Применение полицией огнестрельного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть международные стандарты и принципы применения оружия
- рассмотреть правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
- рассмотреть порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
- рассмотреть гарантии личной безопасности сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа Адм. деят..doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

В сентябре 1996 г. министр  иностранных дел Италии объявил о намерении этой страны отказаться от производства и экспорта этих антигуманных средств. В России с 1 декабря 1997 г. вступил в силу Указ Президента РФ "О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин". На 26-й встрече ГА ОАГ в июле 1996 г. прозвучал призыв к введению моратория на производство и продажу наземных мин в Северной и Южной Америке. Вопрос разминирования поднимался на заседании Совета Безопасности ООН в августе 1996 г.

Благодаря усилиям неправительственных международных организаций, настроивших международное общественное мнение против наземных мин и вынудивших правительства начать переговоры, дело запрета противопехотных мин существенно продвинулось вперед.

На заключительном заседании  Конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, состоявшемся 3 мая 1996 г., канадское правительство пригласило все государства, которые разделяют его взгляды на эту проблему, встретиться вновь и обсудить пути достижения полного запрещения противопехотных мин.

Трехдневная конференция  в Оттаве, проходившая в октябре 1996 г., собрала представителей 50 государств, выступающих за запрещение мин, представителей ООН, МККК, а также всемирного объединения  неправительственных организаций - Международной кампании по запрещению мин. Участники конференции сформировали Оттавскую группу, которая выступила с политическим заявлением, призывая объединить усилия с целью:

- запретить и уничтожить  противопехотные мины;

- значительно увеличить объем средств, направляемых на проведение работ по разминированию и оказанию помощи жертвам;

- постепенно сократить  или прекратить применение противопехотных  мин вооруженными силами своих  стран;

- поддержать резолюцию  Генеральной Ассамблеи ООН, призывающую к полному запрещению мин;

- поддержать региональные  инициативы, направленные на такое  запрещение мин

Вскоре после конференции  в Оттаве, 10 декабря 1996 г. была принята  резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН (A/51/45S), которая призывала государства работать над эффективным международным соглашением о запрещении применения, накопления запасов, производства и поставок противопехотных мин с целью как можно скорее завершить переговоры. За нее проголосовали 155 государств, 10 государств воздержались от голосования (Беларусь, Китай, Куба, Израиль, Северная Корея, Южная Корея, Россия, Пакистан, Сирия и Турция).

Очередным шагом в  решении проблемы полного запрета  противопехотных мин явилась  международная конференция, состоявшаяся в Осло в сентябре 1997 г. с участием 89 государств мира и наблюдателей от ряда других стран, на которой был согласован текст Конвенции.

В декабре 1997 г. под Конвенцией о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных  мин и об их уничтожении, открытой для подписания в Оттаве, поставило свои подписи 131 государство.

Названный документ состоит  из 22 статей и включает положения, касающиеся обязательств государств по уничтожению  запасов принадлежащих им противопехотных  мин или мин, которыми они владеют или которые находятся под их юрисдикцией и контролем; международного сотрудничества в этой области; мер транспарентности; обеспечения выполнения принятых по Конвенции обязательств, включая административные, уголовные и иные меры на внутригосударственном уровне; урегулирования споров; проведения совещаний и конференций государств - участников по рассмотрению действия Конвенции; порядка внесения поправок.

Государства - участники  взяли обязательства никогда  и ни при каких обстоятельствах:

а) не применять противопехотные мины;

б) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или косвенно, противопехотные  мины;

в) не помогать, не поощрять и не побуждать иным образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государств - участников согласно этой Конвенции. Более того, государства должны уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями принятого документа (ст. 1 Конвенции).

Исключением из общего правила  полного запрета и ликвидации противопехотных мин является сохранение или передача некоторого их количества для учебных целей, т.е. для разработки методов обнаружения, разминирования или уничтожения мин и обучения этим методам. Количество таких мин не должно превышать минимальный объем, абсолютно необходимый для указанных целей6.

В Конвенции дано более  широкое определение "противопехотной  мины", чем в Протоколе II с поправками 1996 г. Оно дополнено положением о  том, что мины, предназначенные для детонации от присутствия, близости или непосредственного воздействия движущегося средства, а не человека, и оснащенные при этом элементом неизвлекаемости, не могут быть отнесены к категории противопехотных мин лишь на том основании, что они так оснащены (ст. 2).

