Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:38, автореферат

Краткое описание

Актуальность. Экономические и политические преобразования в постсоветской России актуализировали вопросы, связанные с адаптивными возможностями и стратегиями современного российского общества, и особенно ее молодого поколения, поскольку в современном российском обществе новые механизмы адаптации к совершенно иным условиям функционирования экономической и социальной сфер еще не стали стандартными и общепринятыми, поскольку идет процесс их активного становления, а старые, эффективно действовавшие в условиях советской системы, уже не отвечают реалиям современности и утратили свой потенциал эффективности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

автореферат. стратегии молодежи 2.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

        Специфика  глобализации проявляется в том,  что она, нося в целом общемировой  характер, оказывает влияние не только на процессы, протекающие на макроуровне, но самым непосредственным образом влияет на повседневную жизнь людей, меняя их систему ценностей, мышление, поведение, которое формируется в процессе постоянного контакта с представителями разных культур, а также под воздействием средств массовой информации, и в результате этого мы наблюдаем, что происходит идентичная трансформация семенных, культурных ценностей в различных регионах мира, унификации стилей одежды, образцов моды и т.д. В связи с этим российский ученый Г.Г. Пирогов с тревогой указывает на одно из основных противоречий глобализации, состоящее в том, что «вместо взаимного культурного обогащения происходит процесс культурной нивелировки по наиболее низким стандартам поп-культуры. Вместо разнообразных систем ценностей, присущих каждой цивилизации, происходит установление единой шкалы ценностей, где все измеряется деньгами и наживой»27. Трудно не согласиться с этим автором ввиду того, что в молодежной среде современной России наблюдается идентичность молодежных проблем проблемам молодежи в европейском обществе, среди которых: рост молодежной преступности, ухудшение социального здоровья молодежи (рост наркомании, проституции, суицида и т.д.), падение духовности, нравственности, рост агрессивности, безразличия к судьбе других людей, чем и вызвано обращение к глобализации как фактору влияния на процесс адаптации молодежи и выбор ею адаптационных стратегий. В российских условиях данные негативные явления в молодежной среде связаны также с ситуацией кризиса основных социальных институтов и тяжелым экономическим положением большинства населении России. Однако мы исходим из того, что на характер социальной адаптации молодежи и изменение адаптационных стратегий в молодежной среде большое влияние оказывает социокультурная трансформация российского общества, в результате которой система ценностей современной российской молодежи сильно изменилась, «вестернизировалась» и не последнюю роль при этом сыграл процесс глобализации.

Таким образом, главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию, чему способствуют средства массовой информации. Отсюда следует вывод о том, что формируется и некая общая система ценностей, которая оказывает непосредственное влияние на формирование адаптационных стратегий современной молодежи в зависимости от того, какие ценности в иерархии системы ценностей молодежи занимают ведущие позиции и оказывают определяющее влияние на структуру потребностей молодых людей и формирование из жизненных целей и планов. Таким образом, мы вправе рассматривать глобализацию как один из значимых факторов влияния на формирование адаптационных стратегий молодежи в современном российском обществе, подверженном процессу глобализации в достаточно большой степени со времен падения «железного занавеса» в эпоху Перестройки.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений  в 90-е годы оказала и продолжает оказывать противоречивое влияние  на положение и развитие российской молодежи и общества в целом, и сама динамика общественной жизни не оставила возможности для дальнейшего игнорирования молодежных проблем, поскольку от того, какой путь выберет молодежь сегодня, какие адаптационные стратегии при этом она будет реализовывать, зависит «завтра» как самой молодежи, так и всего российского общества, поскольку молодежь является основным социальным ресурсом любого современного общества, вступившего в эру модернизации и глобализации.

В параграфе 1.3 «Теоретико-методологический конструкт исследования адаптационных стратегий современной российской молодежи» анализируется накопившийся в рамках социологического знания опыт исследования адаптационных стратегий молодежи, которая, по словам Ю.А. Зубок, не является саморазвивающейся системой, поскольку она включена во все многообразие структур  и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью28. Следовательно, исследование социальных изменений в молодежной среде следует проводить в контексте социального развития социума в целом, для которого молодежь является основным источником воспроизводства общества. Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля пользуется особой актуальностью и можно сказать популярностью, что связано, видимо, с потенциально заложенного в ней будущего, отражения прошлого и насущного настоящего, а также это обусловлено извечным конфликтом поколений, суть которого сводится к тому, что каждое поколение взрослых считает недостойным идущее ему на смену молодое поколение.

