Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 13:57, реферат
Целью настоящей работы является исследование особенностей лесного кадастра, как разновидности земельного кадастра.
Задачами настоящей работы является:
– рассмотреть понятие лесных ресурсов;
– выявить проблемы оценки лесных ресурсов;
– изучить основные подходы к кадастровой оценке лесных участков.
Рисунок 1 – Самостоятельные объекты оценки участков лесного фонда
В настоящее время определяются кадастры конкретных свойств лесных экосистем. Л.П. Рысин разрабатывал принципы составления регионального кадастра типов леса, Е.М. Фильрозе – кадастр типов леса на Южном Урале. Координатором работ по социально-экономической оценке природно–ресурсного потенциала территории России ранее (1996 г.) являлся НПЦ «Кадастр» (г. Иркутск). В представленной им структурной схеме лесного кадастра учитывались в основном лесные ресурсы. В ней не рассматривалась оценка экологических и социальных функций леса, даже отсутствовало такое понятие. Но наряду с этим схема содержала в себе положение об использовании данных лесного кадастра для «оптимального управления состоянием и использованием лесных ресурсов», что предусматривало и экологоэкономическую оценку леса, т. е. оценку не только ресурсов, но и других функций леса. Ещё один довод в пользу включения в лесной кадастр понятия экологоэкономической оценки леса. В университетском учебнике по экономике природопользования под редакцией Т.С. Хачатурова (1987) указывается, что главное назначение оценки лесов в лесном кадастре – «улучшение развития отраслей лесного комплекса». При этом природные условия – средоформирующие функции леса – выделяются в самостоятельную группу полезностей, но в составе кадастровой оценки они не упоминаются.
Существующий лесной кадастр представляет собой в основном количественную оценку лесных ресурсов. В справочнике «Природопользование» (Реймерс, 1990) прямо отождествляются понятия «лесной кадастр» и «кадастр лесных ресурсов». В данной трактовке лесного кадастра отсутствует упоминание об экологическом смысле в экономической оценке лесов. Экономическая (денежная) оценка предполагает здесь оценку древесных ресурсов, и даже не всей древесной массы, а стволовой древесины в эксплуатационных лесах. В настоящее время высказаны предложения о расширении базы данных о лесе (лесном фонде): об их почвенно-типологической классификации, потенциальных хвойных насаждениях, особенно кедровых, экономической оценке всех древесных ресурсов. Первые работы по экономической оценке лесов Свердловской области проводились Свердловской лесоустроительной экспедицией на базе Бисертского и Билимбаевского лесхозов в 1978–1988 гг.
Необходимость определения и присутствия в лесном кадастре именно эколого-экономической оценки лесов обусловлена неточностью (неясностью) изложения отдельных положений в ряде нормативных и рекомендательных материалов. Например, в Лесном кодексе России в ст. 67 указывается на необходимость использования лесного кадастра, а значит, и экономической (а лучше эколого-экономической) оценки при ведении лесного хозяйства, определении результатов лесопользования.
Но в указанном Законе РФ рекомендуется использовать кадастровые оценки только для определения размеров платы за перевод лесных земель в нелесные (ст. 63) и, по-видимому, для установления величины возмещения вреда, причиняемого лесному фонду (ст. 111). Поэтому в проекте «Лесного устава Свердловской области» в 1997 г. было введено понятие «эколого-экономическая оценка лесного фонда», т. е. предполагалась оценка всех полезностей леса с учётом пространственно-временной динамики развития лесных экосистем.
Трудность введения комплексной оценки в лесной кадастр в значительной мере обусловлена сложностью её определения. Под неё должен подпадать каждый участок лесного фонда (каждый лесотаксационный выдел) с учётом лесоустройства (периодического или постоянного).
Именно трудность выполнения эколого-экономической оценки леса (тем более по всему лесному фонду), возможно, обусловила предложения о ненужности кадастровой оценки лесных земель в России. Утверждается, что лесные экономические отношения достаточно регулировать платежами за аренду лесов. С этим, наверное, можно было согласиться, если бы плата за аренду леса основывалась не только на результативном и затратном аспектах, но и на экологическом.
Лесоэкономические отношения должны не просто регулироваться, а оптимально формироваться, например, по критериям «устойчивого развития», сохранения биологического разнообразия и другим, основанным в первую очередь на экологическом аспекте. Тогда эколого-экономическая оценка леса становится необходимой в составе лесного кадастра.
