Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, особенностей и основных субъектов административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Административная ответственность: понятие и особенности.
1.1. Понятие административной ответственности………………………………..6
1.2. Особенности административной ответственности…………………………...9

2. Административная ответственность: принципы и субъекты.
2.1. Принципы административной ответственности……………………...13
2.2. Общие, специальные, особые субъекты административной ответственности………………………………………………………………...15

3. Освобождение от административной ответственности.
3.1. Крайняя необходимость………………………………………………...25
3.2. Невменяемость…………………………………………………………..27
3.3. Малозначительность административного правонарушения…….…...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Административная ответственность КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

              Должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих слу­жебных обязанностей. При этом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полно­мочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. на­деленное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной за­висимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооружен­ных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

              В новом КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица.

              Определение должностного лица, содержащееся в примечании ст. 2.4 КоАП РФ, практически совпадает с понятием должностно­го лица, данном в примечании к ст. 285 УК РФ[11], что позволяет гово­рить о едином подходе к данному понятию в российском законода­тельстве.

              При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится, очевид­но, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного ха­рактера).

              Распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а под административно-хозяйственными полномочиями понимается управление вещами.

              К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники дру­гих организаций, а также индивидуальные предприниматели, со­вершившие административные правонарушения в связи с выпол­нением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

              Наделение должностных лиц особым кругом полномочий пре­допределяет особенности их ответственности. По общему прави­лу должностные лица несут повышенную административную ответ­ственность по сравнению с гражданами.

              Индивидуальные предприниматели. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ «руководители организаций, осущест­вляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как долж­ностные лица». То есть КоАП РФ дает возможным применять к совершившим администра­тивные правонарушения предпринимателям санкции той же степени, что и к должностным лицам. В то же время ответственность индивидуальных предприни­мателей как должностных лиц наступает лишь в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ не предусмотрен иной поря­док ответственности.

Военнослужащие и приравненные к ним лица. Особенности административной ответственности военнослужащих и некоторых других в данном случае приравненных к ним лиц предо­пределены тем, что на них распространяется действие дисциплинар­ных уставов, и за многие административные правонарушения они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях только за правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной служ­бы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2 и 20.4 (в части нарушения требова­ний пожарной безопасности вне места военной службы (службы)) КоАП РФ. За все остальные предусмотренные КоАП РФ правона­рушения они несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495.[12]

Другими особенностями административной ответственности во­еннослужащих является то, что: к мим  не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста; к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим воен­ную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может при­меняться административное наказание в виде административного штрафа.

Особенности административной ответственности установлены также в отношении имеющих специальные звания сотрудников орга­нов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ и таможенных органов. Специальные звания присваиваются в соответствии с законодательством о государственной службе.

Иностранные граждане и лица без гражданства. Особыми субъектами административной ответственности являются также иностранные граждане и лица без гражданства.[13]

Частью 3 ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федера­ции правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[14] иностранный гражданин   - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства..

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, — административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломати­ческих и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административ­ной юрисдикции РФ.

Собственники (владельцы) транспортных средств.  Выделение собственников (владельцев) транспортных средств в от­дельную группу особых субъектов административной ответствен­ности вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ[15] КоАП РФ дополнен ст. 2.61, кото­рая устанавливает серьезные особенности их привлечения к адми­нистративной ответственности в случае их фиксации работающи­ми в автоматическом режиме специальными техническими средст­вами.

В соответствии с ч. I данной статьи КоАП РФ к административ­ной ответственности за административные правонарушения в обла­сти дорожного движения в случае их фиксации работающими в авто­матическом режиме специальными техническими средствами, име­ющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (вла­дельцы) транспортных средств. При применении данной системы фиксации правонарушений в качестве доказательств по делу используются показания данных технических средств, при этом личное наблюдение факта соверше­ния административного правонарушения сотрудниками ГИБДД яв­ляется необязательным. Протокол об административном правонару­шении в таком случае не составляется.

К ответственности за административные правонарушения в об­ласти дорожного движения в случае их фиксации работающими в ав­томатическом режиме специальными техническими средствами привлекаются собственники транспортных средств либо лица, владею­щие транспортными средствами на ином праве. Таким образом, для привлечения собственником (владельцев) к ответственности не требуется установления факта управления ими транспортным средством в момент совершения правонарушения.

Возможность освобождения от ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонару­шения работающими в автоматическом режиме специальными тех­ническими средствами допускается, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонаруше­нии транспортное средство находилось во владении или в пользова­нии другого лица либо к данному моменту выбыло из его облада­ния в результате противоправных действий других лиц. При этом на владельца возлагается обязанность сообщить о выбытии транспорт­ного средства из его владения (пользования). При отсутствии такого заявления освобождению от ответственности он не подлежит, даже если факт выбытия транспортного средства из его владения (пользо­вания) имел место. На орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, возлагается обязанность  провести провер­ку указанных фактов, при этом собственник (владелец) транспорт­ного средства имеет право приводить доказательства в обоснование своей позиции.

Юридические лица. Наконец, особыми субъектами административной ответственности являются юридические лица. Статья 2.10 КоАП РФ указывает, что юридические лица подле­жат административной ответственности за совершение администра­тивных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раз­дела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административ­ных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V  КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическо­му лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и фи­зического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Особенности административной ответственности юридических лиц достаточно значительны.

Во-первых, КоАП РФ допускает привлечение к административ­ной ответственности тех юридических лиц, которые администра­тивное правонарушение не совершали, но являются правопреем­никами юридических лиц, такие нарушения допускавших (случаи реорганизации юридических лиц). При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При  присоединении  юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к ко­торому согласно разделительному балансу перешли права и обязан­ности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридическою лица одного вида в юриди­ческое лицо другого вида к административной ответственности за со­вершение административною правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Во всех указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает неза­висимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административно­го правонарушении до завершения реорганизации.

Во-вторых, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмо­трена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В-третьих, назначение административного наказания юридиче­скому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, должност­ные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекают­ся к административной ответственности независимо от того, назна­чено ли наказание данному юридическому лицу или нет.

В-четвертых, к юридическим лицам могут применяться только определенные административные наказания, названные в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ, а именно: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Итак, административная ответственность имеет определенные принципы, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний. Субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица. В КоАП (ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.6.1, 2.10) определены особые подходы при определении административной ответственности к каждому субъекту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Освобождение от административной ответственности.

 

В данной части курсовой работы ставим своей целью раскрыть основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. Таких оснований по КоАП три: крайняя необходимость, невменяемость и малозначительность административного правонарушения.

 

3.1.                       Крайняя необходимость.

КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9).

Действие лица в состоянии крайней необходимости, согласно п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении: производство в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. В данном слу­чае квалифицируется событие административного право­нарушения — факт совершения лицом действия, предусмо­тренного КоАП, за которое установлена административная ответственность, — однако отсутствует состав администра­тивного проступка: указанное действие не является про­тивоправным и виновным. В отличие от КоАП при квалифи­кации признаков превышения пределов крайней необходи­мости согласно Уголовному кодексу учитывается субъектив­ная сторона состава преступления, при этом уголовная ответ­ственность возможна только в случаях умышленного причине­ния вреда.[16] Нарушение гражданского законодательства, совер­шенное в состоянии крайней необходимости, как правило, не учитывается при применении цивилистических санкций; во всяком случае, это сопряжено с приведением веских доказа­тельств лицом, не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязательство: данное лицо должно доказать, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невоз­можным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК). Характерно, что данные признаки присущи част­ноправовым отношениям, при совершении административ­ных правонарушений и преступлений подозреваемый не обя­зан доказывать свою невиновность.

Информация о работе Административная ответственность