Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:26, реферат
Заказчиком А-12 выступало ЦРУ, поэтому ударные возможности для этой машины представлялись излишними. Однако Келли Джонсон хотел в полной мере реализовать потенциал своего детище: он считал, что ВВС также необходим скоростной высотный разведчик, обладающий способностью наносить удары по наземным целям. Дискуссии между Джонсоном и высшими чинами ВВС о возможности создания такого самолета велись, начиная с 1958 г., но официальное предложения фирме Локхид поступило лишь в марте 1962 г. К этому времени в «Сканк Уоркс» над проектом стратегического разведчика-бомбардировщика R – 12 работали уже больше года. Макеты двух альтернативных вариантов (R – 12 и RS – 12) были готовы уже в апреле, а 4 июня макеты осмотрели высшие офицеры ВВС во главе с командующим, генералом Кертиссом Ли Меем. Ли Мей выступал против планов Джонсона, считая проект RS – 12 дублером бомбардировщика ХВ-70 «Валькирия».
Впоследствии американцы оценили сообщение египтян как полностью соответствующее истине, исключая количество самолетов. Эксперты сошлись во мнении, что за второй разведчик операторы арабских РЛС приняли эхо-сигнал от ударной волны.
Всего летчики 9-го крыла до января 1974 г. выполнили порядка десяти полетов над Египтом, Иорданией и Сирией. Первые два вылита были сделаны с авиабазы Гриффис, остальные – с базы Сеймур-Джонс. Высокий уровень секретности поддерживался на протяжении всей операции. Экипажи европейских заправщиков инструктировались перед каждым полетом на встречу с «Черной птицей» офицером, отвечавшим за безопасность, как правило, полеты на разведку легендировались для всех, напрямую не связанных с данными мероприятиями, под испытательные полеты над Атлантикой. Весь полет проходил в режиме радиомолчания.
Центральная Америка
Куба рассматривалась в качестве объекта разведки с момента зарождения проекта А-12, однако впервые птица Келли Джонсона пересекла остров Свободы только в 1978 г. Экипаж 9-го крыла отрабатывали полеты над Кубой много лет, рутинный тренировочный полет проходил по маршруту. Бил – воздушное пространство над Атлантикой – разворот курсом на Мексиканский залив – проход вдоль побережья Кубы – пространство над Заливом – далее через штаты Техас, Нью-Мексико, Аризона, Невада – домой, на авиабазу Бил. Проход по гигантской петле занимал 3,5-4 часа.
Поводом для вторжения SR-71непосредственно в воздушное пространство Кубы послужила информация, полученная от средств космической разведки о выгрузке в порту Гаваны истребителей МиГ-23. Американцы подозревали, что Кастро получил не только перехватчика, но истребители – бомбардировщики МиГ-23ЗБН или МиГ-27, способны нести ядерное оружие Появление на Кубе ударных самолетов нарушало договоренность Кеннеди и Хрущева о недопущении размещения на Кубе наступательных систем оружия. Информация о МиГах вызвала большую тревогу на Капитолийском холме, где 16 ноября 1978 г. было принято решение о проведении разведывательных полетов с целью уточнения полученной информации. «Черные птицы» дважды летали над островом, сделанные ими фотографии подтвердили частные и официальные заявления представителей Советского Союза о том, что на Кубе направлены только перехватчики МиГ-23. Тем не менее, SR лишний раз продемонстрировал свои возможности.
Следующая серия полетов разведчиков над Кубой связана с попытками сорвать переговоры по сокращению наступательных вооружений США и СССР. В августе 1979 г., в преддверии ратификации в Сенате договора ОСВ-1, появились данные, полученные якобы от спутников, об увеличении советского военного присутствия на Кубе. Информацию космической разведки вновь проверили SR-71, полеты выполнялись 28 и 29 сентября. На фотографиях лагеря в окрестностях Гаваны дешифровальщики насчитали 3000 человек личного состава и сорок танков – серьезная угроза территории США! Президент Картер, верно, оценил информацию об усилении военной активности Советского Союза на Кубе как провокацию и выпустил по американскому телевидению с успокоительным заявлением. Определенной уступкой «ястребам» стало разрешение на проведение еще одного полета разведчика в воздушном пространстве Кубы.
