Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:51, курсовая работа
Исторически так сложилось, что отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым потребностям и нуждам, прошло полную «эволюцию» на различных исторических этапах: от полной нетерпимости в эпоху Древней Греции до выдвижения проблем образования детей с ограниченными возможностями на государственный и мировой уровни
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты неравенства доходов и проблемы их выравнивания 7
1.1. Сущность и классификация доходов населения 7
1.2. Формирование правовых отношений системы коррекционного образования в России 11
Глава 2. Законодательная база в системе коррекционного образования на современном этапе в России 18
2.1. Нормативно-правовая база коррекционного образования в России и ее структура 18
2.2. Пути модернизации и развития системы коррекционного образования в России 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Конвенция о борьбе с дискриминацией
в области образования (1960 г.), регламентирующая права всех лиц на получения образования, а также обязанности государств по предоставлению прав на образование [22].
Декларация прав ребенка (1959 г.). Данная декларация регламентирует права детей с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение специальной защиты, охраны здоровья и особых условий для психического, физического, нравственного и духовного развития:
«Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния» [21, Пр.5].
Декларации социального прогресса и развития, которая провозглашает необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками (1969 г.) [18].
Декларация о правах умственно отсталых (1971 г.), которая служит руководством защиты прав умственно отсталых лиц, провозглашает их права [20].
Декларация о правах инвалидов (1975 г.), которая провозглашает права инвалидов, а также служит руководством по защите таких лиц [19].
Конвенция о правах ребенка (1975 г.), регламентирующая право детей с ограниченными возможностями на получение особой защиты и заботы, необходимой для их полноценного развития и наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь общества [23, ч. 1, ст. 23.].
К таким документам также относятся уставы и соответствующие документы специализированных учреждений и международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЕС), занимающихся вопросами благополучия детей.
Наряду с изданием нормативно-правовых документов в конце XX века появилась тенденция сокращения числа спецшкол и увеличения количества специальных классов в общеобразовательных школах, интеграции аномальных детей в общеобразовательную среду, открытие классов для глубоко умственно отсталых. Появились учебный план в Швеции (1980 г.); Акт об образовании в Великобритании (1981 г.); проект «Идем в школу вместе» в Нидерландах (с 90х гг.). [26, с.113]
Так мы видим, что предпосылки создания законодательной базы в Европе начинают формироваться уже с IX веков, когда перед государством впервые встает вопрос о необходимости социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере развития самой системы коррекционного образования в некоторых странах начинают появляться отдельные нормативно-правовые акты. И уже к концу XX века в Европе появляется особая нормативно правовая база регламентирующая правоотношения в системе коррекционного образования, положившая основу формирования законодательной базы в России.
Формирование правовых отношений в системе коррекционного образования в России уходит корнями в историю развития российской дефектологии, становления системы специального (коррекционного), а также осознанием общества и государства необходимости обучения лиц с ограниченными возможностями.
Установлено, что в Киевской Руси отношение к лицам с какими-либо нарушениями в развитии воспринималось обществом с состраданием. Церкви же и государственной власти отводилась особая роль: забота и призрение «обездоленных и страждущих». В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. Благодаря этому в XI в. в Киево-Печерской лавре начала свою деятельность первая монастырская больница-богадельня, где оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Вначале XII в. киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям («Поучение князя Владимира Мономаха своим детям») указывал: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».
С приходом на престол Алексея Михайловича (1645-1676) отношение к убогим, калекам, нищим изменилось в худшую сторону: юродивых сжигали на кострах, считая их ненужным звеном в обществе. Такая агрессивная государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями продолжалась четверть века и закончилась лишь в 1677 году, когда на престол взошел Федор Алексеевич. Тогда также был принят акт о правовом положении слабоумных, который лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых.
Следующим шагом в развитии правовых отношений в системе коррекционного образования стал указ Петра I от 1704 года, который запрещал умерщвлять детей с врожденными дефектами. Петр I стремился к тому, чтобы государство могло осуществлять контроль деятельности учреждений общественного призрения. Он обратил внимание на то, что в монастырях находили прибежище не только убогие, но и вполне трудоспособные люди, симулянты, сыновья дворян, желающие скрыться от государственной службы. Поэтому Петр I запретил посылать в монастыри «дураков» без предварительного их освидетельствования. Однако борьба с симуляцией увенчалась успехом только после издания запрета «дуракам» жениться и наследовать имущество.
