Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 15:01, курсовая работа
Проводимый НИИ Академии Генпрокуратуры РФ ежегодный мониторинг позволяет констатировать, что фактическая преступность более чем в восемь раз превышает зарегистрированную. Иначе говоря, в 2012 году было совершено отнюдь не 2,3 млн. преступлений, а 18,4 млн. Даже если верить статистике, при общем снижении за последние 5 лет числа зарегистрированных преступлений более чем на 1 млн. раскрываемость остается низкой (45%). Кроме того, в правоохранительных органах не искоренены случаи укрытия преступлений от регистрации и учета. Так, в 2012 году прокуроры выявили и поставили на учет 152 тыс. ранее сокрытых преступлений. Среди них тяжкие и особо тяжкие, включая убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом, и другое. Наряду с этим в массовом порядке искажаются сведения о результатах расследования уголовных дел, об оставшихся нераскрытыми преступлениях, их тяжести, растет число отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Введение
Понятие обеспечения общественной безопасности
Взаимодействие государства и общества в процессе социализации правоохранительной деятельности.
Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с территориальными подразделениями полиции.
Заключение.
Список использованной литературы.
Согласно Концепции под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Среди основных угроз общественной безопасности в документе названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.
Концепция определяет цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности, а также основные направления деятельности по ее обеспечению. Реализовать ее планируется в два этапа: с 2013 по 2016 год и с 2017 по 2020 год. Предполагается, что в случае успешной реализации Концепция будет способствовать:
- укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
- повышению эффективности
защиты жизни, здоровья, конституционных
прав и свобод человека и
гражданина на территории
- дальнейшему развитию
системы обеспечения
- усилению роли государства
как гаранта безопасности
- повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;
- снижению уровня
- повышению защищенности
населения от последствий
- совершенствованию нормативно-
Наряду с этим продолжается обсуждение проектов Стратегии кибербезопасности РФ и Концепции информационной безопасности детей, направленных на создание государственной системы защиты от существующих киберугроз.
3. Взаимодействие государства и общества в процессе социализации правоохранительной деятельности.
Актуальной проблемой современности является вопрос преодоления конфронтационной дихотомии: гражданское общество - государство. С одной стороны, следует исходить из данности существования государства и институтов гражданского общества как относительно самостоятельных явлений социальной действительности. При этом совершенно очевидно, что между этими феноменами происходит (должно происходить) непрерывное взаимодействие.
Пожалуй, наиболее остро проблема конфронтации институтов гражданского общества и государства наблюдается в процессе осуществления государством правоохранительной функции.
Касаясь истории вопроса о взаимодействии органов охраны правопорядка с общественными институтами, следует отметить, что попытки социализации российской полиции относятся еще к дореволюционному периоду. Практика привлечения населения к осуществлению деятельности, связанной с участием в охране общественного порядка, имеет в России долгую историю. Как известно, в период, предшествовавший государственной централизации, определенные правоохранительные функции наряду с княжеской дружиной и вотчинной администрацией выполняло и общинное самоуправление, а также сотские, пятидесятские и десятские, избиравшиеся из местного населения.
В истории российской полиции периоды жесткой централизации в управлении сменялись децентрализацией, полным или частичным подчинением полиции местным государственным органам. Так, например, восстановленные в 40-е годы XVIII века магистраты - органы самоуправления горожан - образовывали собственные полицмейстерские конторы, формировали полицейские подразделения в составе местных органов управления. Однако отсутствие жесткого контроля за деятельностью полиции на местах приводило к злоупотреблениям с ее стороны, что отмечалось, например, во многих наказах с мест в Уложенную комиссию, созванную Екатериной II. В частности, в наказе саратовских горожан говорилось о том, что местный полицмейстер не только ставит, отягощая полицейскую повинность, сотских и десятских в ночные караулы, но и использует их на домашних работах.
Заслуживает внимания следующее замечание М.И. Сизикова, плодотворно занимавшегося изучением развития полицейских учреждений в XVIII столетии: "Магистраты, окрепшие в 60-е гг., вступали в борьбу с губернскими и провинциальными канцеляриями за влияние на государственную полицию, создавали свои полицейские учреждения. В 1766 году магистраты Мурома, Казани и Ельца жаловались в Сенат, что провинциальные канцелярии отнимают у них право создавать свою полицию и самостоятельно назначают к исполнению полицейских функций офицеров. Сенат согласился с просьбой о передаче полиции в этих городах магистратам, но поставил ее под контроль губернаторов. Возложение полицейских функций на магистраты практиковалось и позднее в других городах".
Наиболее отчетливо попытка социализации правоохранительных органов в дореволюционный период прослеживается на примере института земской полиции. Инструкция сотскому сотоварищи от 19 декабря 1774 г. императрицы Екатерины II может с полным основанием рассматриваться в качестве первого земского полицейского устава.
