Демографическая ситуация на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение демографических процессов на Дальнем Востоке, происходивших в течение последних нескольких лет; анализ таких демографических показателей как рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, половозрастная структура населения, миграция, и их влияние на демографическую ситуацию; рассмотрение роли государства в регулировании демографических процессов, как на Дальнем Востоке, так и по России в целом; выявление причин сложившегося кризиса, чтобы сделать соответствующие выводы по которым можно представить будущее демографической ситуации в Дальневосточном Федеральном округе.

Содержание

Введение
1 Характеристика демографических процессов на Дальнем Востоке
1.1 Динамика рождаемости в регионе
1.2 Динамика смертности, влияние ее на демографическую ситуацию
1.3 Регулирование демографических процессов на Дальнем Востоке
2 Половозрастная структура населения на Дальнем Востоке
2.1 Динамика половозрастной структуры населения на Дальнем Востоке
2.2 Половозрастная структура населения в последний период
3 Оценка миграционных потоков на Дальнем Востоке
3.1 Динамика миграционных процессов в регионе
3.2 Влияние миграции на демографическую ситуацию
3.3 Влияние государства на миграцию населения
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Демографическая ситуация на Дальнем Востоке.doc

— 435.00 Кб (Скачать документ)

Несовершенство законодательства о недрах и системы лицензирования мешает наращивать объемы добычи минерального сырья

 

- В Магаданской области сегодня  действуют 503 лицензии на твердые  полезные ископаемые, тогда как  еще недавно их было 1100, - приводит  пример губернатор Николай Дудов. - На протяжении нескольких лет отмечается постоянное сокращение количества лицензий. Это напрямую связано с усложнением процесса получения разрешений из-за необходимости рассмотрения и утверждения перечня объектов лицензирования в Роснедрах. Процедура занимает много времени и не учитывает особенности недропользования, особенно на россыпях.

 

Но даже получение лицензии не означает, что залежи будут эффективно и  рационально использоваться. На той  же Колыме за три последних года досрочно прекращено действие 39 лицензий на право пользования недрами. Причина - невыполнение лицензионных соглашений. Нарушения при этом типичны: пользователь либо не приступил к разработке месторождений, либо не выполняет условия лицензии по объемам добычи.

 

По информации администрации Магаданской области, ежегодно не используется порядка трети лицензий, из которых до половины - в течение двух лет и более. Процедура досрочного прекращения продолжительна, порой затягивается до двух лет, что свидетельствует о ее недостаточной регламентации.

 В целом по ДФО в реестре числится 2089 действующих лицензий на пользование участками недр. По 345 из них (16,5 процента) лицензионные условия не выполняются. С 2008 года территориальные органы Росприроднадзора по ДФО направили в Роснедра 406 предложений по изъятию лицензии на право пользования недрами, изъято 250 (62 процента).

 

- Необходимо добиваться безусловного  выполнения лицензионных соглашений, - настаивает полпред президента  РФ в ДФО Виктор Ишаев. - Их  исполнение означает, что компании  действуют, создают дополнительные рабочие места, развивают инфраструктуру, платят налоги - на прибыль, на имущество и другие.

 

Еще одной проблемой в развитии горнодобывающего комплекса стало  то, что крупнейший национальный актив - минерально-сырьевая база - не в полной мере используется во благо обществу.

 

Для изменения вектора, считают  специалисты, стоимостный анализ минерально-сырьевой базы необходимо осуществлять исходя из оценки извлекаемой ценности недр и кадастровой стоимости. В основе кадастровой оценки недр должен лежать расчет дифференцированной горной и ценовой ренты. Именно они должны быть основой планируемых или получаемых доходов от освоения минерально-сырьевого потенциала. А эти доходы в свою очередь следует справедливо распределять между государством, обществом и бизнесом.

