Архитектура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:40, реферат

Краткое описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Характеристика эпохи.docx

— 93.10 Кб (Скачать документ)

В области архитектуры  жилого дома нидерландское  Возрождение не привело  к коренному преобразованию сложившегося еще в  эпоху средневековья типа бюргерского жилища. В 15 и даже в 16 вв. богатые патрицианские дома не несли в себе утверждения индивидуального  начала, свойственного  итальянским  палаццо. В сознании бюргера – заказчика и архитектора- исполнителя не произошло еще того перелома,  который составляет одну из коренных особенностей  архитектуры итальянского Ренессанса. Частные дома нидерландского бюргерства не выходят в этом  смысле за рамки средневековых традиций. 

Функциональное решение  бюргерского жилого дома и характер  его размещения в городской  застройке  остались, по существу, такими же, как и в предшествующее столетия, Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда  других стран  Европы) были  очень большие  оконные  проемы, забранные частыми переплетами.

В нидерландской жилой  архитектуре  были распространены  три  вида строительной техники. Мы встречаем здесь  деревянные  сооружения, затем здания, выстроенные целиком  из камня или кирпича, и, наконец, постройки, выполненные в сочетании кирпича  с белым камнем. Скромные интерьеры  нидерландских жилых домов благодаря мастерскому использованию полезной площади и высокой по тем временам  культуре была,  производили впечатление большой привлекательности и уюта.

В 16 столетии проникновение  в нидерландскую архитектуру  мотивов  итальянского  Возрождения началось с произведений архитектуры малых форм. До  нашего времени  сохранился ряд памятников  этого рода. К наиболее  известным из них  принадлежит  портал  Старого монетного двора  в Дордрехте, который  восходит   к итальянским  образцам, монументальный камин  в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531)  работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала  совета в городе Кампене (1543-1545), также  в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся  большим  изяществом  и чистотой стиля. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле.  

Интерес  к новому стилю  постепенно усиливался. Правители и  их дворянское окружение в своих заказах стали ориентироваться на зарубежные образцы. Так, в 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции- замке в Бреде -  галерею в духе галереи в  замке Амбуаз (Франция).

Все расширявшаяся творческая  практика зодчих нового стиля подкреплялась развитием  теоретической мысли. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был живописец и гравер Питер Кук Ван Альст (1502-15550). Ему принадлежат переводы Витрувия (изданы в 1539) и трактатов Серлио (1540-е гг.).  

Новый классический  стиль начинает проникать в здания общественного характера. Однако старые традиции здесь были еще сильны, и их не сразу удалось вытеснить. Так возникают постройки,  в    которых новые формы архитектур   причудливо  соединяются с готической  конструктивной  основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор  Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на  Рыночной площади рядом с внушительной  зданием средневековой  ратуши. Более  органично принципы  готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах  монументального двора во Дворце  правосудия  ( бывшем  дворце епископа ) в Льеже  ( двор сооружен в 1526-1540 гг.). 

К  середине 16  столетия классический стиль уже  находит более зрелое выражение  в наиболее монументальных и  идейно  значительных произведениях  нидерландской  архитектуры – в  зданиях  ратуш. Самым  главным  сооружением  нового стиля стала  знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Строителем ее  был крупнейший  нидерландский архитектор 16  столетия  Корнелис Флорис. Очень  большая по размерам и  выдающаяся по своим  архитектурным  качествам, антверпенская  ратуша имела в нидерландской архитектуре  16 в. Такое же, если  не более важное значение, какое  ратуша  в  Брюсселе  имела  для зодчества 15 -го столетия. 

В плане ратуша в Антверпене  представляет  собой  растянутое  вширь каре  с узким внутренним  двором. Общая архитектурная композиция главного фасада  свидетельствует  о том, что, применяя формы классического ренессансного зодчества, Корнелис Флорис сумел  на новой  основе развить образные идеи  созданных  в Нидерландах монументальных  гражданских  построек прошлых  столетий. По существу. Он снова разрабатывает тему  величественного протяженного  сооружения, увенчанного в центральной части  фасада выразительным  высотным акцентом.

