Военно-политический аспект глобализации и его влияние на обеспечение военной безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:55, доклад

Краткое описание

Новая встреча более и менее развитых, более и менее защищенных народов в складывающемся открытом мировом пространстве чревата новыми потрясениями и коллизиями. Не случайно наиболее последовательными адептами глобального мира, пропагандирующими идею единого открытого общества без барьеров и границ, сегодня выступают наиболее развитые и могущественные страны, усматривающие в ослаблении былых суверенитетов новые возможности в своей экономической, геополитической и социокультурной экспансии. Эти же страны тяготеют к социал-дарвинистской интерпретации глобального мира как пространства нового естественного отбора, призванного расширить границы обитания и возможности наиболее приспособленных за счет менее приспособленных, которым предстоит потесниться.

Прикрепленные файлы: 1 файл

luk_global.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Активное развитие террористических структур и их многоцелевое применение, отчуждение состава и интересов сил от целей их действий, превращение способа достижения целей (или противостояния этому способу) в саму цель привело к деформации оснований для действий государств в военно-политической сфере. Это изменило логику военно-политического взаимодействия, формирования союзнических отношений, изменило целевые установки в строительстве вооруженных сил по их назначению, привело к радикальному изменению соотношения сил в мире, прежде всего не за счет конкуренции в развитии силовых возможностей, а за счет политического разрушения наличных военных потенциалов.

Формирование  военно-политического взаимодействия при приоритетах борьбы с терроризмом  означает на деле отказ от признания  приоритета защиты геополитических интересов стран. Формируются странные союзнические отношения, при которых отдельные страны начинают поддерживать тех, кто очевидно ущемляет их геополитические интересы. А коль скоро началась борьба с терроризмом, а не за интересы стран на определенных пространствах, то и вооруженные силы перестраиваются для ведения военно-полицейских операций в разных регионах мира.

Только США  продолжают развивать свои вооруженные  силы в направлении обеспечения стратегического господства на море, в воздухе, в космосе, для обеспечения взятия под силовой контроль значительных территорий, пространств. Это должно оставаться фундаментом их глобального господства. В определенной степени эти вопросы решаются и другими ведущими странами НАТО, но их претензии на самостоятельность в узловых глобальных вопросах парируются США, что отражается и в военно-политической сфере. Остальные страны формируют "компактные и мобильные" силы, которые способны осуществлять локальные карательные операции и выполнять функции полицейского контроля. Это означает, что вопрос их собственного силового подчинения на глобальном уровне уже решен.

Появление вооруженных  внутригосударственных конфликтов и применение новых или кажущихся новыми форм принуждения в качестве инструментов политики можно понять как выражение постмеждународной глобальной политики. Эти виды конфликтов не угрожают самому существованию развитых западных государств. Однако они обладают потенциальной возможностью подорвать стабильность в регионе. Они также могут угрожать гражданам, интересам и ценностям государств вне зависимости от того, прямо или косвенно они вовлечены в конфликт.

На появление таких нетрадиционных или новых форм ведения войны государства и международные субъекты отвечают более частым, чем в прошлом, участием с применением военной силы во внутригосударственных кризисах или конфликтах.

Такого рода конфликты нельзя разрешить средствами традиционного подхода к политике обороны и безопасности, подразумевающего четкие определения интересов и угроз, а также соответствующие военные инструменты. Однако их нужно решать из-за отрицательного воздействия, которое они могут оказывать на региональный и мировой порядок. Проблема в том, что это воздействие проявляется медленно и косвенным образом. Оно диффузно и часто начинает серьезно восприниматься, только если такой конфликт приводит к большому числу преступлений и нарушений прав человека, которые показываются на телеэкранах, или к тому, что называют гипертерроризмом. В таких случаях политики могут оказаться под жестким общественным нажимом, требующим «сделать хоть что-то», что может вылиться в военную операцию, большие затраты и маленькие положительные результаты, как это случилось во время Первой Чеченской войны 1994-1996 гг. Еще одним аспектом участия в силовом противостоянии в конфликтах низкой интенсивности является то, что государство вовлеченное в такой процесс вынужденно изменять цели, задачи, формы подготовки своей армии, что резко снижает возможности ее использования для отражения традиционных угроз или для активного использования как средства международной политики.

Для граждан нашей страны такие термины, как «война с терроризмом», «контртеррористическая операция» только затемняют, скрывают глубокий кризис традиционных доктрин обороны и безопасности. Не произведя необходимых обновлений, мы не сможем адекватно реагировать на скрытую сторону глобализации и основные угрожающие компоненты современной военно-политической обстановки – неудавшиеся государства, этнические конфликты, транснациональный терроризм и т.д. Назрела крайняя необходимость в более внимательном отношении к обеспечению военной безопасности страны. Необходимая для этого коррекция военной организации государства предполагает и уточнение понимания роли и места военной политики в общегосударственной политике РФ.

Под военной  политикой понимается составная часть общей политики государства в области военного дела, искусство управления военной деятельностью государства. При всем многообразии политических аспектов управления жизнедеятельностью государства играет особую роль, выражая основные цели и задачи его военной безопасности. Имеет две составляющих: – внутреннюю составляющую, связанную с созданием, содержанием и подготовкой военной организации государства, осуществлением военного строительства и использованием средств вооруженного насилия; – внешнеполитическую составляющую, связанную с обеспечением обороны государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и самостоятельности, предупреждением, срывом и отражением возможной агрессии извне, а также с расширением (сохранением) границ, установлением (поддержанием) господства в определенных районах и достижением оборонительных либо агрессивных, завоевательных целей.

