надзора», подписанное М. Елизаровым и В. Ельциным (НКВД). Согласно этому положению, при исполкомах областных, губернских, уездных, городских Советов, в городах с населением свыше 1 О тысяч человек образовывались пожарные комитеты. На городские и уездные пожарные комитеты возлагалась регистрация пожарных организаций и наблюдение за их деятельностью, учет противопожарного инвентаря, контроль за его исправностью, составление местных обязательных постановлений, правил, инструкций, надзор за соблюдением требований закона и обязательных распоряжений по пожарной части, привлечение к ответственности лиц, виновных в их нарушениях, разработка мер пожарной безопасности, ведение пожарной статистики, работа с населением. В задачи губернских местных пожарных комитетов входил общий надзор за соблюдением пожарной безопасности, разработка общих мероприятий по пожарной части и водоснабжению, издание обязательных постановлений по пожарной и строительной части, устройство школ и курсов для подготовки кадров пожарной охраны, руководство деятельностью местных пожарных комитетов, поощрение лиц, наиболее отличившихся при тушении пожаров. Однако реализации всего этого мешала сложная политическая ситуация внутри страны.

Гражданская война продолжалась. К осени 1918 г. крайне обострилась обстановка на фронте. Над страной нависла реальная угроза. Принимая меры обороны и борьбы с контрреволюцией, правительство в октябре 1918 г. увеличивает численность Красной Армии до трех миллионов человек, что сопровождал ось массовым призывом (800 тысяч, в том числе, и пожарных) в ее ряды, что привело к ослаблению пожарных частей. В городах и сёлах вскоре практически не осталось боеспособных пожарных команд и дружин. Вновь возникла угроза массовых пожаров.

Между тем подготовка даже рядовых пожарных требовала много времени. Кандидаты для зачисления в пожарные команды обязаны были пройти испытательный срок в течение шести месяцев. За это время необходимо было усвоить назначение и устройство пожарных инструментов, уметь восстанавливать поврежденные рукава на пожаре, знать расположение городских улиц и сети водоисточников, обладать общими сведениями о пожаре, уметь тушить нефтепродукты, спасать людей и животных, а также быть в курсе многих других особенностей пожарного дела.

Делегаты II съезда Всероссийского профессионального союза пожарных в середине октября 1918 г. обратились в Межведомственную комиссию по отсрочкам призыва в армию с просьбой приостановить призыв пожарных. И 19 октября 1918 г. Совет Всероссийского главного штаба дал телеграфное указание за № 5539: «Штабам округов Петроградского, Ярославского, Московского, Орловского, Уральского и Приволжского. Приостановите временно, впредь до особого распоряжения, призыв в Красную Армию тех из служащих профессиональных и добровольных пожарных команд, которые поступили на службу до 14 октября сего года, но несмотря на это, мобилизация пожарных в ряде мест продолжалась». 25 ноября 1 9 1 8 г. по тем же адресам за подписью начальника Всероссийского Главного штаба была отправлена телеграмма за № 7068: «Подтверждая неуклонному исполнению телеграмму 19 октября № 5539, предлагаю откомандировать в места прежней службы в профессиональные и добровольные пожарные команды поступивших туда до 14 октября и призванных в армию после 19 октября».

Процесс создания и становления новых централизованных органов пожарного управления и подразделений проходил в трудных условиях. Вопросами пожарной охраны занимался ряд ведомств, что порождало несогласованность в их действиях. Например, пожарные комитеты в Северной коммуне (Петрограде) по решению НКВД были упразднены, а их функции были переданы пожарному подотделу наружной охраны этого ведомства. Ознакомившись с ситуацией, главный комиссар по делам страхования и борьбы с огнем М. Елизаров 14 ноября 1918 г. направил в НКВД Северной коммуны разъяснение, в котором подчеркнул, что общее руководство пожарным делом на основании декрета от 17 апреля должно находиться в одних руках - областных, губернских и уездных пожарных комитетов. «Что же касается организации охраны внешнего порядка во время пожара, - говорилось в письме, - Комиссариат полагает, что это дело должно находиться в ведении Комиссариата внутренних дел».

Таким образом, в ноябре 1918 г. члены Пожарного Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного». Признавая необходимость такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в страховой отдел ВСНХ. 20 мая 1919 г. Президиум ВСНХ своим постановлением реорганизовал этот отдел в пожарно-страховой отдел (ПСО) ВСНХ. Руководство деятельностью этого отдела приняла на себя коллегия из 8 человек под председательством М. Семенова. На местах организация, руководство и управление пожарным делом было возложено на ПСО губернских советов народного хозяйства. В пределах губерний были образованы районные ПСО, в городах и уездах - городские и уездные отделы с пожарными советами, в волостях - пожарно-страховые отделения. Затраты на их содержание, осуществление противопожарных мероприятий возлагались на местный бюджет.

На фабриках и заводах вопросы организации пожарных команд, проведение противопожарных мероприятий были переданы в ведение фабричных и заводских комитетов, а их финансирование возложено на предприятия.

Для принятия мер по усилению пожарной безопасности народного хозяйства ПСО ВСНХ обязал губернские органы представлять данные о количестве и причинах возникновения пожаров и ущербе от них, сведения о надежности противопожарного оборудования и т.п. Эта форма отчетности (а в карту данных входило 24 показателя) использовал ась для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

Особое внимание уделялось объектам оборонного комплекса. По решению Совета труда и обороны (СТО) контроль за соблюдением мер противопожарной защиты на этих объектах возлагался на инспекции пожарных подотделов ВСНХ.

Однако мероприятия по организации централизованного управления пожарным делом на территории всей Республики из-за отсутствия необходимых средств в местных бюджетах не могли быть успешно завершены. Поэтому 25 августа 1919 г. ПСО ВСНХ направил в Президиум ВСНХ ходатайство о принятии расходов по содержанию пожарной охраны на государственный счет и, несмотря на сложность военной обстановки и нехватку средств, это ходатайство было удовлетворено. 3 ноября 1919 г. вышло постановление ВСНХ «Об изменении Положения об управлении пожарным и страховым делом в РСФСР». В нем указывалось, что государство принимает участие в расходах на организацию и содержание пожарной охраны на местах в пределах минимальных норм, установленных ВСНХ, в виде единовременных ассигнований - на организацию и содержание пожарной охраны и ежегодных - на полное или частичное ее содержание. Получив кредиты, ПСО ВСНХ безотлагательно приступил к учреждению уездных пожарных отделений и советов. С их образованием прекратили свою деятельность пожарные комитеты, образованные постановлением Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем от 27 сентября 1918 г., а технические специалисты вошли в состав новых органов. Работу по созданию уездных отделений предусматривал ось завершить к началу 1920 г. с тем расчетом, чтобы они смогли к весне организовать волостные и сельские пожарные органы.

Информация о работе Крупнейшие пожары в истории Москвы