Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в условиях военного и чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти. Одним из таких правовых режимов, применяемых в условиях, когда иные средства поддержания правопорядка признаются неэффективными, является режим чрезвычайного положения.
Особую актуальность данной проблеме придает то обстоятельство, что Российская Федерация не обладает в полной мере необходимой правовой базой, регламентирующей применение чрезвычайного положения, средств и инструментов его составляющих.

Содержание

Введение 3
1. Режим чрезвычайного положения: история формирования и практика применения 5
2. Законодательство о военном и чрезвычайном положении 10
3. Совершенствование правового режима чрезвычайного положения: основные черты и особенности регулирования» 23
Заключение 27
Список литературы 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

военное поожение.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в  качестве основания для введения военного положения может рассматриваться непосредственная угроза агрессии. При этом данное понятие трактуется по усмотрению компетентных органов государственной власти, правомочных ввести военное положение.

Современное законодательство некоторых стран Восточной Европы рассматривает в качестве особого  основания для введения военного положения нарушение обязательств, вытекающих из международных договоров. Законодательством нашей страны такое основание прямо не предусматривается. В этой связи высказывались соображения, что определенным ориентиром здесь может являться проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, где под угрозой агрессии понимаются заявления, сообщения, демонстрация силы и т.д., которые позволяют правительству полагать, что против государства готовится агрессия.6

Таким образом, при разработке законопроекта следует  исходить из того, что непосредственная угроза агрессии включает в себя: объявление иностранным государством войны; необоснованную концентрацию его вооруженных сил на государственной границе России; объявление мобилизации и возникновение вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, а также заявления, сообщения и демонстрацию силы. нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права, реально указывающие на подготовку к агрессии.

II. Международная  практика применения чрезвычайного  и военного положения свидетельствует, что эти правовые институты регламентируют чрезвычайный режим осуществления государственной власти в ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным. Поддержание данных режимов практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, которые зачастую носят неоправданно жесткий характер.

Крайне важно, поэтому достичь сочетания целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан, не противоречащих нормам международного права, а также установленным в обществе основам правопорядка и конституционным нормам.7

В отечественной  юридической литературе излагаются различные точки зрения на эту  проблему. Например, С.Н.Бабурин обращал  внимание на то, что "в отличие  от подхода к чрезвычайному положению, Конституция не содержит для территорий военного положения каких-либо изъятий в ограничении прав и свобод".8

Однако это  вовсе не означает, что при военном  положении права и свободы граждан остаются без изменений. Подобные суждения ошибочны, поскольку не учитывают зафиксированной в Конституции возможности ограничения прав и свобод граждан в пределах, которые необходимы для обеспечения безопасности страны и обороны.

Не случайно в юридической и энциклопедической  литературе одним из наиболее характерных  признаков военного положения признается именно применение комплекса ограничений для населения. Вместе с тем объем последних, по аналогии с режимом чрезвычайного положения, должен иметь конкретные пределы, устанавливаемые законодательством. Точка зрения о необходимости еще большего ограничения прав и свобод граждан в условиях военного положения, чем при чрезвычайном положении9, не может быть поддержана.

Оптимальной представляется позиция Г.В.Васильевой, считающей, что "по аналогии с нормами о  режиме чрезвычайного положения в условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.20, 21. 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции (о праве на жизнь, достоинстве личности, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, о свободе совести и вероисповедания, о праве на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, о праве на жилище, о праве на судебную защиту прав и свобод и т.д.)".10

Аналогичной точки  зрения придерживаются С.А. Авакьян, Е.К. Птушко и некоторые другие авторы. Например, по мнению В.И.Чиркина, в условиях военного положения свобода собраний, демонстраций, печати и др. может быть ограничена, но только в той мере и на такой период, в каких это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом важно, что, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, некоторые права и свободы не могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения. Как справедливо подчеркивает В.И.Чиркин, эту норму можно распространить и на военное положение.11

В то же время  некоторые авторы полагают, что закрепленный в Конституции перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению при введении чрезвычайного положения, значительно расширен по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах. В этот перечень включены права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др. Предлагалось внести соответствующие изменения в Конституцию, которые позволяли бы более эффективно осуществлять режим чрезвычайного положения.12

Как свидетельствует  исторический опыт, большинство государств переживали периоды, когда возникала необходимость временного ограничения отдельных прав и свобод населения при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, в том числе введении режимов чрезвычайного или военного положения. Вместе с тем в современных условиях подобные ограничения должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться в строгом соответствии с национальным законодательством. Всеобщей декларацией прав человека (п.2 ст.29) отмечается, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Отсюда вытекает принципиальное требование: какие-либо ограничения прав свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. Данное положение распространяется и на режимы чрезвычайного или военного положения.

Анализ зарубежной практики показывает, что ограничения  в период чрезвычайного или военного положения обычно: а) не распространяются на основные права граждан: б) носят  временный характер; в) применяются  только на основании соответствующего законодательного акта.

Как справедливо  отмечает известный венгерский политолог  и юрист А.Шайо, подобные ограничения, несмотря на их объективную необходимость, должны быть разумными и соразмерными, а связанная с этим нагрузка не должна являться "чрезмерной".13

Основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство  личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться даже при введении чрезвычайного или военного положения.

Применительно к России можно утверждать, что  ограничительные меры не должны быть несовместимыми с обязательствами Российской Федерации по международному праву и не должны повлечь за собой дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Кроме того, ряд прав и свобод, перечисленных в ч.3 ст.56 Конституции, не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.

Таким образом, законопроект может предусматривать ограничения отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на время военного положения, но только в соответствии с рассмотренными выше требованиями норм международного права. Непременное соблюдение этого требования является предпосылкой обеспечения безопасности личности в условиях военного положения.

Обратимся теперь к конкретным соображениям относительно включения в законопроект норм, которые предусматривали бы временные запреты и ограничения в условиях военного положения. Эти предложения нашли закрепление в законах "О чрезвычайном положении" и "О военном положении".

Названные законы определяют временные  ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение особого режима въезда и выезда с территории, на которой действует режим чрезвычайного или военного положения, установление ограничений на свободу передвижения: б) запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий: в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

Упомянутые законы устанавливают  меры, которые применяются лишь при  введении чрезвычайного положения  в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения независимо от оснований). К таким мерам, в частности, относятся: а) запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ: г) проверка документов. удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

Законом "О чрезвычайном положении" закреплены меры, которые применяются исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям, но не в условиях военного положения, а именно: а) выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении" устанавливают меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (а при введении военного положения - независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация трудоспособного населения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.

В Законе "О чрезвычайном положении" перечислены меры, которые применяются  исключительно при введении чрезвычайного  положения в связи с вышеназванными чрезвычайными ситуациями, но не могут применяться в условиях военного положения: а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений; б) введение карантина, проведение санитарно - противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими эти обязанности.

К временным мерам, применяемым  в условиях военного положения, относятся  следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения (которые не предусмотрены Законом "О чрезвычайном положении"): а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам: б) явка по вызову в перечисленные органы, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях данных органов: г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества): д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами; создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории страны; к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.

Таким образом, органы, обеспечивающие режим чрезвычайного или военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут ограничивать отдельные права и свободы граждан. Вместе с тем федеральное законодательство предусматривает возможность такого ограничения только в определенном объеме и в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Более того, принимаемые меры с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д.

Информация о работе Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в условиях военного и чрезвычайного положения