К основным принципам  военной политики государства относят  важнейшие установки, определяющие ее цели, характер и направленность. Их сущность и конкретное содержание обусловливаются совокупностью объективных, реже субъективных факторов. В связи с этим они чаще всего носят устойчивый и долгосрочный характер. Отход от них обычно происходит при кардинальных сдвигах в военно-политической обстановке, изменении общих целей и приоритетов внешней политики государств, перемены их военно-политического курса.

Основные принципы военной политики предполагают:

- ее соответствие как долгосрочным политическим целям, так и конкретной военно-политической ситуации в мире и в государстве;

- скоординированное использование политических, экономических, дипломатических и военных мер для решения постоянных военно-политических задач:

- использование социально-экономических и военно-стратегических преимуществ собственного государства;

- выявление и использование слабых и уязвимых мест в военной системе государств – потенциальных противников, а также противоречий в системе их отношений;

- решение военно-политических и стратегических задач с минимальными морально-политическими и материальными издержками;

- привлечение на свою сторону максимума союзников и обеспечение единства их оборонных усилий, последовательную изоляцию и ослабление вероятных противников.

Во всех случаях военная политика в мирное время должна соразмеряться с текущим уровнем военной опасности и проводиться согласованно с решением социально-экономических задач. Важнейшим принципом ее эффективности является поддержание обороноспособности государства, его стратегического мобилизационного потенциала на минимально достаточном уровне с наибольшим использованием новейших достижений научно-технического прогресса при минимально необходимом отвлечении материальных и людских ресурсов для решения хозяйственных задач.

Основными выводами из краткого рассмотрения проблем военно-политического  аспекта глобализации и их влияния  на обеспечение военной безопасности РФ являются:

  1. Глобализация является объективным процессом формирования, функционирования и развития системно новых отношений между странами, народами, и другими субъектами политики на основе все расширяющихся взаимосвязей и взаимозависимостей во всех сферах жизни международного сообщества. Вовлеченные в этот процесс государства находятся на разных уровнях развития, возможности, цели и объемы их участия тоже могут быть кардинально различными. Эти и другие различия порождают и усиливают целый ряд противоречий глобализации, которые в свою очередь трансформируются в конфликты различных уровней, в том числе вооруженные и военные.
  2. Вызванные глобализацией силовые конфликты, из-за несопоставимых возможностей экономически развитых стран и остальных субъектов протекают в достаточно своеобразных, а зачастую и абсолютно новых формах. При углублении противоречий развиваются нетрадиционные формы ведения войн: терроризм, информационные, биологические, генетические войны и т.д.
  3. Одновременно с европейской глобализацией, основывающейся на информационных, экономических, культурных и т.д. интеграционных процессах развивается американский вариант глобализации опирающийся на контроль одной страны над максимальным количеством мировых невозобновимых ресурсов сырья при помощи активного использования военно-политических средств. Зачастую при этом нарушаются нормы международного права и межгосударственных отношений. Наличие самых больших вооруженных сил, сети военных баз во всем мире и системы переброски и сосредоточения войск и сил дают США стратегическое преимущество при организации экономической и других видов политики, взятии под контроль того или иного региона.
  4. Осложненное после распада СССР геополитическое положение, нестабильное экономическое состояние Российской Федерации, усугубленное демографическим кризисом, внутренними конфликтами и экономическим кризисом сочетающееся с наличием на территории страны огромных запасов (мирового объема) полезных ископаемых делают наше государство привлекательной целью для стран, активно проводящих силовую политику глобализации. Одновременно возрастает количество угроз для нашей страны от субъектов политики антиглобализации, использующих вооруженные методы ассиметричного противоборства развитым странам.
  5. Резко возрастает роль военной политики «сдерживания» — как разновидности внешней политики миролюбивого государства, основной целью которой является снижение уровня военной опасности, ограничение возможности осуществления агрессии, активное сдерживание агрессора от любых попыток военно-силовых действий, развязывания локальных военных конфликтов, обычной, и особенно, войны с применением ядерного оружия. Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для поддержания международной стабильности, создание благоприятного баланса военных сил, сохранение паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространение ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия, заблаговременное выявление и предупреждение возможных агрессивных акций, подготовку сил, средств и действий, направленных на их срыв, а также создание потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб как решающий фактор его сдерживания. При этом важнейшее значение имеет предупреждение ядерной войны, а также случайного, террористического или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.

Политика « военного сдерживания» в принципе не исключает ограниченное применение военной силы, но в основном она должна строиться на угрозе ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как самой Российской Федерацией, так и группой государств в рамках коллективной обороны (СНГ), использованием миротворческих сил и механизмов ООН и ОБСЕ, вновь созданными военно-политическими союзами регионального и мирового уровня.

1 Панарин А.С. Глобализация. Глобалистика: Энциклопедия/ Под ред. Мазура И.И.; – М., «Радуга», 2003. С. 184.

2 См.: Конопатов С.Н. Военно-политическая ситуация в современном мире. Истоки, состояние, перспективы. – М., КомКнига, 2005.

3 См. CBD, June, 1995.

4 См.: Замковой В.И. Нетрадиционные формы ведения войны. Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. Мазура И.И. – М.: Радуга, 2003. – С. 131.

5 Соколов К. Терроризм – это способ действий в эпоху глобализации.// Независимое военное обозрение. – http://nvo.ng.ru/wars/2004-09-10/1_terrorism.html.


Информация о работе Военно-политический аспект глобализации и его влияние на обеспечение военной безопасности РФ