Как следует из указанного документа, в селах и деревнях надлежало избирать сотских, подчинявшихся непосредственно уездной канцелярии. Им в помощь избирались пятидесятские и десятские. Перечисленные должностные лица, избиравшиеся из числа "достаточных и неподозрительных людей, по очереди", во время пребывания в должности должны были находиться на территории соответствующего поселения безотлучно. Через год управители, казначеи и приказчики должны были проводить перевыборы указанных лиц.
В целях наилучшего знания и запоминания должностных обязанностей было установлено еженедельное публичное чтение документа.
Разумеется, следует признать, что в дореволюционный период имела место, если так можно выразиться, "принудительная социализация" правоохранительной деятельности. За ненадлежащее исполнение сотским своих обязанностей грозило наказание по всей строгости законов: "еже ли чего по сей Инструкции не исполните, а канцеляриею то усмотрено будет, за то имеете быть наказаны. А в противном случае если вы в пренебрежение своей должности, что лености ради, или из лакомства, или по дружбе умолчите и поступать так, как выше предписано не будете, то и за малую вашу проступку и упущение по всей строгости указов жестоко уже будете наказаны".
В свою очередь, советский период развития органов охраны общественного порядка являет собой пример социализации системы с позиций классового подхода.
Прообразом советской милиции явились созданные в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в ряде мест собственные вооруженные формирования - отряды пролетарской милиции, рабочей милиции, Красной гвардии. Указанные формирования фактически ликвидировали полицию и занимали ее место. В этой ситуации Временное правительство в деле формирования органов охраны общественного порядка поставило своей задачей повсеместную замену "полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления".
Октябрьская революция, упразднив установления Временного правительства, дала возможность приступить к формированию новых органов исключительно с позиций классового подхода. При этом правосознание заменялось революционным сознанием пролетариата.
Характеризуя кадровый состав милиции в первые революционные годы, современный российский правовед Ю.Е. Аврутин небезосновательно отмечает, что "революция 1917 года привела к власти значительную по численности массу люмпенизированной и маргинальной части российского общества, за счет которой формировались и органы милиции".
По мнению профессора В.Н. Синюкова, советская полиция, "построенная по милицейскому типу, фактически основывалась на смешанном принципе профессионализма и "народности", что выражалось в многочисленных институтах - от кадрового рекрутирования партийными и комсомольскими комитетами до принципа "двойного подчинения" на местном уровне соответствующему местному и региональному Совету. Даже оперативные и следственные функции не могли быть исключительной резервацией профессионализма и служебной вертикали: их сотрудники, кроме опоры на партийные комитеты, обязаны были иметь "общественных помощников" и регулярно отчитываться перед трудовыми коллективами".
В современной России, как показывают данные социологических опросов, сотрудник милиции подавляющим большинством наших сограждан воспринимается в качестве потенциального источника угрозы личной безопасности. Субъективное недовольство граждан контактами с милицией деперсонифицируется в устойчивый негативный образ милиции в целом.
В этой связи следует признать: переход к социализированной модели функционирования органов поддержания общественного порядка - одна из насущных задач современного этапа развития российской государственности. В нынешних условиях особую остроту приобретает проблема взаимодействия формирующихся в России институтов гражданского общества с органами охраны общественного порядка.
Принятый Государственной
Думой 28 января 2011 г. Федеральный закон
"О полиции" в качестве принципа организации
данного института закрепляет в ст. 9 общественное
доверие и поддержку граждан. Действия
сотрудников полиции должны быть обоснованными
и понятными для граждан. Федеральный
орган исполнительной власти в сфере внутренних
дел должен проводить постоянный мониторинг
общественного мнения о деятельности
полиции, а также мониторинг взаимодействия
полиции с институтами гражданского общества.
При этом результаты данного мониторинга
должны регулярно доводиться до сведения
государственных и муниципальных органов,
а также граждан через средства массовой
информации, информационно-
Важным связующим звеном между полицией и институтами гражданского общества должны стать общественные советы, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций.
Механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества предполагает: во-первых, привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности; во-вторых, участие общественных объединений и граждан в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции; в-третьих, проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции в средствах массовой информации; в-четвертых, обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации; в-пятых, осуществление общественного контроля за деятельностью полиции.
Другой ключевой принцип деятельности полиции, закрепленный в одноименной статье 10 "Взаимодействие и сотрудничество" Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, которая звучит следующим образом:
1. Полиция при осуществлении
своей деятельности
2. Полиция при выполнении
возложенных на нее
3. Полиция в пределах
своих полномочий оказывает
4. Государственные и
5. Взаимодействие полиции
с правоохранительными