Согласно ст. 17 Конвенции  она вступает в силу в первый день шестого месяца, истекшего после  месяца, в течение которого был  сдан на хранение сороковой документ о ратификации, принятии, одобрения  или присоединения.

Предусмотрено и временное применение Конвенции. Оно может иметь место в том случае, если любое государство - участник в момент ратификации, принятия, одобрения или присоединения заявит, что оно будет временно соблюдать положения, касающиеся обязательств не применять, не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или косвенно, противопехотные мины, а также не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной Конвенцией.

Таким образом, на рубеже XX и XXI вв. государствами предприняты  значительные усилия в деле ограничения  и запрещения применения воюющими государствами  антигуманных средств ведения войны, что является весьма важным вкладом в прогрессивное развитие международного гуманитарного права.

Примечательно, что конец  прошлого века был ознаменован проведением  Первой конференции мира в Гааге, созванной по инициативе России в 1899 г., объявившей вне закона применение пуль "дум - дум", ядов и отравленного оружия.

С тех пор многое изменилось в военном деле и международном  гуманитарном праве. Прошедшее столетие характеризуется появлением новых  методов ведения войны, накоплением  больших запасов оружия массового  уничтожения и обычных вооружений7. Огромные усилия потребовались мировому сообществу, чтобы уберечь мир от сползания в пучину третьей мировой войны. Утверждение норм международного гуманитарного права зачастую отставало от развития военного искусства, от процесса создания материальных средств ведения войны. Реальностью наших дней, к сожалению, являются региональные вооруженные конфликты (немеждународного и международного характера), в которых пускается в ход опасное оружие, погибают ни в чем не повинные дети, старики, женщины. Нередко грубо попираются нормы международного гуманитарного права. Вне запрета остается ядерное оружие.

Народы мира, отстаивая  свое естественное право - право на жизнь, вправе надеяться на то, что  наступающий XXI век станет веком  переломным, который ознаменуется победой гуманизма над злом войны и человеческих страданий, победой силы международного гуманитарного права над правом военной силы. В достижении этих побед многое зависит от прогрессивных политиков, военных деятелей, дипломатов, юристов.

2. Правовые основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Сотрудник полиции имеет право  на применение физической силы, специальных  средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных  федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Перечень состоящих  на вооружении полиции специальных  средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска8.

Сотрудники полиции, работающие в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренном ст. 43-47 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел по месту службы вправе применить физическую силу лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого:

- для пресечения совершаемого  им правонарушения;

- для преодоления его  противодействия законным требованиям  сотрудников изоляторов временного  содержания подозреваемых и обвиняемых  органов внутренних дел.

Применить физическую силу они вправе только когда ненасильственные способы решения проблемы не дали положительного результата.

Статья 45 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закрепляет основания применения сотрудниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел специальных средств и их виды. Специальные средства в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел могут быть применены при наличии данных о необходимости:

- отражения нападения  подозреваемого или обвиняемого  на сотрудников изоляторов временного  содержания подозреваемых и обвиняемых  органов внутренних дел и (или)  иных лиц;

- пресечения массовых  беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;

- пресечения неправомерных  действий подозреваемого или  обвиняемого, оказывающего неповиновение  законным требованиям сотрудников  изоляторов временного содержания  подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также других сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;

- освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений  и транспортных средств;

- пресечения попытки  побега подозреваемого или обвиняемого из изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел или из-под конвоя;

- пресечения попытки  подозреваемого или обвиняемого  причинить вред окружающим;

- пресечения попытки  подозреваемого или обвиняемого  причинить вред себе.

В состоянии необходимой  обороны, в случае крайней необходимости  или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции  при отсутствии у него необходимых  специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие9.

Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) - это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Причем превышением пределов крайней необходимости считается  причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же, как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т.п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.

Между тем следует иметь  в виду, что УК РФ предусмотрены  и иные, помимо перечисленных обстоятельства, исключающие преступность деяния. Так, в соответствии с правилами, установленными ст. 40 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием)10.

Применение же психического принуждения к лицу, сохранившему возможность руководить своими действиями, при отсутствии необходимых признаков крайней необходимости в соответствии с ч. 2 ст. 40 УК РФ не освобождает такое лицо от уголовной ответственности.

Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) со стороны сотрудника полиции может быть тогда, когда им причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и сотрудник полиции, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Между тем риск не будет признан обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Риск не будет признан обоснованным и в том случае когда угроза имела место, а лишения жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия не было.

Информация о работе Применение полицией огнестрельного оружия