Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 22:36, научная работа
До недавнего времени бескаркасная система являлась основной в массовом жилищном строительстве домов различной этажности. На сегодняшний день наиболее применяемыми конструктивными системами являются каркасная и стеновая (бескаркасная) системы. Несмотря на актуальность этих систем, мы рассмотрим альтернативу между ними потому, что как в древности, так и в современных условиях часто функциональные особенности здания и экономические предпосылки приводят к необходимости сочетания обеих конструктивных систем, которые объединяются в комбинированную (смешанную) систему.
Зодчие в начале строительства еще не совсем ясно представляли себе композицию восточного фасада. Они выложили окна центральной апсиды значительно ниже, а когда решили передвинуть их выше, то им пришлось разобрать уже сложенные арочные перемычки и частично снизу заложить готовые проемы.
Верхние окна апсид уже не образуют пояса. Среднее окно резко поднято вверх, что опять-таки выдает желание выделить вертикальную ось (хотя все уровни окон и соотнесены с членениями интерьера). Можно думать, что стремление к общему нарастанию движения от периферии к центру и вверх явилось причиной употребления полусводов в восточных углах храма над вторым этажом хор. Такие же полусводы верхнего яруса галерей усилили общий композиционный ритм, создав выразительную и в основном целенаправленную композицию.
Тем не менее даже на этом фасаде видна известная несогласованность форм. Окна второго яруса по высоте и ширине соотносятся как бы случайно, широкие нижние окна боковых апсид прорезаны по осям малых нефов храма, узкие верхние немного развернуты от центра. Проемы по отношению к стене узки, глади стены остается очень много, а ритмика ее расчленения, понятная внизу, вверху становится неуловимой. При общем подъеме фасада к центру вверх находящийся на оси симметрии свод восточного рукава креста выглядит неожиданно просевшим между постаментами малых глав.
Зодчих в наибольшей мере занимала гармонизация объемного решения здания. Специальное внимание уделялось лишь завершающим весь объем формам - карнизам закомар, декоративным аркам в завершении барабанов. Есть и еще одно важное новшество — появление позакомарного увенчания фасадов. Оно даже становится декоративным - в принципе. Северо-западный угол собора перекрыт коробковым сводом с шелыгой по оси восток - запад, ему соответствует закомара западного фасада. С северной стороны этого свода возводится чисто декоративная закомара, необходимая лишь для определенного наружного облика храма. На южном фасаде подобная закомара не является декоративной, ибо мастера повернули свод по оси север - юг (в западной закомаре здесь из-за примыкания лестничной башни не было необходимости).
Восточные прясла северного и южного фасадов лишены закомар и выглядят пониженными. Щипцовые (соответствующие очертаниями сводов за ними) и полукруглые (малые — вытянутые, большие — пониженные) закомары образуют своеобразный и прихотливый мотив в верхних частях здания. Хотя собор является первым русским памятником, в котором позакомарное завершение фасадов проявилось как особый принцип, оно еще здесь не понимается как принцип структурный. Зодчие не заботятся о создании фасадных композиций, выделивших бы сам объем собора. Объем как бы лишен дифференциации — храм и галереи сливаются в единый блок, фасады галерей играют роль фасадов всего здания. Любые мелкие несогласования становятся второстепенными перед ощущением мощного кубообразного массива, завершенного единым и компактным пятиглавием.
Большая высота собора затушевывается широкими галереями, преобладающим движением является не вертикальный подъем, а широкое нестесненное развитие. Главы увенчивают объем, движение не проходит через них вверх, а расходится от них в стороны и вниз. Мощь, сила, внутренняя спаянность преобладают в общем впечатлении. Незыблемость целого не может поколебать даже периферийное положение крупной лестничной башни и ее широкой главы.
Хотя зодчие выстроили очень высокий храм, все же они никоим образом не мыслили его вертикально развивающимся организмом. В соборе нет вертикальных группировок форм, и хотя подъем вверх пронизывает все части интерьера, он в общем ощущении остается кубообразным. Бросаются в глаза три горизонтальных уровня заложения плит, которым прежде еще соответствовали связи. Горизонтально развиваются и два пояса с одинаковых малых арок, в двух уровнях равномерно огибающих центральное крестообразное пространство. Эти пояса разделены глухими высокими плоскостями стен, поэтому зрительная связь по вертикали между ними не возникает, что еще больше подчеркивает принцип горизонтального развертывания.
Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы - 38 м.Системы перекрытий с древности проектировались из стереотипного подхода к компоновке балочной клетки, т.е. состояли из балок (ригелей) и настила, так конструктивно решаются и деревянные перекрытия. Строительная система - это комплексная характеристика конструктивного решения зданий по материалу и технологии возведения основных несущих конструкций.
Строительные системы зданий с несущими стенами из кирпича и мелких блоков из керамики, легкого бетона или естественного камня бывают традиционные и полносборные.
