Ядерная проблема Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:50, доклад

Краткое описание

Ядерная программа Ирана началась в 1967 году, когда США передали шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия и Франция. 8 ноября 2011 года Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) опубликовало отчёт по поводу ядерной программы Ирана. МАГАТЭ выражает «серьёзную обеспокоенность» по поводу информации, которая, как отмечает агентство, «указывает» на то, что Иран осуществлял шаги, «имеющие отношение к разработке ядерного взрывного устройства», что там разрабатывается ядерное оружие, в том числе проводятся «испытания его компонентов».

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИРАН.docx

— 42.75 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, по оценкам  многих экспертов, ракетная программа  Ирана не представляет реальной угрозы и для территории США. Во-первых, ни общее состояние иранской экономики, ни размер военного бюджета страны, тем более по сравнению с бюджетами  ее соседей по Заливу, не позволяют  Тегерану выделять слишком большие  средства на развитие этой программы. Во-вторых, по данным Пентагона, при  ее реализации в ближайшем будущем  появятся серьезные проблемы. В-третьих, оборонная политика Ирана имеет  в основном региональный характер, у страны нет глобальных амбиций  и, по словам ее министра иностранных  дел К. Харази, программа разрабатывается "только для решения оборонительных задач, что является законным правом Ирана". Наконец, считается, что при углублении демократических преобразований в Иране будет снижена вероятность его конфронтации с США.

Ракетная программа Ирана  не может представлять серьезной  угрозы и для стран Западной Европы. Европейские эксперты особо отмечают, что разрушительная сила баллистических ракет с конвенциональными боезарядами, находящимися на вооружении государств Ближнего Востока, намного меньше, чем у современных боевых самолетов. Стратегическое значение конвенциональных ракет на основе технологий Scud заключается главным образом в психологическом эффекте, который может оказать их использование на гражданское население противоборствующей страны. Ведь опыт применения таких ракет в войнах на Ближнем Востоке показал, что из-за небольшой точности попадания (их КВО — коэффициент вероятного отклонения доходит до 2 км) они не могут иметь большого военного значения и в основном использовались для ударов по крупным городам противника, что приводило лишь к жертвам среди мирного населения. По мнению европейских экспертов, даже оснащение баллистических ракет, находящихся на вооружении ближневосточных государств, химическими и биологическими боезарядами не увеличит существенно их боевые возможности. Лишь вероятность применения данных ракет с ядерными боеголовками таит в себе серьезную угрозу как для ближневосточного региона, так и для стран Западной Европы.

А эксперты Москвы настойчиво утверждают, что создание и развитие ракетных средств доставки ОМП в  государствах Среднего и Ближнего Востока  противоречат интересам национальной безопасности России. Этот тезис касается не только Ирана и других государств региона, но и Израиля, с которым  США, несмотря на отказ Тель-Авива  присоединиться к международным  документам по нераспространению, активно  сотрудничают в ракетной сфере. В  этом плане позиции России и США  расходятся, так как Россия не сотрудничает с Израилем в программах по совершенствованию  ракетных средств доставки оружия массового  поражения. Однако западные источники неоднократно сообщали, что отдельные российские предприятия поставляли компоненты для производства ракет, например детали двигателей RD-214 для ракет SS-4, системы наведения, специальные сорта стали и т.д.

Впрочем, надо признать, что  и военно-политическое руководство  Тегерана категорически отказывается строго соблюдать положения о  контроле над ракетными технологиями, что, естественно, вызывает озабоченность  мирового сообщества.

Опыт государств, как вступивших в ядерный клуб, так и отказавшихся от этого, показывает, что ключевой для них элемент в приобретении ядерного оружия — принятие политического  решения руководством каждой конкретной страны. Можно предположить, будто  катализатором данного процесса в некоторых странах могла  стать операция НАТО против Югославии  в 1999 году. Прежде всего это относится к группе так называемых "пороговых" стран, которые уже имеют необходимую научно-техническую и промышленную базу, но пока отказывались от приобретения ядерного оружия по тем или иным политическим причинам. Отметим, что наилучшей возможностью пресечь создание в Иране ядерного оружия должна стать открытость этой страны для инспекций МАГАТЭ и других заинтересованных организаций, определяющих наличие подобной программы. Однако необходимо смягчить санкции против Тегерана, что поможет ему освободиться от комплекса незащищенности. Что касается политики США в области усиления режима нераспространения и практики введения ими односторонних санкций против государств, по мнению Вашингтона, нарушающих данный режим, то она показала свою несостоятельность в условиях Ближнего Востока. Эта политика, с одной стороны, способна лишь усилить упорство и решимость Ирана развивать свою военную ядерную программу. С другой стороны, вся история существования режима нераспространения показывает, что даже, казалось бы, самые жесткие меры экспортного контроля не позволяют пресечь появление ядерного оружия у государств, если они приняли принципиальное решение по его созданию и у них есть все необходимые для того возможности и ресурсы. Яркий тому пример — пакистанская ядерная бомба, созданная, как считается, при поддержке Китая или ядерная бомба КНДР. Особо подчеркнем, что сами США нанесли огромный ущерб режиму нераспространения. Ведь именно благодаря очевидной поддержке со стороны Вашингтона Израиль, обладающий так называемой "бомбой в подвале", в свое время создал прецедент "порогового" государства и вместе с тем избежал каких-либо санкций.


Информация о работе Ядерная проблема Ирана