Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:14, курсовая работа
Следует обратить внимание на некоторые новые тенденции и стратегические задачи, которые вырисовываются на фоне современного кризиса и антикризисных действий Европейского Союза.
В настоящее время страны ЕС переживают самый глубокий за всю послевоенную историю экономический спад. Его особенностью является то, что он проходит в обстановке зрелой глобализации, создающей для ЕС как новые возможности, так и новые вызовы. Это ставит перед Евросоюзом задачу скорейшего оформления новой экономической стратегии, которая была бы адекватна достигнутой стадии интеграции и изменившейся роли ЕС в мире.
Введение 2
1 Государственная антикризисная стратегия стран Европейского Союза 4
2 Антикризисная денежно-кредитная политика Европейского центрального банка. 14
3 Влияние новых членов ЕС на политику государственного антикризисного регулирования 21
Заключение 28
Список использованных источников
Охватив своим масштабам большинство стран мира, экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры.
Одна из очевидных
особенностей стран ЕС, связанная
с экономическим кризисом - это
сильная взаимозависимость экон
Огромное значение для последствий экономического кризиса имеет вышеупомянутая неоднородность экономики ЕС. Ввиду его недавнего расширения на восток и вступления в него таких стран, как Словакия, Венгрия, Латвия, Литва и т.д., переходная экономика стала неотъемлемой частью экономики ЕС. А, как известно, кризис в переходной экономике проходит несколько иначе, чем в развитой, вызывая тем самым ассиметричный шок.
Другой важной чертой кризиса для ЕС является то, что он особенно сильно ударил по банковской сфере экономики интеграции. В отличие от США, в развитых странах Европы основным источником кредитования реального сектора является именно банковский сектор. Таким образом, потрясение банковской сферы, вызвавшее недоверие и проблему ликвидности, оказало значительно большее воздействие на экономику Евросоюза, чем США.
Не стоит также забывать о неизменных проблемах Евросоюза, терзавших его экономику и в докризисный период. Таковой на протяжении уже многих лет является проблема со стратегическим планированием развития экономики, вызванная несостоятельностью принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии и необходимостью ее пересмотра в 2005 году. Невозможность выполнения намеченных планов и разногласия по поводу их принятия являются на данный момент причиной отсутсвия четкой стратегии развития экономики Евросоюза. Отсюда вытекает и другая проблема – длительный период бюджетного дефицита экономики и невозможность уменьшения его расходной части по ряду экономических и социальных причин. А невероятно высокий уровень безработицы (третья хроническая проблема) является еще одним фактором, препятствующим устойчивому выходу из кризиса. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение государственного антикризисного управления и регулирования в странах Европейского союза.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Развернувшийся осенью 2008 года мировой экономический и финансовый кризис обладает рядом специфических черт, которые позволяют экспертам говорить, что он не похож ни на один из предыдущих. Не повторяя уже описанную в литературе историю возникновения и распространения кризиса, назовем его наиболее важные, на наш взгляд, характеристики.
Во-первых, нынешняя рецессия (учитывая ее глубину и географический размах) является первым крупным сбоем в функционировании мировой экономики на стадии зрелой глобализации. Ее факторами стали: бурное развитие информационных технологий, распад биполярной политической системы и распространение капитализма на все регионы мира, либерализация движения капиталов и стремительный рост финансовых рынков. Все это перевело мировую экономику в новое качество. Резко повысился уровень взаимной зависимости отдельных стран, регионов, рынков и процессов; глобальный масштаб приобрела асимметрия торговых и финансовых потоков.
Во-вторых, данный кризис произошел на фоне экспансионистской кредитной политики, которая взвинчивала спрос, как на товары и услуги, так и на различные активы: ценные бумаги, недвижимость, золото, биржевые товары. Исторически низкие процентные ставки усилили конкуренцию среди финансовых учреждений. Чтобы привлечь клиентов, банки понижали требования к заемщикам. Они рассчитывали, что взятая в залог недвижимость поднимется в цене, что позволит должнику погасить кредит при самом низком заработке. Возникшая таким образом финансовая пирамида, в конце концов, рухнула. Однако последствия чрезмерного потребления, с помощью которого страны Запада пытались отсрочить надвигавшуюся на них системную трансформацию, будут давать о себе знать еще долго. В 2006 году уровень задолженности домохозяйств в США и Великобритании приблизился к 150 % их располагаемого дохода. В Германии и многих странах ЕС он достигал 80–100 %. По самым оптимистичным расчетам, подобная задолженность может быть выплачена не быстрее, чем за пять – десять лет. [7 c. 64]
В-третьих, кризис, начавшийся как кредитный, быстро привел к разбалансировке рыночных механизмов во всех ведущих странах мира. Понятно, что причиной этого не был и не мог быть сбой на рынке ипотечных кредитов США. Деформация рыночных механизмов – как в масштабе всего мира, так и отдельных регионов - назревала не один год. Ее признаки без труда улавливались международными экономическими организациями и экспертным сообществом. Правда, при этом никто не мог определить, когда и в какой форме ситуация выйдет из-под контроля.
