Английский абсолютизм и реформация в Англии XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Реформация это довольно сложное многогранное и значимое явление в истории. Она оказала значительное влияние на развитие многих европейских государств. Прежде всего, оно повлияло на христианство, которое получило дальнейший толчок в развитии. Помимо появления новых религиозных течений, обновлению подверглось и само католичество.

Содержание

1. Предпосылки и ранний этап Реформации в Англии
2. Складывание доктрины англиканства
3. Английский абсолютизм и его прерогативы в отношении англиканской церкви
4. Завершение английской Реформации при Елизавете Тюдор
5. Государство и церковь глазами пуритан
6. Английский парламент как политическая трибуна по религиозным вопросам.
7. Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Анг. реформация.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, которые  являются официальным, хотя и неполным изложением веры англикан, провозглашены следующие догматы: Бог един в трех Лицах, исхождение Св. Духа "и от Сына", учение о первородном грехе и о состоянии человека после падения, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью. Поэтому можно говорить, что англиканский символ веры включает в себя представления, как из католицизма, так и из протестантизма. Они включают так же еще ряд учений, изложенных неопределенно, которые могут быть поняты по-разному (о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле) и, наконец, признание церковного главенства короля. В 1571 году 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве важнейшей символической книги вероопределения Англиканской Церкви.

Реформация  бурно заявила о себе в Шотландии. Однако здесь у Елизаветы Тюдор возникли трудности. Утверждение в Шотландии англиканской церкви натолкнулось на сопротивление французов-католиков правивших в это время в Шотландии. В 1559 году началось восстание против Марии Гиз, француженки-регентши, правившей от имени своей дочери Марии Стюарт, являвшейся, тогда как королевой-супругой Франции, так и правящей королевой Шотландии. Елизавете пришлось вмешаться, чтобы помочь мятежникам вытеснить французов из страны. В 1562 году, а также в течение длительного времени после этого она вмешивалась во внутренние дела Франции, оказывая поддержку мятежной гугенотской (протестантской) партии, а еще позднее поддержала голландских протестантских мятежников, выступивших против Филиппа II, короля Испании. Все это вызывало недовольство не только Папы, но и католиков внутри самой Англии, которые стали связывать возможность осуществления своих планов с возведением на престол именно Марии Стюарт.

В 1561 году, когда муж Марии Стюарт Франциск II умер, она возвратилась на родину. Началась непростая и во многом спорная история личных взаимоотношений двух королев. В отличие от Елизаветы, Мария не была государственным деятелем. После убийства своего второго мужа Генриха Стюарта, лорда Дарнли, она была низложена и заключена в тюрьму. Бежав из заключения, Мария проиграла своим оппонентам, одержавшим верх над ее войсками, после чего перешла границу и оказалась в Англии и это создало проблемы для Елизаветы. Английское правительство содержало Марию в качестве пленницы, и в силу этого она неизбежно стала центром притяжения оппозиции.

Вскоре в  Англии началась смута, связанная, в том числе, с присутствием Марии: в конце 1569 года мятежники подняли восстание на севере, за которым в феврале 1570 года последовала известная папская булла, провозглашавшая Елизавету низложенной, а также освобождавшая ее подданных от присяги на верность королеве. Подобно тому, как при Марии Тюдор за границу бежали протестанты, при Елизавете то же самое были вынуждены делать католики. На континенте были основаны семинарии, в которых воспитывались и получали образование католические юноши, после чего их отправляли обратно в Англию как миссионеров. Цель папства состояла в том, чтобы с помощью светских властей Испании и партии Гизов во Франции свергнуть Елизавету и возвести на трон Марию Стюарт.

Министры королевы и парламент стали требовать  все более суровых законов  против католиков, особенно в отношении  миссионеров. В 1572 году, после того, как был раскрыт заговор Ридольфи (первый из знаменитых заговоров против Елизаветы), в который была вовлечена Мария, парламентарии и министры потребовали ее обвинения в государственной измене. Елизавета вмешалась, и осуждение не состоялось. Когда было принято более умеренное постановление, лишавшее Марию права на английский трон, Елизавета наложила на него свое вето.

В 1584 году, вскоре после раскрытия заговора Трокмортона в Англии стало известно об убийстве католиком Вильгельма Молчаливого в Нидерландах, лидера протестантских мятежников. Протестанты в Англии образовали т.н. Договор ассоциации, заявленной целью которого была немедленная расправа с Марией Стюарт в том случае, если на их собственную королеву будет совершено покушение.

