Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:55, доклад
Новая встреча более и менее развитых, более и менее защищенных народов в складывающемся открытом мировом пространстве чревата новыми потрясениями и коллизиями. Не случайно наиболее последовательными адептами глобального мира, пропагандирующими идею единого открытого общества без барьеров и границ, сегодня выступают наиболее развитые и могущественные страны, усматривающие в ослаблении былых суверенитетов новые возможности в своей экономической, геополитической и социокультурной экспансии. Эти же страны тяготеют к социал-дарвинистской интерпретации глобального мира как пространства нового естественного отбора, призванного расширить границы обитания и возможности наиболее приспособленных за счет менее приспособленных, которым предстоит потесниться.
Активное развитие террористических структур и их многоцелевое применение, отчуждение состава и интересов сил от целей их действий, превращение способа достижения целей (или противостояния этому способу) в саму цель привело к деформации оснований для действий государств в военно-политической сфере. Это изменило логику военно-политического взаимодействия, формирования союзнических отношений, изменило целевые установки в строительстве вооруженных сил по их назначению, привело к радикальному изменению соотношения сил в мире, прежде всего не за счет конкуренции в развитии силовых возможностей, а за счет политического разрушения наличных военных потенциалов.
Формирование
военно-политического
Только США продолжают развивать свои вооруженные силы в направлении обеспечения стратегического господства на море, в воздухе, в космосе, для обеспечения взятия под силовой контроль значительных территорий, пространств. Это должно оставаться фундаментом их глобального господства. В определенной степени эти вопросы решаются и другими ведущими странами НАТО, но их претензии на самостоятельность в узловых глобальных вопросах парируются США, что отражается и в военно-политической сфере. Остальные страны формируют "компактные и мобильные" силы, которые способны осуществлять локальные карательные операции и выполнять функции полицейского контроля. Это означает, что вопрос их собственного силового подчинения на глобальном уровне уже решен.
Появление вооруженных внутригосударственных конфликтов и применение новых или кажущихся новыми форм принуждения в качестве инструментов политики можно понять как выражение постмеждународной глобальной политики. Эти виды конфликтов не угрожают самому существованию развитых западных государств. Однако они обладают потенциальной возможностью подорвать стабильность в регионе. Они также могут угрожать гражданам, интересам и ценностям государств вне зависимости от того, прямо или косвенно они вовлечены в конфликт.
На появление таких нетрадиционных или новых форм ведения войны государства и международные субъекты отвечают более частым, чем в прошлом, участием с применением военной силы во внутригосударственных кризисах или конфликтах.
Такого рода
конфликты нельзя разрешить средствами
традиционного подхода к
Для граждан нашей страны такие термины, как «война с терроризмом», «контртеррористическая операция» только затемняют, скрывают глубокий кризис традиционных доктрин обороны и безопасности. Не произведя необходимых обновлений, мы не сможем адекватно реагировать на скрытую сторону глобализации и основные угрожающие компоненты современной военно-политической обстановки – неудавшиеся государства, этнические конфликты, транснациональный терроризм и т.д. Назрела крайняя необходимость в более внимательном отношении к обеспечению военной безопасности страны. Необходимая для этого коррекция военной организации государства предполагает и уточнение понимания роли и места военной политики в общегосударственной политике РФ.
Под военной политикой понимается составная часть общей политики государства в области военного дела, искусство управления военной деятельностью государства. При всем многообразии политических аспектов управления жизнедеятельностью государства играет особую роль, выражая основные цели и задачи его военной безопасности. Имеет две составляющих: – внутреннюю составляющую, связанную с созданием, содержанием и подготовкой военной организации государства, осуществлением военного строительства и использованием средств вооруженного насилия; – внешнеполитическую составляющую, связанную с обеспечением обороны государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и самостоятельности, предупреждением, срывом и отражением возможной агрессии извне, а также с расширением (сохранением) границ, установлением (поддержанием) господства в определенных районах и достижением оборонительных либо агрессивных, завоевательных целей.
К основным принципам военной политики государства относят важнейшие установки, определяющие ее цели, характер и направленность. Их сущность и конкретное содержание обусловливаются совокупностью объективных, реже субъективных факторов. В связи с этим они чаще всего носят устойчивый и долгосрочный характер. Отход от них обычно происходит при кардинальных сдвигах в военно-политической обстановке, изменении общих целей и приоритетов внешней политики государств, перемены их военно-политического курса.
Основные принципы военной политики предполагают:
- ее соответствие как долгосрочным политическим целям, так и конкретной военно-политической ситуации в мире и в государстве;
- скоординированное использование политических, экономических, дипломатических и военных мер для решения постоянных военно-политических задач:
- использование социально-экономических и военно-стратегических преимуществ собственного государства;
- выявление и использование слабых и уязвимых мест в военной системе государств – потенциальных противников, а также противоречий в системе их отношений;
- решение военно-политических и стратегических задач с минимальными морально-политическими и материальными издержками;
- привлечение на свою сторону максимума союзников и обеспечение единства их оборонных усилий, последовательную изоляцию и ослабление вероятных противников.
Во всех случаях военная политика в мирное время должна соразмеряться с текущим уровнем военной опасности и проводиться согласованно с решением социально-экономических задач. Важнейшим принципом ее эффективности является поддержание обороноспособности государства, его стратегического мобилизационного потенциала на минимально достаточном уровне с наибольшим использованием новейших достижений научно-технического прогресса при минимально необходимом отвлечении материальных и людских ресурсов для решения хозяйственных задач.
Основными выводами
из краткого рассмотрения проблем военно-политического
аспекта глобализации и их влияния
на обеспечение военной
Политика « военного сдерживания» в принципе не исключает ограниченное применение военной силы, но в основном она должна строиться на угрозе ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как самой Российской Федерацией, так и группой государств в рамках коллективной обороны (СНГ), использованием миротворческих сил и механизмов ООН и ОБСЕ, вновь созданными военно-политическими союзами регионального и мирового уровня.
1 Панарин А.С. Глобализация. Глобалистика: Энциклопедия/ Под ред. Мазура И.И.; – М., «Радуга», 2003. С. 184.
2 См.: Конопатов С.Н. Военно-политическая ситуация в современном мире. Истоки, состояние, перспективы. – М., КомКнига, 2005.
3 См. CBD, June, 1995.
4 См.: Замковой В.И. Нетрадиционные формы ведения войны. Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. Мазура И.И. – М.: Радуга, 2003. – С. 131.
5 Соколов К. Терроризм – это
способ действий в эпоху глобализации.//
Независимое военное обозрение. – http://nvo.ng.ru/wars/2004-09-