Нарушение функций рынка вызвано несколькими факторами. На рубеже XX –XXI вв. многократно возросли информационные потоки. Фактически они превратились в фактор производства, создатели которого не отвечают за его рыночные последствия. Существенную роль сыграли финансовые новации. Широкое распространение новых финансовых инструментов позволило частным структурам (компаниям и банкам) бесконтрольно эмитировать виртуальные деньги, на которые долгое время покупались реальные товары и услуги. Повсеместная либерализация движения капиталов и валютных режимов сначала вызвала долговременное завышение курса доллара, а потом содействовала быстрому распространению кризиса и оттоку ресурсов с быстрорастущих рынков.
Для Европейского Союза текущий кризис имеет еще две особенности. Первая связана с изменением роли ЕС в международном разделении труда и вытекающим отсюда риском ослабления его конкурентных позиций. Вторая проистекает из недавнего расширения ЕС на восток. Теперь переходная экономика является неотъемлемой частью хозяйственного ландшафта ЕС. А она реагирует на кризис (вне зависимости от того, признается это официальным Брюсселем или нет) иначе, чем развитая рыночная экономика. То есть, данный кризис вызвал в ЕС асимметричный шок. Исправление его последствий требует нетривиальных политических решений и находится в основном вне зоны компетенции наднациональных органов.
Чтобы увидеть, где и каким образом Евросоюз может противодействовать кризису, предварительно следует понять, как устроена его современная экономическая политика. Фактически она представляет собой конгломерат направлений, которые возникали и развивались внутри интеграционного процесса в разное время и по разным поводам. Общий взгляд на эту конструкцию затруднен, поскольку требует специальных знаний истории и права ЕС. Не претендуя на высказывание истины в последней инстанции, попытаемся выделить ее основные операционные блоки.
Во-первых, у Евросоюза имеется Единый внутренний рынок (ЕВР), внутри которого свободно передвигаются товары и услуги, а за пределами которого (то есть в отношениях с третьими странами) действуют общий для всех стран ЕС порядок. Функционирование обеспечивают политика конкуренции, внешнеторговая политика, а также, отчасти, промышленная и налоговая политика. Существенная роль здесь принадлежит праву ЕС и Суду ЕС. Во-вторых, ЕС располагает набором финансовых инструментов. Главный из них – бюджет ЕС, который ныне составляет около 1% от ВНП государств-членов. Его средства распределяют несколько целевых фондов, в том числе сельскохозяйственный, региональный, социальный, Фонд сплочения, Фонд солидарности. Европейский инвестиционный банк аккумулирует средства денежного рынка для финансирования проектов, представляющих интерес для всего ЕС. В-третьих, ЕС активно действует по нескольким отраслевым направлениям. Сюда можно отнести сельскохозяйственную, транспортную и энергетическую политику. В-четвертых, есть Экономический и валютный союз (ЭВС), состоящий из двух частей. Единую денежно- кредитную политику проводит Европейский центральный банк, а общую экономическую политику - Совет и Комиссия. Каждые три года они принимают Основные направления экономической политики ЕС, главный упор в которых делается на выполнение маастрихтских критериев, а именно: соблюдение бюджетной дисциплины и поддержание низкой инфляции. Самостоятельной частью указанного документа является план действий в области занятости, на основании которого каждая страна принимает соответствующий национальный документ.
В марте 2000 г. на сессии Европейского совета, проходившей в столице Португалии, была принята Лиссабонская стратегия ЕС. Ее главной целью стало превращение ЕС в течение 10 лет в «самую динамично развивающуюся и конкурентоспособную экономику в мире». Таким образом, Евросоюз попытался не только подвести под одну крышу основные элементы его экономической политики, но и увязать их с вызовами глобализации. Согласно новой программе, экономка ЕС должна была основываться на знаниях и принципах устойчивого развития, которые подразумевали достижение устойчивых темпов роста, создание большого числа новых рабочих мест и обеспечение достойного уровня жизни всем группам населения. [5 c. 128]
Однако скоро стало ясно, что Евросоюзу не удастся выполнить поставленную задачу. Чтобы не допустить срыва Лиссабонской стратеги, в 2005 г. она была основательно реформирована. Теперь документ называется «Лиссабонская стратегия роста экономики и занятости». Главными ее целями являются: экономический рост и увеличение числа рабочих мест. В числе других целей названы: стимулирование НИОКР, повышение качества жизни, защита окружающей среды, а также обеспечение энергетической безопасности ЕС.