Смерть Вильгельма Молчаливого лишила голландское  восстание лидера, что вынудило Елизавету осенью 1585 года послать на помощь голландцам английские войска под командованием графа Лестера. Столь открытое вмешательство было эквивалентно объявлению войны. В 1586 году был раскрыт заговор Бабингтона, имевший целью убийство Елизаветы и возведение на престол Марии. Мария приняла участие в заговоре, была отдана под суд и приговорена к смерти в соответствии с постановлением парламента, принятым в 1584–1585 годах. Парламент был созван осенью 1586 года, и его единогласное, повторенное неоднократно требование не оставило королеве выбора. Мария была казнена 8 февраля 1587 года.

Таким образом, в Англии в годы правления Елизаветы Тюдор происходит окончательное утверждение англиканской церковной организации, существующей до сих пор.

 

Государство и церковь глазами пуритан

Еще одним течением в развитии Английской Реформации стал пуританизм. Пуританское движение, подспудно распространявшееся в Англии начиная с 40-х годов ХVI в., приобрело в елизаветинский период широкий размах и немало сторонников. Это радикальное реформационное движение имело достаточно разнородную социальную базу, но все же преимущественно распространялось в городской бюргерской среде, для которой оказались привлекательными идеи континентального кальвинизма.

Елизавета I  абсолютно не принимала пуританизм. Камнем преткновения оказался вопрос о соотношении духовной и светской власти и о подчинении церкви государю. Будучи убежденной сторонницей теории абсолютного суверенитета королевской власти, королева с подозрительностью относилась к кальвинистским идеям, которые в годы Реформации приобрели ярко выраженный тираноборческий оттенок. Пуританская трактовка места церкви в государстве рассматривалась ею как посягательство на право монарха распоряжаться церковными делами.

В чем же были основные отличия взглядов пуритан на церковь и государство. Сразу следует отметить, что главным расхождением с англиканством были не в области догматов, а во внешних, обрядовых вопросах. Требование сделать все практические выводы из учения о предопределении, как в церковной, так и в общественной жизни – основное в пуританизме.

Центральным догматом кальвинизма  было так называемое учение о предопределении. Согласно ему участь всякого христианина  предвечно определена богом: верующий ни собственными усилиями, ни с помощью церкви не в состоянии измени приговор неба. Так, поставив верующего лицом к лицу с богом, кальвинизм освободил его от всех земных связей и, прежде всего от власти католической церкви, вся моральная сила которой была основана на том, что она дарует верующему спасение. Таким образом, если догмат о предопределении только отражал "неисповедимую стихию" хозяйственной деятельности, то успех этой деятельности, в конечном счете, стал рассматриваться как воля божья.

Отсюда те качества пуритан, которые рождали, с одной стороны неразборчивость в средствах обогащения, и, с другой стороны, - упорство и целеустремленность, самоотверженность и вдохновение, мужество и неустрашимость. Этика пуританизма противопоставляла потребляющему богатству феодалов, производящее богатство буржуазии.

В этой связи стоят  и основные обрядовые требования пуритан – изгнание из церкви всего, что напоминало роскошь и богатство  римско-католического "язычества", икон и скульптур, цветных стекол и дорогостоящих алтарей и  т. д.

Еще более практическое значение имели организационные расхождения пуритан с англиканской церковью. Англиканская епископальная церковь при Елизавете стала инструментом королевской политики. Отсюда стремление пуритан выбить из рук короны это орудие, подчинить его интересам буржуазно-дворянской оппозиции.

Пуритане считали, что  церковь должна быть самостоятельной  по отношению к государству, которое  не должно вмешиваться в дела религиозной  общины. Поскольку, по их мнению, источником закона для  церкви являлся "божий  закон", выраженный в Священном Писании, государь не мог ей навязывать собственные установки.

Пуританская церковная  организация основывалась на принципе выборности пресвитеров и пасторов, тем самым отвергался епископат  и вся иерархическая система клира, оставшаяся англиканству в наследство от католицизма. В требовании отмены епископата, ставшего к тому времени неотъемлемой частью государственной системы, Елизавета справедливо усматривала угрозу собственному правлению. Подрыв единоначалия епископов в церкви были чреваты конфликтом с самим принципом монархической власти.

Ни для Елизаветы, ни для ее приемников – Стюартов не оставалось загадкой революционное  содержание пуританизма. В 90-х годах  Елизавета писала своему будущему приемнику  на престоле, в то время шотландскому королю Якову Стюарту: "Позвольте мне предостеречь Вас: как в вашем, так и в моем королевстве возникла секта, угрожающая опасными последствиями. Они желали бы, что бы совсем не было королей, а были пресвитеры, они стремятся занять наше место, отрицают наши привилегии, прикрываясь словом божьим. За этой сектой надо хорошо приглядывать".7 Поэтому елизаветинское правительство вело упорную борьбу с пуританизмом.

 

Английский парламент  как политическая трибуна по религиозным  вопросам

Королева была непоколебима в противодействии пуританству. В 1571 году Елизавета издала антипуританский акт "О некоторых беспорядках в отношении священнослужителей", который предписывал сурово карать всех нарушителей церковного единообразия. Жесткие преследования  заставили пуритан консолидироваться и избрать новую тактику в борьбе за реформу церкви. Они обратили свой взор к английскому парламенту. Согласно политической традиции, более всего импонировавшей депутатам, парламент разделял с монархом верховный суверенитет.

К парламентариям как носителям власти и представителям английской нации воззвали пуритане в 1572 году в своем манифесте "Предостережение парламенту", в котором изложили программу углубления реформации, призывая парламент: "уничтожьте ужасные злоупотребления, реформируйте божью церковь, и Господь будет по правую руку от вас, и вы никогда не утратите своего положения".8

Несмотря на заверения лидеров английского  кальвинизма 70-х годов. У Траверса и Т. Картрайта в том, что они полагаются в своих надеждах  только на молитвы и униженные просьбы Ее Величеству", парламент все больше привлекал пуритан как средство достижения целей. К началу 80-х годов пуритане сумели завоевать симпатии многих депутатов и государственных деятелей.

Особая активность пуритан и их сторонников в  парламенте пришлась на 80-е годы ХVI в. В это время пуританское движение возглавил проповедник Джон Филд, который в 1582 году собрал первый национальный кальвинистский Синод в Англии. Там было решено, дабы не подвергнуть гонениям, не высказывать открытого неповиновения установлениям англиканской церкви, но нелегально совершать таинства. Тогда, в 1583 Елизавета назначила архиепископом Кентерберийским Джона Витгифта, главного оппонента пуритан. Он, что бы разоблачить сторонников пуританизма в среде духовенства постановил, что каждый священник обязан принести присягу и подписаться под своими ответами на вопросы доктринального характера. За отказ от клятвы на верность англиканству их подвергали гонениям и тюремному заключению. Это вызвало бурное возмущение пуритан и полемику о духовенстве в парламенте.

По призыву  Синода пуритане начали обследовать  состояние приходов англиканского  духовенства, которое во многих случаях  оказывалось неудовлетворительным: священники были мало образованными  и небрежно относились к своим  обязанностям. Жалобы на столь нетерпимое положение пуритане оформляли в виде петиций депутатам парламента, стремясь превратить последний в рупор своей критики англиканского духовенства. Толпы пуритан осаждали здание парламента, а пропуритански настроенные парламентарии, ссылаясь на настроение в обществе, вновь и вновь поднимали вопрос о необходимости реформировать церковь. Наиболее решительными и радикальными были выступления по религиозному вопросу в парламентах 1584/85, 1586/87, 1589, 1592/93 годов.

Это вызвало острое недовольство Елизаветы. Свою позицию она выразила предельно ясно: "Она – верховная глава церкви после Господа Бога, обладает всей полнотой власти и авторитета… Она решительно не примет никаких предложений о нововведениях, не изменит ни одного закона, которым управляется в настоящее время церковь Англии".9

В своей заключительной речи в парламенте 1585 года королева отозвалась о пуританах как о  врагах не менее опасных, чем паписты, и высказала свое намерение привести их к должному подчинению, ибо "не должно быть, что каждый по своему усмотрению будет судить о законности королевского управления, прикрываясь при этом словом божьим".10 Однако запреты зачастую лишь подстегивали депутатов к дискуссии.

Но оппозиция  не собиралась сдаваться. Часть духовенства обратилась к пресвитерианству. Постепенно было создано хорошо организованное движение, целью которого было уничтожение епископата. Пуританское духовенство стремилось действовать, используя политические рычаги и влияя на своих сторонников в палате общин. В результате Елизавете пришлось вести борьбу с палатой общин, которая вплоть до последнего десятилетия ее правления симпатизировала почти исключительно пуританам.

Таким образом, Реформация – это глубочайшая  духовная революция в жизни европейского общества. Она знаменовала собой разрыв с традиционной ортодоксально-католической системой мировоззрения и во многом предопределила дальнейшее развитие философской, теологической и политической мысли христианских государств.

Английская  же Реформация началась и развивалась под жестким контролем абсолютистской власти монарха, которые были ее инициаторами и основными корректорами ее развития. Лишь на заключительном этапе ее развития, при появления пуританского движения в Англии, можно говорить о подлинно народном участии в реформационном движении.

Информация о работе Английский абсолютизм и реформация в Англии XVI века