Традиционная система основана на возведении стен в технике ручной кладки, как это издревле выполнялось во всех традиционных сооружениях. Необходимо отметить, что в индустриальном сооружении собственно традиционными остаются лишь ограждающие конструкции, перекрытия и другие внутренние несущие конструкции – полностью идентичны полносборным сооружениям. Индустриальная традиционная система обладала существенными архитектурными преимуществами. Благодаря малым размерам основного конструктивного элемента стены (кирпича, камня) эта система позволяет проектировать здания любой формы с различными высотами этажей и разнообразными по размерам и форме проемами.
Применение традиционной системы считалось наиболее целесообразным для зданий, доминирующих в застройке. Конструкции зданий со стенами ручной кладки надежны в эксплуатации – кирпич высокотехнологичного обжига не требовал устройства многодельной, недолговечной в эксплуатации штукатурки, была значительно повышена огнестойкость кирпичных стен. При их проектировании использовались новые подходы к обеспечению долговечности и теплоустойчивости.
Наряду с архитектурными и эксплуатационными
преимуществами ручная кладка стен является
причиной основных технических и экономических
недостатков каменных зданий: трудоемкость
возведения и нестабильность прочностных
характеристик кладки в зависимости от
разного кирпича в случае незначительных
отклонений в технологическом процессе.
Качество и прочность кладки зависели
от сезона возведения и квалификации каменщика.
Стены собора сложены из камней. Использованы
известняк различных пород и булыжники.
Местами имеются пояса - прокладки нескольких
рядов кирпичей в технике со скрытым рядом.
Софийский собор сложен из волховского
известняка голубоватого, сероватого,
зеленоватого, желтого и коричневатого
оттенков. Камни скреплены между собою
известковым раствором с примесью толченого
кирпича (цемянкой). Камни не обделаны,
за исключением подтески сторон, выходящих
на поверхность стен. Подтеска была необходима
для получения отвесной линии стен. Разнообразная
расцветка камня натолкнула исследователей
на мысль, что первоначальная София не
была покрыта снаружи цемяночным раствором,
и камни в своей богатой красочной гамме
оставались обнаженными. Эти известковые
и валунные камни с гладкой затертой между
ними цемянкой розовато-коричневого цвета
придавали стенам собора, отличающегося
простой и художественно лаконичной общей
формой, исключительную живописную насыщенность.
Переливающаяся прозрачная расцветка
камней с подрезкой в виде фаски затирочного
слоя цемянки вокруг каждого из них, как
больших, так и самых малых, иногда доходящих
до величины с грецкий орех, создает впечатление
самоцветов, вставленных в оправу не менее
колоритной цемянки. Но об этом можно говорить
лишь по отношению прямолинейных в плане
стен.
В арках и сводах уложено больше кирпичей
в той же технике скрытого ряда. Кирпич
был использован при кладке всех арок
и арочных перемычек над оконными и дверными
проемами, а также в кладке сводов. Своды
куполов выложены из одного кирпича. Во
внутренних сводах употреблен камень.
Внутренняя поверхность кладки забуртована
более мелкими камнями и кирпичами со
значительным количеством раствора. Характер
кладки в разных частях здания не вполне
одинаков. Встречаются участки декоративной
фигурной кирпичной кладки. Основной формат
кирпичей 3.7- 4.5 X 24-26 X 38-40 см, но попадаются
и другие размеры - 4 X 18 X 21, 4 X 24 X 31, 4 X 31 X
40, 4 X 26 X 43 см, а также лекальные кирпичи
- трапециевидные и с полукруглым торцом.
В стенах проходит несколько ярусов дубовых
связей. В некоторых участках в кладке
широко использованы горшки местного
производства. Фундаменты собора ленточные,
из валунов на растворе. Глубина их в западной
части здания 1.6-1.8 м, в восточной - до 2.5
м. Под фундаментами имеются деревянные
субструкции. Первоначальный цемяночный
пол собора лежал на уровне более чем на
2 м ниже современного. Выше обнаружены
остатки еще двух полов из каменных плит,
относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде
найдены остатки мозаичного пола, сделанного,
по-видимому, в XII в., - небольшие фрагменты
мозаичного набора в цемяночном грунте
и обломки серых известняковых плит с
мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной
инкрустацией уцелело в облицовке нижней
части стен апсиды вокруг горнего места.
В центральной апсиде выявлены остатки
престола, столбиков деревянного кивория,
основы запрестольного креста. Первоначально
горнее место было двухступенчатым с фресковой
росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое
с облицовкой мозаикой. Встречены также
следы деревянной алтарной преграды. В
Рождественском приделе первый пол был
из поливных плиток, а более поздний - мозаичный.
В соборе сохранилось сравнительно немного
древних фресковых росписей. Они отражают
различные этапы украшения здания, возможно,
середины XI в., 1108, 1144 и 1195-1196 гг.
Конструктивной особенностью Софии, не
встречающейся в других русских памятниках
XI века, является наличие четверть-циркульных
арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской
паперти). Они были и в северном притворе,
но исчезли при восстановлении северной
стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны,
входившие в Софии в состав наружной галереи,
хорошо известны в романской архитектуре.