Горизонтальная и вертикальная структура общественной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:25, реферат

Краткое описание

Социологи не признают идеи, что люди равны между собой, доходы одних измеряются семизначным числом, тогда как другие существуют на государственные пособия. Некоторые общественные классы обладают большей властью, чем другие, различие в уровне власти может ощущаться как между обществами (например, Сомали и Швеция), так и в рамках самого общества (бизнесмены и бездомные). Различия основываются также на этнической принадлежности, особенностях полов, возрасте и религии. Рассмотреть эти различия, уяснить их причины и закономерности и является целью данной работы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Общество. Статусы и роли…………………………………………….3
2. Горизонтальная структура общественной организации…………..7
2.1. Социальная структура……………………………………….7
2.2. Социальные группы…………………………………………..9
2.3. Социальный институт………………………………………13
3. Вертикальная структура общественной организации……………15
3.1. Социальная стратификация……………………………….15
3.2. Вертикальная структура общественной организации…17
3.3. Социальная стратификация российского общества …..19
Заключение………………………………………………………………..22
Список используемой литературы ……………………………………23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

 

3.3. Социальная стратификация  российского общества.

В представленном виде модель Уотсона  в большинстве случаев была неприемлемой для стран Восточной Европы и  России до определенного времени. В  настоящее время в связи с изменениями в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, в исследованиях Н.М. Римашевской социальная структура нашего общества выглядит следующим образом:

  1. «Общероссийские элитные группы». Соединяют обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.
  2. «Региональные и корпоративные элиты». Обладают значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.
  3. Российский «верхний средний класс». Обладает собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления. Притязает на повышение своего социального статуса и ориентируется на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.
  4. Российский «динамический средний класс». Обладает доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления. Характеризуется относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.
  5. «Аутсайдеры». Имеют низкую адаптацию и социальную активность, невысокие доходы. Ориентируются на легальные способы получения доходов.
  6. «Маргиналы». Характеризуются низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической активности.
  7. «Криминалитет». Обладает высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действует вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.17

Как видим, модель Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона  и, прежде всего в отношении значения «динамического среднего класса», который  находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России.

Согласно же гипотезе Т.И. Заславской, современное российское общество состоит  из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается реально правящий слой, выступающий основным субъектом реформ общества. Это элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Большинство его представителей пока не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Этот слой в современной России слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако из групп, его образующих, в будущем должен сформироваться полноценный средний слой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие.

 

Базовый социальный слой очень массивен, охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К этому слою следует отнести основную часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенцию (помощники специалистов), служащих из технического персонала, работников массовых профессий торговли и сервиса, а также большую часть крестьян. И хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Этот слой состоит в основном из людей пожилых, малообразованных, не слишком здоровых. Из людей сильных, не зарабатывающих достаточных пенсий. Либо из тех, кто не имеет профессий и постоянного занятия: безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками данного слоя являются низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятия неквалифицированным трудом либо отсутствие постоянной работы.

Что же касается социального дна, то его главной характеристикой  служит изолированность от институтов большого общества, которая компенсируется включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Социальные связи замкнуты преимущественно рамками самого слоя, отсюда десоциализация и утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что  изучаемая нами социально-классовая  структура, построенная на основе неравенства, формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся  доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях, имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладают определенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классовая структура общества обладает уникальными специфическими чертами и подвержена изменениям в ходе общественного развития.

 

Заключение.

Человеческое общество постоянно  изменяется, развивается от простого к сложному, принимая новые, неожиданные  для нас формы. Социология изучает  поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах. Для того чтобы понять, какие законы управляют поведением людей, причины разделения общества на классы и его принципы, социология при помощи опроса, наблюдения и анализа документов вырабатывают единство эмпирического и теоретического знания. В результате мы получаем социально-типическую картину поведения, ценностных ориентиров и мнений людей.

Социальная стратификация раскрывает нам не только макрокартину человеческого общества, но и знакомит с очень конкретными, злободневными проблемами общества и не только российского.

Список используемой литературы:

 

 

  • Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. 2000. 
  • Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. № 2.
  • Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998.
  • Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.
  • Сачков Ю.В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. 1999. №7.
  • Сергеечева В. Пратикум манипулятора. Выбор мишени. СПб. 2002.
  • Джейн Л. Томпсон, Джудит Пристли. Социология. М. 1998
  • Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону. 1999.
  • Яковлев И.П. Социология. Учебное пособие. СПб. 2000.

1 Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. №6. С.6.

2 Сачков Ю.В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. 1999. №7. С.88.

3 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. С.40.

4 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. 2000. С.83.

5 Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. № 2.       С.99.

6 См.: Сергеечева В. Пратикум манипулятора. Выбор мишени. СПб. Питер, 2002. С. 73 – 74.

7 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. С.22.

8 См.: Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. № 2.       С.103.

9 См.: Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. С. 23.

10 См.: Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998. С. 183.

11 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. 2000. С.200.

12 См.: Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998. С. 208.

13 См.: Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. 2000. С. 227.

14 Джейн Л. Томпсон, Джудит Пристли. Социология. М. 1998. С. 14.

15 См.: Дж. Л.Томпсон, Дж. Пристли. Социология. М. 1998. С. 19; А.И. Кравченко. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998. С. 219; Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. С. 251.

16 См.: А.И. Кравченко. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998. С. 219.

17 Цит.по: Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. Ростов-на-Дону. 2000. С. 253 - 254.


Информация о работе Горизонтальная и вертикальная структура общественной организации