 

Кроме того, увеличить кадастровую  стоимость участков недр призвано создание инфраструктурных объектов (железнодорожных  и автомобильных линий, газо- и  нефтепроводов, энергетических объектов). Одновременно эта деятельность повышает и привлекательность минерально-сырьевого потенциала округа. Учитывая сложные горно-геологические и климатические условия Дальнего Востока, государство должно принимать непосредственное финансовое участие в создании необходимой здесь инфраструктуры для освоения месторождений.

 

Не золотом единым

 

Добыча драгоценных металлов и  углеводородов в настоящее время  играет определяющую роль в развитии горной отрасли ДФО. Вместе с тем  перед каждым субъектом Федерации  стоят специфические задачи.

 

Так, основу финансовой стабильности Чукотского автономного округа прежде всего составляет извлечение золота - последние несколько лет его ежегодно добывают 20-25 тонн. Но особую значимость для Чукотки, по словам губернатора Романа Копина, приобретает скорейшая разработка гигантского медного месторождения "Песчанка" с ресурсным потенциалом в 27 миллионов тонн меди и 1600 тонн золота. Сейчас здесь ведется интенсивная геологоразведка.

 

В Магаданской  области одной из проблем отрасли  считают нерешенность вопроса о  разработке техногенных россыпей металла. А они, по оценкам, могут дать до 500 тонн золота. Кроме того, "завис" закон о добыче россыпного золота частными предпринимателями. Между тем разрешение вольного приноса способно создать новые рабочие места, особенно в небольших поселках.

 

- Мы не ждем в случае принятия закона о вольном приносе значительного роста объемов добываемого золота, поскольку старатели-одиночки не смогут соревноваться с крупными горными предприятиями, - говорит Николай Дудов. - Его основная задача - дать возможность заработать тем, кто сегодня готов мыть золото самостоятельно. При этом они согласны работать на тех месторождениях и горных отвалах, которые не представляют интереса для крупных предприятий. Например, на площадях Сусуманского ГОКа работают вольноприносители: около ста человек официально сдали в кассу 45 килограммов металла, обеспечив дополнительный доход для своих семей.

 

На Колыме предпринимают шаги по диверсификации горной отрасли, поскольку  власти стремятся уйти от моноресурсной  экономики, основанной исключительно  на золотодобыче. Здесь ищут инвесторов для разработки месторождений меди, олова и бурого угля. Готовятся добывать сурьму, железную руду и свинец. Рассчитывают в ближайшее время начать работы на месторождениях углеводородов на примагаданском шельфе.

 

Добыча углеводородов и сформировавшийся на этой основе нефтегазовый комплекс, по мнению губернатора Александра Хорошавина, стали драйвером экономического роста Сахалинской области. Одна из задач в этой сфере - вовлечение в оборот газа по проекту "Сахалин-1". Но договоренности между Газпромом и компанией-оператором отсутствуют, газовая фаза проекта развития не получает. В связи с этим и государство, и область несут серьезные потери. Помимо развития угледобычи на острове также обсуждают варианты создания углехимического производства на базе низкокалорийных углей и уже реализуют проект по производству торфяных пеллет объемом до миллиона тонн в год.

 

Справка "РГ"

 

На территории Дальневосточного федерального округа эксплуатируются 827 месторождений 25 видов полезных ископаемых. Значительную долю в общероссийском балансе представляют алмазы (запасы - 80 процентов, добыча - 100 процентов), золото (33 и 44 соответственно), серебро (35 и 65), цветные металлы: олово (92 процента запасов и 99 - добычи), свинец (10 и 38), горно -химическое и горно-рудное сырье: бор (100 и 100), плавиковый шпат (40 и 82).

 

Развитие Дальнего Востока России — это, по сути, результат сменяющих друг друга государственных программ освоения региона. Для каждого из этапов были характерны свои цели, интенсивность и результаты. Современный этап вновь демонстрирует активное внимание государственных органов управления к развитию Дальневосточного федерального округа.

 

К

 настоящему времени утверждена  государственная Стратегия развития  Дальнего Востока и Байкальского  региона до 2025 года. В регионе  реализуется ряд отраслевых программ  федерального уровня и федеральная целевая программа «Дальний Восток и Забайкалье» (ФЦП ДВиЗ). Разработаны стратегии развития отдельных субъектов РФ, входящих в ДФО. Практически во всех документах подтверждено — стратегической основой перспективного развития Дальнего Востока до 2020-2030 годов является эффективное использование природных ресурсов региона — в первую очередь, топливно-энергетических и минерально-сырьевых.

 

Тенденции

 

Оценки значения стратегических видов  минеральных ресурсов Дальнего Востока  в российской экономике хорошо известны. Добыча в регионе алмазов, золота и серебра, олова, вольфрама, свинца, по сути, формируют эти отрасли в национальном масштабе. И оценки эти с годами существенно не меняются. Напротив, для последнего «межкризисного» десятилетия характерно усиление «восточной ориентации» национального минерально-сырьевого комплекса (МСК). Это подтверждается активизацией ряда процессов и тенденций.

 

Для российской золотодобывающей отрасли характерно смещение добычи драгоценных металлов на Восток, при этом более 95% добычи сосредоточено всего лишь в 12 субъектах РФ. После 2010-2013 гг. при освоении крупных месторождений национального уровня в Магаданской области, Республике Саха (Якутия), в Чукотском АО, Амурской области, Хабаровском крае возможен значительный рост объёмов золотодобычи в Дальневосточном федеральном округе, в результате которого следует ожидать дальнейшие изменения в пространственной структуре российской золотодобывающей отрасли.

 

Другой важной тенденцией последнего десятилетия стало формирование и консолидация активов крупных российских и зарубежных минерально-сырьевых компаний преимущественно в восточных регионах России. Сегодня происходит «накопление» количественных изменений, и ожидаемый «скачок» ещё более усилит значение стратегических подотраслей восточных регионов в национальной экономике. Ряд проектов уже «входит» в стадию реализации — Купол, Пионер, Куранахское, Кимкано-Сутарское и другие.

 

Основой минерально-сырьевого  комплекса Дальнего Востока по-прежнему остаются месторождения драгоценных металлов и алмазов, но в последние два-три года на Дальнем Востоке появились предприятия, осваивающие добычу новых для региона видов полезных ископаемых. Это титаномагнетитовые руды в Амурской области, никель и кобальт в Камчатском крае, железные руды в Еврейской автономной и Амурской областях.

 

На наш взгляд, важнейшими условиями  и факторами, определяющими перспективы  развития дальневосточного МСК, являются следующие:

 

— Стратегическую направленность, качественные и количественные индикаторы перспективного развития минерально-сырьевого комплекса определяют крупные компании мирового и национального уровней;

 

— Дальнейшее позитивное развитие может  быть реализовано только на основе серьёзных технологических трансформаций  в отрасли, поскольку практически исчерпаны доступные, высоко рентабельные запасы, освоение которых было возможно самыми простыми и традиционными методами. Необходим переход к принципиально иным методам и технологиям на всех стадиях — от оценки ресурсного потенциала до добычи и переработки этих видов минеральных ресурсов.

 

Инновации

 

Минерально-сырьевой комплекс на современном  этапе становится науко- и иновационноёмким комплексом. Чем более усложняются  условия по добыче ресурсов — технологические, геологические, географические и т.д., тем больше он «притягивает» научных знаний и инноваций. Это уже складывающаяся мировая тенденция. На эти вызовы вполне отвечает и российский минерально-сырьевой комплекс, в том числе и его «дальневосточная» составляющая.

 

И тому уже есть примеры. Инновационные подходы на стадии «оценки — разведки месторождений» уже сейчас положены в основу стратегии крупных горнодобывающих компаний. Так, применение на месторождении Наталка (Магаданская область) современных методов и пересмотр многих стереотипов позволили компании «Полюс Золото» перевести месторождение в статус уникальных. Компания проводит аналогичные работы на месторождениях Якутии, что позволит уже в ближайшее время удвоить производство золота в Республике Саха (Якутия).