       Молодежь, как социально-демографическая группа  включена в процесс социальных трансформаций, и от ее мобильности, а также численности, во многом, зависит ход и интенсивность трансформационного процесса в обществе. Однако, тот спектр проблем, который накопился в среде российской молодежи за последние десятилетия (речь идет о таких деструктивных явлениях, как: молодежная преступность, ухудшение социального и физического здоровья молодежи, агрессивность, апатичность, правовой  нигилизм, рост наркомании и алкоголизма, проституции и бродяжничества и т.д.), свидетельствует о гибели того поколения, которое является не только настоящим любого общества, но и его будущим. Динамика вышеобозначенных негативных процессов в молодежной среде России со всей необходимостью заставляет серьезно обратиться к исследованию сущности молодежи и тех сложностей, которые возникают на ее пути в процессе жизненной самореализации.

Важную роль в исследовании молодежной проблематики сыграло структурно-функциональное направление, в рамках которого были созданы теория межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Однако структурно-функциональный подход, основывающийся на равновесно-интеграционной модели общества, мало применим при изучении конфликтных ситуаций, динамики изменений молодежной среды и адаптационных стратегий молодежи.

Большая работа в области исследования поколенческих процессов была проделана  в рамках культурологического направления. Безусловно, проблема передачи и усвоения материального и духовного опыта предшествующих поколений не может не волновать исследователей, особенно ввиду высокоскоростных перемен в современном обществе, в котором трансформации оказался подвергнут и сам процесс межпоколенческой трансмиссии, складывавшийся веками и тысячелетиями. Наше внимание привлекла концепция, разработанная Маргарет Мид29 в работе «Культура и мир детства», в которой автор подвергает научному анализу особенности взаимодействия поколений в различных обществах. Ею были выделены три типа культур в зависимости от характера взаимодействия между поколениями в процессе социализации и внедрения новшеств в социальную жизнь общества: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный.  Разработанная М. Мид концепция, на наш взгляд, очень интересная и является одной из немногих, ярко демонстрирующих смену приоритетов при взаимодействии поколений, в процессе которого формируются и передаются модели адаптационного поведения.

Нельзя не сказать  о том богатом приращении знаний в области исследования российской молодежи, которое было сделано Ю.А. Зубок в рамках воспроизводственного подхода к социологическому определению и изучению молодежи, ее положению и адаптации в современном российском обществе30. Если основываться на концепции моделей интеграции Ю.А. Зубок, которая выделяет две модели социального развития молодежи: социального исключения и интеграционная модель развития молодежи31, то современная российская молодежь находится в ситуации социального исключения, которая характеризуется тем, что происходит отторжение различных групп молодежи от средств жизнеобеспечения (рынок труда, определенные типы работ, собственность на землю, нормальные жилищные условия, система социального обеспечения и т.д.), от политических и социальных прав32. Заслугой Ю.А. Зубок, а также В.И. Чупрова и др. является исследование молодежи в рамках теории риска33. При объяснении процессов социальной адаптации и выбора адаптационных стратегий молодежью в современном обществе использование рискологической теории выступает в качестве важного и эффективного методологического конструкта, так как, нестабильность, неопределенность общественной жизни, ограничение для определенного количества людей, особенно представителей молодого поколения, доступа к образованию и профессиональной самореализации, а также другие факторы свидетельствуют о том, что в России, согласно мнению ряда ученых, сформировалось общество риска34. Рискологические теории очень удачно совмещаются с глобализационными, так как риск как неотъемлемая часть современного общества, являясь продуктом модернизации, с необычайной скоростью распространяется в мире, и причиной тому -  глобализация мирового пространства.

Таким образом, сложившаяся  в отечественной социологии методология  исследования адаптационных стратегий молодежи, включающая структурно-деятельностный и социально-ресурсный подходы к исследовании адаптационных стратегий и ряд подходов к исследованию молодежи, в среди которых ключевое место занимает структурно-функциональное направление, в рамках которого были созданы теория межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» и т.д. для исследования молодежи, должна дополниться рискологической теорией. Это условие является не только возможным, но и необходимым, если мы хотим создать действительно действенную и адекватную современной ситуации методологическую конструкцию исследования современной молодежи. Естественно, в условиях объективного и закономерного развития глобализации и ее неоспоримом влияния на сознание и поведение россиян и молодого поколения в том числе, данный методологический конструкт должен включать в себя и теорию глобализации. 

Глава вторая «Современная молодежь в России:  особенности выбора стратегии адаптации в глобализирующемся обществе» посвящена анализу различных факторов глобализационного, экономического, политического, социокультурного характера, которые оказывают влияние на процесс социализации молодого поколения и выбор адаптационных стратегий в процессе социальной адаптации в обществе неопределенности, нестабильности и в целом рискогенности.