Своеобразно отметили американцы
22-ю годовщину высадки
Революция в Никарагуа обозначила новую цель для стратегических разведчиков. Поводам для проведения разведки, как и в случае с первыми полетами над Кубой, стали данные о поступлении в Никарагуа советских истребителей, на сей раз – МиГ-21. Представители Даниэля Ортеги категорически опровергли эту информацию, заявив, что в контейнерах из СССР прибыли «мирные» вертолеты Ми-8. Американцы не поверили или не захотели поверить: первый раз SR-71 прошел над Никарагау 7 ноября 1984 г., второй полет был выполнен 11 числа того же месяца. Полученная информация оказалась не столь однозначной, как в случае с кубинскими Мигами, по крайне мере, споры о том, есть ли в Никарагау МиГ-21, не прекратились, хотя их накал и пошел на спад.
В средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о полетах SR-71 над Фолклендскими островами во время англо-аргентинского конфликта, якобы полученная информация передавалась британцам. Однако министерство обороны США официально заявила, что никакие американские самолеты – разведчики в зоне вооруженного конфликта в период боевых действий не появлялись.
Порой стратегические разведчики использовались исключительно в мирных целях. Так, в 1975 г. экипаж разведчика произвел фотосъемку района Аляски в окрестностях Анкориджа, где пропал самолет Цессна-310, на борту которого находился сенатор Хэл Боггз. Правда, самолет так и не был найден. 18 мая 1980 г. два SR-71 отсняли район извержения вулкана Сент-Хелен, чем значительно облегчили проведение спасательных работ в штатах Айдахо, Вашингтон, Монтана и Орегон.
Европа
Четвертое подразделение 9-го крыла было сформировано на цели
при тренировках на выполнение
перехвата скоростного
Обычный полет по северному маршруту занимал четыре часа. Полет на юг длился на час больше, по тому, что Франция не давала разрешения на пролет боевых самолетов ВВС США над своей территорией. Первую дозаправку экипажа SR-71выполнял над Северным морем, затем на крейсерском режиме пролетал над Атлантикой и над Гибралтарским проливом и входил в воздушное пространство Средиземноморья. К югу от Сицилии располагалась точка второй дозаправки от танкера КС-135. После пополнение запаса топлива, разведчик брал курс к побережью Ливии, проходил вдоль всей береговой черты, поворачивал на север, пересекал Турцию и оказывался над Черным морем. Возвращение – в обратном порядке, исключая облет в Ливии.
В 1985 г. летчики стали отрабатывать полет над Западной Германией. Однако слишком маленькая территория ФРГ делала излишне высоким риск залета в воздушное пространство ГДР, и глупо было надеяться, что подобный фортель останется безнаказанным: группа Советских войск Германии – это вам не вооруженные силы КНДР. Кроме того, выяснилось практическая бесполезность полетов над Европой по причине метеоусловий – с высоты 24 км в объективы фотоаппаратов чаще всего попадали лишь облака да клочья тумана.
Разведчикам из Милденхэлла удалось принять участие в настоящей боевой операции – налете на Ливию в апреле 1986 г. Оба SR-71 подразделение 4 вели 15 апреля фотосъемку результатов налетов авиации ВВС и флота США в ходе операции «Каньон Эльдорадо». Примечательно, что при выполнении боевого задания разведчики дозаправлялись не от традиционных КС-135Q, а от новейших танкеров КС-10.