 

Есть примеры планируемых инноваций и в добыче. Так, по оценке компании «Полиметалл», реализуемый ею на Дальнем Востоке проект «Албазино-Амурск» станет первым в России проектом переработки упорных золотосодержащих руд с применением высокотехнологичного и экологически безопасного метода автоклавного окисления. В рамках реализации проекта компания предполагает построить два предприятия в составе горно-обогатительного комплекса в Хабаровском крае: горно-обогатительный комбинат непосредственно в районе месторождения Албазино и гидрометаллургический комбинат в Амурске. Учитывая перспективность технологии, Амурск может стать значимым межрегиональным центром по переработке концентратов и из других территорий Дальнего Востока России, и возможно, северо-восточных регионов Китая.

 

Другой пример амбициозных планов — это освоение железорудных ресурсов юга Дальнего Востока Группой «Петропавловск». В рамках создания кластера компания предполагает производить на своём металлургическом комбинате прямо восстановленное железо на базе наиболее передовой технологии ИТМК-3. По оценке компании, это будет второй подобный завод в мире и первый в России. С 2015 года Дальневосточный металлургический комбинат может производить до четырёх миллионов тонн прямо восстановленного железа, а на следующем этапе планируется удвоить выпуск железа и начать выпуск стали.

 

Сегодня дальневосточный минерально-сырьевой комплекс является и «полюсом притяжения», и возможным источником инноваций  для развития и других отраслей в  регионе. Поэтому особенно важным становится вопрос насколько готов ресурсный сектор, минерально-сырьевая база региона для обеспечения развития в рамках такой стратегии? Каковы складывающиеся к сегодняшнему дню общие оценки ресурсного потенциала и перспектив развития стратегических отраслей минерально-сырьевого комплекса на Дальнем Востоке?

 

Реальность и перспективы

 

Разведанные в регионе немалые  запасы стратегических видов минерального сырья, имеющие к тому же национальное значение, практически все переданы в пользование. По некоторым видам  ресурсов на Дальнем Востоке уровень освоенности выше, чем в среднем по стране. Например, по РФ в целом передано в пользование порядка 70% запасов золота, а для Дальнего Востока этот показатель значительно выше — 86,5% в целом и 96,5% по рудному золоту.

 

При этом практика последних лет показывает, что освоение эффективных месторождений происходит просто стремительно. Один из ещё «не остывших» примеров — освоение месторождения Кубака в Магаданской области. Месторождение с прекрасными характеристиками, эффективная технология добычи и переработки, чёткая организация производства зарубежной компанией. Через семь-восемь лет эффективные запасы на месторождении исчерпаны. В Магаданской области очередной спад добычи.

 

В 2008 году начато освоение месторождения  Купол на Чукотке. Сегодня это  месторождение «держит» всю национальную золотодобывающую промышленность, а в ДФО по добыче полезных ископаемых статистика даёт показатели роста даже в кризисный период. С начала 2009 года на Куполе добыто уже почти 20 тонн золота, в близкой перспективе 30-тонный рубеж. Однако появляются оценки, что разведанные запасы на Куполе будут исчерпаны уже к 2016 году.

 

Перспективы развития горнодобывающей отрасли ДФО  связаны, прежде всего, с открытием  новых месторождений, что требует  значительных затрат и финансов, и  времени. Общеизвестна оценка ситуации с геологоразведкой в России. В 90-е годы образовался мощный «провал» в воспроизводстве ресурсов. После 2005 г. ситуация начала меняться, утверждена долгосрочная государственная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 г. Однако, «специфика воспроизводства минеральных ресурсов и геологической подготовки месторождений такова, что допущенная пауза в воспроизводственном процессе не позволяет возместить дефицит минеральных ресурсов даже «ударными» финансовыми средствами»1.

Информация о работе Демографическая ситуация на Дальнем Востоке