           В параграфе 2.1 «Адаптационный потенциал современной российской молодежи: факторы влияния» рассматриваются доминирующие факторы влияния на процесс формирования адаптационного потенциала молодежи в современных условиях. Актуализация данной проблемы связана с характером общественного развития российского государства, который в результате коренных преобразований в социальной системе постсоветской России, усложнения общественных отношений и ускорения темпов общественного развития претерпел существенные изменения, что отразилось, как на положении молодежи в обществе, так и на характере перехода молодого поколения от мира детства к миру взрослых, который осуществляется в процессе социальной адаптации молодежи к условиям внешней и внутренней среды.

       Адаптационный потенциал представляет собой степень «мощности» субъекта в отношении возможных адаптаций; совокупность свойств, качеств, характеристик (ресурсов), существующих у адаптанта в скрытом виде и «задействуемых», т.е. актуализируемых, в ходе адаптации. При этом адаптационный потенциал складывается из двух векторов: способности к сопротивлению среде с ее последующей перестройкой «под себя» и способности к ассимиляции средой с последующим поглощением ею35. Мы хотим добавить к этому определению такое важное качество адаптационного потенциала, как его детерминированность общественными процессами и личностной структурой адаптанта. Таким образом, на формирование адаптационного потенциала молодежи оказывают влияние факторы, которые условно можно разделить на микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.

К макрофакторам влияния  на адаптационный потенциал молодежи современной России можно отнести, так называемые, средовые факторы, т.е. влияние внешней среды, которая включает в себя совокупность социальных, экономических, правовых, технологических, культурных, политических и экологических условий, в которых протекает социальная деятельность молодежи. Другими словами, на адаптационный потенциал молодежи оказывает влияние характер общественного развития и общественных отношений, что предполагает учет таких показателей, как уровень стабильности и конфликтности общественного развития, исследование уровня его рискогенности, социальной дифференциации, криминальности и т.д. Мезофакторы влияния на адаптационный потенциал личности предполагают исследование внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности, таких как: ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной конкретной субкультуры.

К микрофакторам влияния  на адаптационный потенциал молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера, включающие в себя физиологические, генетические и психологические  особенности молодого человека, а  также особенности той микросреды, в  которой  происходит формирование личности и ее адаптационного потенциала.

Мы хотим обратить внимание на очень важный фактор влияния  на адаптационные стратегии молодежи - это кризисное состояние одного из важнейших институтов общества – семьи и абсолютное безразличие  со стороны государства и общества к этой проблеме. А отсюда и весь спектр проблем в молодежной среде: наркомания, проституция, бродяжничество, алкоголизм, делинквентность и др. Какой адаптационный потенциал может сложиться у молодого человека в семье, которая сама оказалась полностью дезадаптированной, а таких семей в современном обществе если не большинство, то очень много. Таким образом, адаптационный потенциал  личности является производным от адаптационного потенциала той семьи, в которой она (личность) росла и социализировалась. Видимо, поэтому П.А. Сорокин считал необходимым изучение проблем взаимодействия поколений, их неповторяющихся во времени темпоральных изменений, их функции преемственности («проводников) в обществе36. Безусловно, именно поколенческая трансмиссия определяет механизмы социальной адаптации молодежи в обществе и выбор тех или иных адаптационных стратегий.

На основе представлений  молодежи о культуре, специфике того общества, в котором проходит их социализация, социального опыта их родителей, их успешности или неуспешности в молодежной среде формируется вполне адекватное представление о механизмах и путях социальной мобильности, достижения жизненного успеха и эффективных адаптационных стратегиях. Соответственно, при выборе адаптационных стратегий молодежь руководствуется теми из своего адаптационного потенциала, которые способны принести быстрый и эффективный результат. Большинство из адаптационных стратегий современной молодежи связанны, прежде всего, с аскриптивным статусом родителей и материальным положением семьи. При благоприятном материальном положении молодой человек использует статус родителей и принимает их помощь при самореализации, а при неблагоприятном материальном положении молодой человек либо воспроизводит статус своей семьи, используя ее механизмы адаптации и, соответственно, уровень жизни, либо в попытках вырваться из этой среды, пробует нетипичные для данной семьи адаптационные стратегии, которые, как правило, в российских условиях, носят антиправовой характер. Таким образом, социально-мобильные возможности современной российской молодежи невысоки, что и порождает высокую степень неопределенности и неудовлетворенности в молодежной среде. И в этом плане совершенно верно и справедливо замечание Ю.А. Зубок о том, что сам источник эскалации риска в молодежной среде заключается в расслоении молодежи, так как, проявляясь в самом начале жизненного пути молодых людей, оно (социальное расслоение) определяет всю их дальнейшую судьбу37.

Информация о работе Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации