Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:14, курсовая работа
Армия и флот России всегда отличались от вооруженных сил других стран рядом социальных и социально-психологических особенностей. Их следует искать не в биологических особенностях или врожденных чертах, большей или меньшей воинственности, а в обстоятельствах исторического развития, образе жизни русского народа.
Русский солдат всегда обладал такими непереходящими ценностями, как: честь и воинский долг. Ему были характерны храбрость, выносливость, способность преодолевать любые тяготы и лишения.
Во все времена война характеризовалась двумя основными параметрами: качеством и количеством вооружения и противоборством людей, их психологических качеств и духовного состояния.
Введение…………………………………………………………………3
Русские полководцы и военачальники о воинском обучении и воспитании………………………………………………………………..4
Подготовка личного состава Русской армии: история и
современность……………………………………………………………12
4. Заключение…..………………………………………………...…………18
5. Список литературы…………..………………………………………......19
Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Дисциплина: «История военного искусства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Обучение и воспитание войск: национальные традиции Русской армии».
Выполнил: слушатель 621 учебной группы
старший
лейтенант
Химки-2013г.
Содержание:
современность……………………………………………
4. Заключение…..……………………………………………
5. Список литературы…………..……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Армия и флот России всегда отличались от вооруженных сил других стран рядом социальных и социально-психологических особенностей. Их следует искать не в биологических особенностях или врожденных чертах, большей или меньшей воинственности, а в обстоятельствах исторического развития, образе жизни русского народа.
Русский солдат всегда обладал такими непереходящими ценностями, как: честь и воинский долг. Ему были характерны храбрость, выносливость, способность преодолевать любые тяготы и лишения.
Во все времена война
характеризовалась двумя
Состояние своей армии и войск противника русские полководцы всегда дополняли анализом черт, особенностей, характеристик, вытекающих из специфики исторического развития народов. Большое значение они придавали привычкам, традициям, обычаям, от которых во многом зависит поведение солдата в бою. Если изучение социально-экономических условий является совершенно необходимым для понимания поведения армии в целом, то исследование социально-психологических факторов дополняет эту картину посредством выяснения мотивов поведения людей. Лишь в совокупности рассматривая все это, можно рассчитывать на понимание сильных и слабых сторон любой армии.
Российская армия всегда славилась своим воинским духом, и особую роль для его воспитания имеет способ комплектования армии. С этой точки зрения система комплектования русской армии способствовала формированию целого ряда её сильных сторон.
Система обучения и воспитания Русской регулярной армии складывалась и совершенствовалась на основе ратного труда многих поколений защитников Отечества, в сражениях за независимость и территориальную целостность России на протяжении двух столетий (1699-1917гг.).
Воинское воспитание и обучение включает в себя формирование высоких морально-психологических качеств и овладение военно-профессиональными знаниями, умениями, навыками каждого воина, необходимыми ему для успешной военно-боевой деятельности.
Все выдающиеся русские полководцы и военачальники были не только стратегами и тактиками, но и воспитателями своих солдат. Их взгляды на обучение и воспитание закреплялись в присяге, уставах и реализовывались в практической деятельности войск.
Российское воинство ведет свою более чем тысячелетнюю историю от ратных дружин Олега и Святослава, княжеских походов Владимира и Ярослава Мудрого.
Особое место в военной истории России занимают славные победы Александра Невского. 15 июля 1240 года 18-летний новгородский князь Александр Ярославович разбил значительно превосходящие шведские войска, явив один из первых ярких примеров защиты нашего Отечества от иноземных захватчиков. 5 апреля 1242 года войска под предводительством Александра Невского на льду Чудского озера разбили немецких рыцарей, освободив Новгородско-Псковские земли от завоевателей.
В конце 70-х годов XIV века дружины и ополчения из многочисленных русских земель объединились для борьбы с полчищами монголо-татар, поработивших Русь. По благословению Сергия Радонежского московский князь Дмитрий повел собранную рать в бой с врагом.
8 сентября 1380 года в жестокой схватке на Куликовом поле русские воины разгромили завоевателей. Куликовская битва стала решающим сражением за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Впервые монголо-татарским ханам, завоевавшим почти всю Евразию и поработившим много народов, было нанесено сокрушительное поражение.
В эпоху Смутного времени наша страна была полностью разорена. После захвата поляками Москвы Российское государство, как и во времена монголо-татарского нашествия, оказалось на грани национальной катастрофы. Но нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. Этой силой стал российский государственный патриотизм, боевой дух ополчения, подвигнувший народ на значительные жертвы во имя сохранения независимости и целостности Отечества. Народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым в ноябре 1612 года освободило Москву.
Но настоящее обобщение и развитие военно-педагогического опыта и создание отечественной школы подготовки войск наиболее отчетливо просматривается с момента создания в России регулярной армии и флота в начале XVIII века.
В первой четверти XVIII века Петр I, создавая регулярную армию, заложил фундамент, на котором в дальнейшем строилась отечественная военная школа обучения и воспитания. Сущность ее раскрывается в следующих положениях:
Во-первых, система обучения и воспитания
нижних чинов значительно отличалась
от иностранной. В этот период большинство
западно-европейских армий
Во-вторых, в каждом солдате воспитывались сознательное отношение к воинскому долгу и высокие моральные качества. Петр I неоднократно повторял, что «все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент». Воспитание солдат основывалось на идеях защиты Отечества, преданности императору как символу единства многонациональной России и религиозного послушания. Военная Присяга и уставы обязывали солдат «служить Царю-Государю верно и послушно», защищать государство «телом и кровью», «честно жить и не в лицемерном страхе Божий содержать себя».
В-третьих, большое внимание в войсках уделялось воспитанию корпоративного духа -прочной связи офицера с солдатом и войскового товарищества. Рекрут, призванный в армию, переставал считаться крепостным помещика и находился, как и офицер, под защитой закона на «государевой службе». Император требовал, чтобы офицеры солдатам были «яко отцы детям» и заботились о них. Прежде чем утвердить солдатский полк в армии, он сам в течение месяца жил в нем. Чинопроизводство исходило из принципа - «высокое происхождение - только счастливый случай, и не сопровождаемое заслугами учитываться не должно». По указанию царя дети дворян, не служившие солдатами в гвардии, «ни в какой офицерский чин не допускались». (В петровское время большинство дворян выходило в офицеры не ранее чем через 5 - 6 лет солдатской службы.) С учетом силы землячества для сплочения войск полки пополнялись и именовались по названиям городов, из которых они комплектовались солдатами (Орловский, Козельский, Тверской и т.д.).
В-четвертых, огромное воспитательное значение имела воинская дисциплина, которая в регулярной армии Петра I была жесткой, но осмысленной. Военнослужащий обязан был под страхом строжайшего наказания выполнять требования устава и беспрекословно подчиняться своим командирам. Солдат-нарушителей ставили на часы «под мушкет», наказывали шпицрутенами (длинные гибкие древесные прутья, употреблявшиеся для телесных наказаний), батогами (прут или палка), а за особо тяжкие преступления приговаривали к смертной казни. Но вместе с тем Петр I требовал не механической исполнительности, а осмысленного и инициативного служения. В дополнениях к Уставу воинскому 1716 г. государь предписывал: «В уставе порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава, я ко слепой стены». Для поощрения ревностной, добросовестной службы солдат широко применялось награждение медалями, деньгами, повышение в должности и звании, особо отличившиеся производились в офицеры и им давали личное дворянство.
В-пятых, обучение войск, введенное Петром I, отличалось простотой, практичностью и было подчинено исключительно целям войны. Царь указывал, что солдат «надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать», - «справной и не спешной стрельбе», штыковым приемам, рукопашному бою, умению наступать и маневрировать. В целях скорейшей подготовки новобранца к бою обучение старых солдат происходило отдельно от молодых, были упрощены, по сравнению с иностранными уставами, строевые приемы и команды. Так, например, команда «Оборотись направо!» была заменена более короткой «Напра-во!».
Во второй половине XVIII века петровские традиции продолжил А.В. Суворов (1730-1800 гг.), он создал целостную, проверенную в боях национальную систему воспитания и обучения армии, получившую название «Наука побеждать».
В этот период прусская система подготовки (Пруссия в XVIII веке - милитаризированное королевство в Германии) считалась образцом для всех европейских армий. Согласованные и четкие действия воинов достигались муштрой (дрессировкой) - путем длительных механических упражнений и жестоких наказаний. Фридрих II, не веря в высокие нравственные качества своей вербованной армии, считал, что «солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля». На самоотверженность этого войска нельзя было рассчитывать; его держали в оцепленных часовыми лагерях, вели в бой сомкнутыми линиями, оставляя позади ряды, на которые была возложена обязанность гнать отстающих, желающих спрятаться или убежать. Солдат петровской закалки не было необходимости подобно немецким наемникам держать под постоянным надзором, они проявляли в бою инициативу, чувство товарищеской поддержки, готовность к самопожертвованию. Именно на развитии этих лучших черт национального характера русского солдата и строилась система подготовки «суворовского чудо-богатыря», которая выражалась в следующих положениях:
Во-первых, великий полководец стремился опереться на активные стороны духа человека, разбудить у него национальную гордость, самодеятельность, веру в себя, чувство чести, долга и направить их в нужном направлении. «Не руки, не бренное человеческое тело одерживает победу, - говорил Суворов, -а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, если душа воина велика и могуча, не предается страху, то и победа несомненна».
Во-вторых, суворовская система
обучения служила воспитанию высоких
морально-психологических и
В-третьих, приемы боя, которым обучались солдаты, соответствовали духу Русской армии. В этот период боевые действия западноевропейских наемных армий привязывались к базам снабжения из опасения их разложения при грабеже мирного населения. Основное внимание уделялось залповой стрельбе, обеспечивающей высокую плотность огня. Суворовские войска учились смелым, решительным наступательным действиям. Быстрота в сочетании с внезапностью позволяла меньшими силами побеждать численно превосходящего противника. Полководец водил войска с небывалой для того времени скоростью, обычный его суточный переход составлял 28 - 30 верст (перед началом Первой мировой войны (1914 г.) корпус проходил в сутки не более 15-20 верст). А.В. Суворов главное внимание уделял холодному оружию и одиночной прицельной стрельбе. Кремневые «фузеи» (ружья) XVIII века позволяли производить по 1 - 2 выстрела в минуту и давали эффективное поражение с 60 шагов, артиллерия картечью с 240 - 300 шагов. Это расстояние пехота бегом преодолевала за одну минуту, что давало преимущество в бою стороне, у которой было больше решимости и умения сойтись в штыковую атаку. Этими качествами вполне владел русский солдат. В штыковом ударе А.В. Суворов нашел синтез технического и морального начала.
В-четвертых, суворовская «Наука побеждать» была прежде всего наукой победы над собой, она требовала от каждого воина дисциплины и ежедневного тяжелого ратного труда. Генералиссимус твердо верил, «что праздность родит всякое зло, от нее лезет в голову дурь», и заботился, чтобы солдат был постоянно занят полезным делом.
Информация о работе Обучение и воспитание войск: национальные традиции Русской армии