SR-71 «BlackBird»
стратегический разведчик
Боевые полеты
Индокитай
Количество «боеспособных» разведчиков уменьшалось на протяжении почти двух десятков лет, причем далеко не, только в результате «естественной» убыли в результате катастроф. Причина была более банальная – огромная стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей, к примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению
задание самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Изготавливать периодически выходившие из строя узлы и агрегаты разведчиков не представлялось возможным, поскольку все технологическую оснастку давно продали на металлолом, в результате пришлось пойти на «каннибализацию», по крайне мере, одного разведчика и снятие всего ценного с «недобитых» авариях машин. Еще одним «пунктом обвинения» стала уязвимость высокого трехмахового самолета от советских ЗРК «Круг-М». В общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС США самолетов SR-71А назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящего находящихся в строю SR-71А до четырех машин: двух в Англии и двух на Окинаве.
В тоже время, с ликвидацией «Черных птиц» Стратегическое авиационное командование лишалось глаз. Считалось, что на смену SR придут спутники, однако космическая разведка ходит по другому ведомству, в то время как командование САК желало иметь собственные «глаза». Одно время альтернативой SR-71 считался полумифический самолет «Аврора», якобы имеющий корейскую скорость М=5. На рубеже 90-х годов в авиационной прессе появилась масса публикации, посвященных «Авроре», нашлись очевидцы, которые видели в полете этого самолета, затем шум затих. Официальных комментариев о программе «Аврора» так и не появилось, сегодня можно лишь говорить о том, что на вооружении такого самолета нет. В «Аврору» (если таковая существовала) не верили многие офицеры ВВС, причастные к стратегической разведке, соответственно, они отчаянно боролись за продления срока службы SR-71.тем не менее, весной 1989 г. такое решение было принято- с 1 октября 1989 г. разведчики снимались с вооружения САК ВВС США. Осенью в летном состоянии находилось всего три машины, фактически процесс вывода разведчиков из эксплуатации уже заканчивался. Большую часть машин передали в музеи, а три самолета поставили на консервацию. Интересно, что ярым сторонником консервации являлся начальник штаба ВВС генерал Уэлч, в то время как Конгресс пытался сохранить в эксплуатации хотя бы два – три самолета. Конгрессмены подготовили специальный документ «Защита» национальных ценностей, в котором отмечалось:
Впрочем, позиция Уэлча объяснима – генерал экономил деньги, которых в
период «перестройки и гласности» катастрофически не хватало не только Советской Армии. Финансирование же программы SR-71 осуществлялось исключительно в рамках бюджета ВВС, хотя получателями информации наряду с командованием САК являлись ВМС, ЦРУ, политическое руководство страны. Налицо – явная несправедливость. Тем более, что ассигнования на содержание разведывательных спутников и самолетов U-2 осуществлялось из специальных федеральных фондов. Оппонентов Уэлча выступал командующий САК генерал Чэйн. Его слова: «снятие с вооружения SR-71- это трагедия» - лучше всего характеризует настроения в кругах «стратегов».
Сторонники сохранения SR-71 на вооружения высказывали следующие аргументы: оборудование разведчиков и спутников-шпионов примерно идентично, однако самолеты не «привязаны» к фиксированным орбитам, за счет чего обладают большей гибкостью применения; за один виток спутник просматривает достаточно узкую полосу и для обзора обширного региона (к примеру – Персидского залива) требуется значительное время, в то время как SR-71 способен выполнить подобную работу в одном полете; в случае военного столкновения между сверхдержавами спутники могут быть выведены из строя в первые часы, наконец – спутник еще дороже, чем недешевый SR.
Гражданские лица из высшего эшелона власти предприняли последнюю попытку сохранить разведчики на вооружении – передать самолеты авиации Национальной гвардии США. Предложение комиссии палаты представителей Конгресса явилось полной неожиданностью, как для ВВС, так и для Национальной гвардии. Естественно, что это попытка провалилась.
Под занавес карьеры творение «скунсовцев» вновь «взбрыкнуло»: 20 апреля через 15 минут после взлета в Милденхэлле экипаж разведчика вынужден был из-за механических неполадок с створке ниши носовой опоры шасси прервать полет и вернуться на базу; на следующий день – 21 апреля 1989 г. – SR-71 из «подразделения 1» с Окинавы упал в Южно-Китайское море, по словам катапультировавшегося летчика (подполковник Дэн Хоас), причиной катастрофы послужило разрушение правого двигателя, куски развалившегося мотора повредили гидросистему, и в результате произошел полный выход из строя системы управления. После катастрофы полеты трех еще остававшихся в эксплуатации (один в Кадене и два – в Милденхэлле) временно приостановили. Официально регулярные полеты всех самолетов SR-71, в связи с выводом их из эксплуатации, прекратились 22 ноября 1989г. По-видимому, последние разведывательные полеты выполнил самолет с серийным номером 64-17967 16 и 20 ноября 1989 г. из Милденхэлла. 18 и 19 января 1990 г. в США из Англии перелетела пара базировавшихся в Милденхэлле разведчиков ( серийные номера – 64-17964 и 64-17967). В рамках подготовки к перелету 7 декабря 1989 г. самолеты выполнили по одному тренировочному полету продолжительностью около двух часов с
выполнением дозаправки в воздухе. На обратном пути в Штаты самолеты пилотировали экипажи в составе: летчиков – майоров Тома Макклири и Дона Уоткинса, операторов – подполковника Стэна Гудмандсена и майора Боба Фоулкса. Последние два специализированных «SR’ровских» заправщика КС-
135Q покинули Милденхэлл также 19 января с гражданскими и военными пассажирами на борту – «подразделение 4» прекратило свое существование.
Торжественные проводы разведчиков
на «пенсию» состоялись на авиабазе Бил
в начале марта 1990г. На взлетную полосу
выкатили все 11 стратегических разведчика,
имевшихся на тот момент в 9-м SRW. Сенат
США постановил в мае 1990 г. передать на
консервацию шесть самолетов и шесть комплектов
разведывательного оборудования с возможностью
возобновления эксплуатации через 90 дней
после принятия соответствующего решения.
Но Пентагон оставил у себя лишь три машины
– еще три передали NASA. Министр обороны
Чейни сумел добиться пересмотра решения
принятого сенатом: «Просто невозможно
держать в постоянной готовности летчиков,
специалистов по планированию полетов
и обслуживающий персонал без нового,
постоянного, задания. Мы не сможем больше
эксплуатировать самолеты SR-71.» Сторонники
сохранения на вооружении SR’ов до сих
пор убеждены - самолет отправила на
пенсию «истребительно-
Чейни ошибался, как ошибались и те, кто принимал решение о выводе разведчиков из эксплуатации. «Буря в Пустыне» в полной мере продемонстрировала силу аргументов защитников стратегических разведчиков – спутники не смогли заменить самолеты. Маятник качнулся в обратную сторону: начались разговоры о необходимости повторного ввода в строй SR-71 A. Непосредственным поводом принятия решения о вводе в строй разведчиков послужили ядерные испытания в КНДР, которые состоялись в начале 1994 г. Сенатор Роберт Бид направил фирме Локхид-Мартин запрос о возможности возобновления эксплуатации «Черных птиц».
- Запросто, - ответили на
фирме. Только дайте нам 100 миллионов
на приведение машин в
Деньги нашлись, и в конце 1994 г. был подписан контракт на расконсервацию трех самолетов и подготовку их к началу ограниченной эксплуатации с середины 1995 г.
Существует, правда, еще одна версия изменения отношения к SR-71A – полный провал программы «Аврора» и высотного малозаметного дозвукового БПЛА («Тиер-3 минус») с размахом крыла в 45 м. БПЛА разрабатывали совместно инженеры Боинга и Локхида. В программу вгрохали сотни миллионов долларов, но в 1994 г. все работы БПЛА свернули.