Утверждения, что кадастровая оценка леса важна только при купле-продаже лесных земель, т. е. при наличии частной собственности на леса, основаны на однобоком подходе; в этом случае учитываются только результативный аспект и расходы (затратный аспект) лесопользования, а глобальная региональная и локальная средоформирующая роль леса во внимание не берётся.
Таким образом, эколого-экономическая оценка лесов – важная часть лесного кадастра – «свода данных о лесных ресурсах» и разнообразных средоформирующих и социальных функциях леса.
Она является суммарным измерителем природно-ресурсного потенциала лесных экосистем в лесном кадастре вместо показателя лесных площадей, с помощью которого в лесо-кадастровых книгах оцениваются в основном лесные ресурсы.
По предложению уральских экономистов-лесников кадастровая стоимость эксплуатационных лесов в общем виде представляет собой сумму стоимостей:
Определение кадастровой стоимости лесов различных категорий защитности производится в соответствии с количеством и видами средоформирующих (почвозащитная; водоочистительная; воздухоочистительная; снегошумозащитная; ресурсо-резервационная; информационная) и социальных функций (рекреационная; оздоровительная; воспитательная; эстетическая). В общем случае, кадастровая стоимость лесов конкретной категории защитности равна сумме стоимостей всех учитываемых лесных благ.
Определение кадастровой стоимости особо защитных участков леса производится в соответствии с количеством и видами средоформирующих и социальных функций, т. е. кадастровая стоимость особо защитных участков леса равна сумме стоимостей всех учитываемых лесных благ (полезностей).
Экономическая оценка участков леса на особо охраняемых природных территориях производится с учётом трёх важных моментов: лесные ресурсы (в т.ч. водные, рекреационные, генетические и иные) характеризуются перспективным ростом их общественной значимости; средообразующие и социальные функции лесов на этих территориях имеют, исходя из их правового статуса, гораздо больший социально-экономический потенциал; общество будет согласно и готово пожертвовать (платить) определённую сумму денег для сохранения природы охраняемых территорий.
Некоторые категории особо охраняемых природных территорий соответствуют лесам отдельных категорий защитности, другие – особо защитным участкам леса, некоторые расположены вне территории лесного фонда (лесов).
Величина кадастровой стоимости участка лесных земель, не покрытых лесной растительностью, определяется степенью выраженности (реализации) средоформирующих функций, присущих всей территории лесов. Значимость этих функций определяется, исходя из характеристик элементов лесного биогеоценоза (кустарникового и травяного покровов, почвы), сохранившихся на таких участках.
К лесным землям, не покрытым лесной растительностью, относятся земли лесного фонда, на которых в данный момент отсутствует лесная растительность, но возможно и необходимо её создание здесь, т. е. эти земли предназначены для воспроизводства лесов.
Поэтому, когда для оценки используется критерий «капитализированной ренты» (т. е. эффект за оборот рубки – 100 лет и более), то Методика Рослесхоза, 2000 г.11 рекомендует оценивать такие земли как потенциальные покрытые лесной растительностью.12
В заключении рассмотрим причины расхождения площадей лесничеств по данным государственного лесного реестра и площадей земельных (лесных) участков, поставленных на государственный кадастровый учет.
В настоящее время называются следующие причины:
– искажениями при пересчете из условной системы координат в местную;
– искажениями, связанными с точностью исходного картографического материала.
Эксперты, объединив предложения по устранению указанных выше недостатков, предлагают следующие предложения по порядку приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра, государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав:
Таким образом, в настоящее время государственный кадастровый учет лесных участков необходим только в случаях их предоставления для осуществления рекреационной деятельности. Однако возможно и предоставление лесных участков, прошедших государственный кадастровый учет для любых видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости – органом кадастрового учета.
К специфике постановки на кадастровый учет таких объектов недвижимости, как лесные участки, относится то, что в соответствии с п. 6 ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ образуемых лесных участков проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, лесные участки, являющиеся в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ одним из видов земельных участков, относятся к объектам недвижимости. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования объекта недвижимости или изменения его характеристик производится его государственный кадастровый учет.
Государственный лесной реестр, согласно статье 91 ЛК РФ, представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. Согласно Закону о ГКН кадастр содержит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь земельного участка и др.
Лесной реестр содержит документированную информацию: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Кадастр недвижимости содержит кадастровый номер, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Лесной реестр таких номеров не содержит, однако идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним может осуществляться по условному номеру, который присваивается лесному участку.
Информация о работе Лесной кадастр, как разновидность земельного кадастра