Как видно из краткого обзора, у органов Европейского Союза не так много инструментов, при помощи которых они могли бы противодействовать кризисным явлениям. Только в сфере торговой политики ЕС обладает исключительными полномочиями – именно ему, а не отдельным государствам принадлежит право устанавливать таможенные пошлины и применять другие методы регулирования торговых потоков. Однако сейчас использовать данный рычаг нельзя: Евросоюз решительно выступает против усиления протекционизма, как внутри группировки, так и в мире в целом. С началом кризиса эта позиция только усилилась. В области налоговой политики ЕС ведет борьбу с налоговым демпингом и занимается гармонизацией национальных систем взимания налогов. В целом же налоговая политика оставлена в компетенции национальных властей. Именно они в случае начала кризиса могут менять уровень налогообложения.
Возможности использования бюджетных средств Евросоюза также невелики. Действующая в ЕС бюджетная программа на 2007 – 2013 гг. была согласована в результате длительных переговоров и является результатом сложного компромисса между многочисленными заинтересованными сторонами. Поэтому в ежегодных бюджетах допускаются лишь косметические поправки. Органы ЕС даже в условиях сильной депрессии не могут, например, урезать дотации сельскому хозяйству и увеличить расходы на развитие высокотехнологичных производств. Зато они вправе провести авансовые платежи, что и было сделано в 2009 г.
В рамках отраслевой экономической политики (сельскохозяйственной, транспортной и энергетической) Евросоюз делит компетенции с государствами-членами. Комиссия занимается вопросами стратегического планирования, а Совет – разработкой законодательных актов. Оба этих инструмента оказывают долгосрочное воздействие на рынок, а формы их реализации во многом зависят от решений национальных властей. Кроме того, данные отрасли не являются ключевыми с точки зрения выхода из рецессии.
Что касается экономической части ЭВС, то с началом кризиса ее сердцевина - борьба за оздоровление государственных финансов – потеряла актуальность. Почти все станы принялись спасать отечественные банки и бизнес, а органы ЕС благоразумно закрыли глаза на рост дефицитов государственных бюджетов. Самой востребованной частью Общих направлений экономической политики ЕС оказался план действий в области занятости, именно борьбу с безработицей Евросоюз объявил ключевым направлением своей антикризисной программы.
Принятые меры и их последствия. В октябре 2008 г. кризис заявил о себе в странах ЕС с полной силой. 27 ноября 2008 г. Комиссия направила в Совет проект «Плана экономического восстановления ЕС» (“European Economic Recovery Plan”), который был утвержден в декабре. В документе говорилось, что сложившаяся ситуация является «настоящим испытанием для правительств и институтов» ЕС, и что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Вопреки сложившейся традиции, авторы оставили сухой бюрократический язык и наполнили текст эмоциональными призывами. Один из них звучал так: «Мы утонем или выплывем вместе». План базировался на двух опорах. Первая – стимулирование потребительского доверие и расширение спроса. Комиссия предложила, чтобы государства-члены и ЕС в экстренном порядке выделили на это 200 млрд.евро (1,5% ВВП). Вторая опора – усиление конкурентных позиций Евросоюза. Для этого была разработана стратегия «умных» инвестиций, включавшая инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, развитие чистых технологий, а также в развитие исследовательской инфраструктуры с целью повысить эффективность НИОКР. Главными принципами плана назывались
4 солидарность и социальная ответственность. В частности, речь шла о мерах, направленных на сохранение рабочих мест, о содействии занятости увольняемым работникам, снижении цен на энергию и предоставлении Интернет-услуг для социально незащищенных групп граждан.
4 марта 2009 г. в преддверии весенней сессии Европейского Совета Комиссия приняла документ, озаглавленный «Содействие экономическому восстановлению» (“Driving Economic Recovery”). Если декабрьский план был нацелен на то, чтобы сбить темп рецессии и создать условия для оживления экономики, то теперь ставится задача усилить координацию действий между государствами-членами и добиться перехода к стадии подъема. Документ содержит широкую программу реформирования финансового сектора; он уточняет и корректирует методы, направленные на поддержание потребительского спроса, рост инвестиций и сохранение или создание новых рабочих мест. Кроме того, в нем сообщалось о проведении в мае 2009 г. саммита ЕС по проблемам занятости и о подготовке рекомендаций ЕС для апрельского саммита «Большой двадцатки» в Лондоне. [2 c. 13]