Изменения в государственной политике России в отношении душевнобольных произошли во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы. Указ в свою очередь повлиял также и на развитие специального образования. В этот период воспитательные дома утвердились как учреждения для воспитания подкидышей и беспризорных младенцев на государственном уровне (воспитательный дом в Москве имени И.И.Бецкого, 1763 год). [28]
В период XVII - XIX веков был открыт ряд специальных образовательных учреждений: с 1775 года начали появляться первые учреждения для слабоумных; в 1806 году открылось первое училище для глухонемых и первая школа для слепых; в 1865 году - «повторительные» классы для малоспособных учащихся. А уже в начале XIX в. при Гатчинском сиротском воспитательном доме передовыми русскими педагогами была открыта школа для малолетних детей, находившихся на патронировании в семьях окрестных жителей, которые порой довольно жестоко с ними обращались. [30]
Рост детской безнадзорности и беспризорности в первой половине XIX в. в России вынудил правительство открывать детские приюты как благотворительные учреждения. Установлено, что руководителем и организатором первых детских приютов в России в системе государственных учреждений стал В.Ф.Одоевский – русский писатель, философ, педагог. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (1839).
Период конца XIX - начала XX в. был связан с активным развитием коррекционной педагогики, изданием различных нормативно-правовых актов, регулирующих правовые отношения в коррекционном образовании. В этот период проблемами коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, такие как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов, Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер.
Советская дефектологическая наука попыталась найти комплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения детей и подростков. Так, на одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) ставились задачи: вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить пути подготовки кадров дефектологов. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимый импульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее как общегосударственную, общенародную. [27]
В результате в 1928 году появился первый официальный нормативно-правовой акт «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства», главной задачей которого была дифференциация врачебно-педологической и педолого-педагогической службы на самостоятельные службы в школе. [7]
Для эффективности деятельности вновь появившейся структуры (врачебно-педологической и педолого-педагогической службы) было издано постановление СНК РСФСР «Об организации педологической работы, проводимой различными ведомствами» (от 7 марта 1931 года), которое заложило более четкую организационную и правовую основу для проведения педолого-педагогической и врачебно-педалогической работы.
В соответствии с этим постановлением был издан приказ «Об организации педологической раб
Однако комитет ВКП посчитал, что педологическая служба школы на основе различных тестов, анкет и собеседований зачисляли многих детей в категорию «умственно отсталых, дефективных и «трудных». В результате чего, многие из школьников, «которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками. В условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми». Результатом стало постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 год), которое затормозило целенаправленные психолого-педагогические исследования, а также практику развития специальных школ. [31]
Вместе с тем в 60-70-е гг. XX столетия в дефектологии (коррекционной педагогике), как и во многих других отраслях научных знаний, были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
В 1980 году в законную силу вступил приказ Минздрава СССР «О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению», который устанавливал перечень обязательных для исполнения действий для «профилактики, улучшения качества диагностики, раннего выявления и лечения психических расстройств у детей» [4, пункт 2.3, 2.15].
Результатом исполнения данного Постановления стал приказ Минпроса «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития».
Данный приказ вводил в действие следующие нормативные документы: «Инструкция по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития», которая регламентировала правила приема в специальные школы, а также противопоказания поступления в данные школы [1]; «Типовое положение о специальной общеобразовательной школе- интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития», которое определяло структуру специальной школы и организацию учебно-воспитательного процесса, права и обязанности учащихся, учителей и воспитателей, руководства школы-интерната, наличие учебно-материальной базы, а также финансирование данных учреждений [15]; «Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы- интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития», который определял максимальную учебную нагрузку и необходимый минимум изучаемых предметов [17].
К концу 80-х гг. относится появление ряда инструктивных и рекомендательных писем Министерства Просвещения СССР:
Письмо «О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития» (1985 г.), направленное на развитие и создание специальных (коррекционных) школ, классов, а также на необходимость обеспечения данных образовательных учреждений высококвалифицированными педагогами и воспитателями. [8]
Письмо министерства просвещения РСФСР «О специальных классах выравнива
Письмо «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (1988 г.), регулирующее количество нагрузки в зависимости от программы, изучаемой на данном этапе обучающимся. [12]
Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» (1989 г.), устанавливающее требования к деятельности специалистам-психологам общеобразовательных учреждений, а также созданной специальной психологической Службы. [3]
Инструктивное Письмо Министерства народного образования РСФСР «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития» (1989 г.). [32]
Инструктивное письмо здравоохранения РСФСР «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития» (1990 г.), в котором отражены основные рекомендации по медико-профилактическим работам в классах выравнивания.[9]
Завершающим этапом в создании нормативно-правовой базы в области коррекционного (специального) образования в советский период является издание в 1991 году приказа «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии». Данный приказ был направлен на улучшение работы коррекционных учреждений, а также на установление максимальной наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах. [10]
Таким образом, мы видим, что законодательная база системы коррекционного образования в России возникает как система обеспечения государственного института коррекционного образования и развивается как особая форма реализации и регламентации обязанностей государства, прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфики деятельности специальных общеобразовательных учреждений, прав и обязанностей педагогов, воспитателей, медиков и лиц, непосредственно работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о работе Законодательное обеспечение системы коррекционного образования в средней школе