Фасад антверпенской  ратуши представляет  собой четырехэтажный  массив с повышенной центральной  частью, архитектурные формы которой даны в более крупном масштабе, нежели в боковых крыльях. Энергичная пластика  архитектурных форм центральной части, слегка выступающей, наподобие ризалита, за линию фасада, эффектно  оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее .

Флорис дал  новое  творческое  претворение  мотивам, характерным для готической  стилевой системы. Так , например, по –новому, с подлинным  блеском  решена им традиционная тема венчающего здания высокого фронтона .

Влияние Флориса, более широко распространившееся на юге Нидерландов, проникло также в северные провинции. Однако здесь оно оказалось преобразованным  в соответствии с местными традициями, как об этом свидетельствует, например, целиком облицованная  белым  камнем  ратуша  в Гаага (1564).

В большей сдержанности образного  языка гаагской ратуши угадываются  тенденции, которые найдут свое последующее  развитие в голландском зодчестве 17 столетия.

Гораздо более органичным  для  северонидерландской архитектуры второй половины 16в. Было применение  для монументальных построек смешанной техники кирпича и камня. При  практичности и  дешевизне этой  техники на  севере страны мастерское использование вставок из белого камня для эффектных декоративных  акцептов придало  сооружениям  большую  нарядность и представительность. Хорошим примером здесь  может  служить фасад Городской канцелярии в Леевардене.

 

Архитектура Германии.

Среди стран Западной Европы, обладавших развитой феодальной системой  отношений, в Германии изживание  средневековых устоев шло наиболее извилистым, усложненным путем. В экономическом и политическом отношении Германия развивалось противоречиво и затрудненно; не Меньшей противоречивостью отличалась ее духовная культура, и в частности ее искусство.

На исходе средневековья  в Германии происходили те же процессы, что и  в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все более  важное значение приобрело бюргерство и купечество, распадался  средневековый цеховой строй. Аналогичные сдвиги  совершались  в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать  научными знаниями, потребность  найти  свое  место в мире; шло  постепенное обмирщение науки  и искусства, освобождение  их  от вековой  власти  церкви. В городах зарождались  ростки  гуманизма. Немецкому народу принадлежало одно  из величайших культурных завоеваний эпохи    - крупнейший вклад  в развитие книгопечатания. Однако духовные сдвиги  совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды.  

На рубеже 14 - 15вв. в немецких землях не только не наблюдалось, тенденции  к централизации страны, но, наоборот, усиливалась ее раздробленность, содействовавшая  живучести феодальных устоев. Зарождение и развитие в отдельных отраслях промышленности  ростков капиталистических отношений не приводило  к объединению Германии. Она представляла собой множество крупных и мелких княжеств и самостоятельных имперских городов, которые вели почти независимое существование и всеми способами старались сохранить такое положение вещей. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в.:   « . . . разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты,   патриции,  бюргеры, плебеи  и  крестьяне – составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными,   во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями «Враждебные, узкоместные интересы сословий часто приводили  их  к противоречиям и взаимным  столкновениям, что  мешало главному делу – борьбе с феодализмом, преодолению  средневековых традиций в экономике, политике, культуре, в укладе общественной жизни. Непрерывно нарастающее всеобщее недовольство, временами прорывавшееся в виде отдельных местных восстаний, еще не приняло в это время характера всенародного революционного  движения, охватившего Германию в первые десятилетия 16 века.

Противоречия общественного  развития Германии нашли свое отражение  в немецком  зодчестве 15 века. Как  и в Нидерландах, здесь не было  того решительного поворота к новому образному содержанию и новому языку  архитектурных форм, который характеризует  зодчество Италии. Хотя  готика как  Господствующий архитектурный стиль  была уже на исходе, ее традиции были еще очень  сильны;  подавляющее большинство сору сооружений 15в.  в той  или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Ростки нового, были вынуждены пробиваться в трудной борьбе сквозь толщу консервативных наслоений.

Удельный вес памятников культового зодчества в германии 15 века был более велик, нежели в  Нидерландах. Еще продолжалось и  завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Новые  храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Это  были более простые церкви, преимущественно  зального типа; нефы одинаковой высоты при отсутсвии трансепта способствовали слиянию их внутреннего пространства в единое обозримое целое. Особое внимание уделялось декоративному  решению сводов: преобладали своды  сетчатого и других сложных рисунков. Примерами подобных сооружений могут  служить церковь Богоматери в  Ингольштатте и церковь в Анаберге. Единым зальным пространством характеризуются  и пристройки к старым храмам –  хор церкви святого Лаврентия  в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене. Сами архитектурные  формы приобрели большую усложненность  и прихотливость в духе «пламенеющей»  готики. Образцом декоративного богатства  форм может считаться клуатор  собора в Эйхштетте.

Все более значительное место  в немецкой архитектуре 15 века начинают занимать памятники светского зодчества. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна  меньшая, нежели прежде, зависимость  от форм церковного зодчества. Таковы, например, внушительные, богато украшенные здания ратуш в Бремени и в  Госларе – пример монументального  каменного строительства. Не менее  выразительны фахверковые общественные постройки ( конструкцию которых  составляет деревянные каркас с кирпичным  заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде  и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Их художественный эффект основан на пластике сильно вынесенных вперед верхних  этажей и на великолепной орнаментации деревянных частей в особенности  венчающих карнизов. Богатству убранства  отличались также гильдейские и  цеховые дома, например фахверковое  здание гильдии разносчиков в  Гильдейсгейме. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам  и выразительные по формам постройки  хозяйственного назначения, в их числе  – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские  укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое.

В архитектуре жилых домов  представителей городского патрициата  в Германии, как и в Нидерландах, еще не произошло того переворота, который ознаменовало собой появление в городах Италии монументальных палаццо, принадлежаших богатейшим фамилиям, но в сравнение со средневековьем заметны нововведения – более сложная и свободная планировка, применение на фасадах богато украшенных фронтонов и фонарей – эркеров, а во дворах – крытых галерей.

Свое косвенное влияние  городские постройки оказали  на строительство феодальных замков. Здесь на ряду с традиционными  сооружениями крепостного типа появляются постройки, в которых фортификационные элементы соединяются с чертами  монументальной представительности. Таков, например, прославленный Альбрехтсбург  в Мейсене, резиденция курфюрстов Саксонских, который высится наподобие непреступного  замка над крутым берегом Эльбы, а с другой стороны, видимой с  равнины, он раскрывается как фасад  княжеского дворца нового типа. В создание многочисленных интерьеров Альбрехтсбурга, перекрытых прихотливыми сталактитовыми и сетчатыми сводами, и сложных  винтовых лестниц участвовал известный  зодчий Арнольд Вестфальский, работавший в Саксонии между 1470  и 1479 гг.

Как и в других западноевропейских странах, в Германии с начала 16 века ведущую роль начинает играть светское зодчество. Жилой городской особняк, ратуша или торговый дом – таковы доминирующие в эту эпоху типы строений. В крупных немецких торговых городах, переживавших свой расцвет  в начале 16 века, велось большое строительство.

Несмотря на многообразие форм немецкой архитектуры эпохи  Возрождения, связанное с раздробленностью страны и наличием множества более  или менее обособленных областей, в немецком зодчестве явственно  выражены некоторые общие принципы. Традиции средневековой готической архитектуры не умирают в немецком зодчестве на протяжение всего столетия, накладывая свой отпечаток на образные строй ренессансных сооружений Германии.

В основы немецко-ренессансной постройки положены два принципа: утилитарной целесообразности в  организации внутренних пространств  и возможно большей выразительности  в живописности внешних форм. План как организующее начало, в котором  находит свое воплощение целеустремленная воля архитектора, отсутствует; он образуется как бы стихийно в зависимости  от потребностей владельца и назначения дома. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены  создают совершенно своеобразное и  чрезвычайно живописное впечатление.

Информация о работе Архитектура эпохи Возрождения