Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:53, курсовая работа
Расследование преступлений представляет собой нелегкую задачу, требующую от следователя значительных усилий, большого профессионального и житейского опыта. Часто расследование осложняется тем, что преступление, как правило, совершается в отсутствие очевидцев. В этой трудной и кропотливой работе неоценимую услугу оказывают вещественные доказательства, получившие в литературе образное название «немых свидетелей». Как показывает следственная и судебная практика, вещественные доказательства используются почти в каждом уголовном деле.
Понятие и сущность вещественных доказательств.
Процессуальный порядок оформления вещественных доказательств.
Порядок хранения вещественных доказательств.
Порядок разрешения «судьбы» вещественных доказательств
при вынесении приговора или прекращения уголовного дела.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедра уголовного процесса
Учебная дисциплина «Уголовный процесс»
Вещественные доказательства в уголовном процессе
(курсовая работа)
Выполнила:
студентка 309 группы
Института прокуратуры
Дадаева Л.С.
Научный руководитель:
д.ю.н., профессор Манова Н.С.
Саратов
2011
Содержание
при вынесении приговора или прекращения уголовного дела.
Введение
Расследование преступлений представляет собой нелегкую задачу, требующую от следователя значительных усилий, большого профессионального и житейского опыта. Часто расследование осложняется тем, что преступление, как правило, совершается в отсутствие очевидцев. В этой трудной и кропотливой работе неоценимую услугу оказывают вещественные доказательства, получившие в литературе образное название «немых свидетелей». Как показывает следственная и судебная практика, вещественные доказательства используются почти в каждом уголовном деле.
Как источник доказательственной информации, как улики – вещественные доказательства имеют подчас исключительное значение для раскрытия преступления, для изобличения либо, напротив, реабилитации обвиняемого. В то время, небрежность в обращении с ними нередко оказывается причиной острой головной боли следователя и судьи1.
Повышенное внимание законодателя к вещественным доказательствам объясняется, по меньшей мере, двумя их особенностями. Во-первых, вещественные доказательства неповторимы. В случае, например, утраты протокола осмотра места происшествия ил допроса кого-либо из участников процесса, следователь может повторно допросить того же свидетеля, осмотреть то же место происшествия и таким образом восполнить утрату. Повторное же получение вещественного доказательства немыслимо.
Во-вторых, некоторые вещественные доказательства представляют собой значительную материальную ценность, и утрата их, помимо имущественного ущерба, дискредитирует следователя или судью в нравственном плане. Предмет, обнаруженный в ходе осмотра места происшествия, выемки, обыска либо представленный следователю или суду, необходимо осмотреть, фиксируя в протоколе его качества, ввиду которых он может приобрести значение для дела, а также индивидуальные признаки, выделяющие его из множества предметов того же рода.
При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел встречается значительное число случаев, связанных с использованием, выдачей заинтересованным лицам и хранением вещественных доказательств. Довольно часто вещественные доказательства используют для проверки имеющихся и собирания новых доказательств. В настоящее время значительно повысилось доказательственное значение объектов биологического происхождения (следы крови, волос, ногтей и т.п.) в связи с внедрением в производство судебно-медицинской экспертизы методов генной идентификации (генетическая дактилоскопия).
Таким образом, характер механизма преступления составляют присущие ему разновидности следов, которые как «немые» свидетели подскажут направленность и основные черты развития преступного события. Разумеется, их «рассказ» будет соответствовать реальным обстоятельствам дела, когда глаза специалиста (дознавателя, следователя, прокурора, судьи) объективно расшифруют следовые сведения и «нарисуют» адекватную картину события преступления2.
Понятие вещественных доказательств
Одним из наиболее дискуссионных в теории доказательств продолжает оставаться вопрос о понятии "вещественное доказательство" и его источниках. Наличие в процессуальной науке множества трактовок понятия "доказательство" связано, в числе других, с попыткой обосновать единой теорией и понятие "вещественное доказательство".
Ответить на вопрос, что же представляют из себя вещественные доказательства, непросто из-за обилия точек зрения, связанных с неоднородностью материальных объектов и неопределенностью толкования термина "вещественное доказательство" в уголовно-процессуальном законе.
В УПК не содержится дефиниции вещественных доказательств, поскольку законодатель избрал путь перечисления конкретных их видов (1. которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; 2. на которые были направлены преступные действия; 3. деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления; 4. иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела).
Анализ этой нормы свидетельствует, что законодатель понятие "вещественное доказательство" отождествляет с вещью, предметом.
В то же время согласно ст. 74 УПК доказательствами являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Эти данные устанавливаются в числе других средств доказывания и вещественными доказательствами.
Поскольку сведения есть осознанная информация, нетрудно заметить, что законодатель в новом уголовно-процессуальном законе принял за основу информационную модель понятия "доказательство", но оказался непоследовательным при определении понятия "вещественное доказательство".
Учитывая, что в теории процессуальных доказательств под вещественными доказательствами понимаются предметы, вещи, А. Козлов сформулировал два тезиса методологического характера, с которыми трудно не согласиться:
а) вещественное доказательство есть получаемая субъектом процессуального познания информация, выраженная естественным кодом (это средство доказывания, функционирующее в процессе отражения не как предмет, вещь, а как сообщение, способное дать познающему знание об обстоятельствах, выступающих объектами исследования);
б) вещественное доказательство (сообщение) и его источник (предмет, вещь) суть различные объективные реальности.
Источник вещественного доказательства формируется путем отражения информации на материальных объектах. Если говорить о понятии "формирование доказательства" с процессуальной точки зрения, то оно формируется путем "снятия" информации с источника доказательства процессуальными средствами.
Доказательственное значение вещественных доказательствах имеют их физические свойства (например, размер и конфигурация следа), местонахождение (похищенная вещь, обнаруженная затем у обвиняемого) либо факт их создания, изготовления или видоизменения (поддельный документ). Когда мы говорим о вещах как источниках доказательств, то подразумеваем, что эти вещи обладают такими свойствами, которые являются сведениями, имеющими значение для дела, т.е. доказательствами. Доказательство, таким образом, это не сама вещь, а ее свойства.
В соответствии с ч. 1 ст. 217 и ч. 1 ст. 284 УПК вещественные доказательства на стадии ознакомления с материалами уголовного дела предъявляются для ознакомления обвиняемому и его защитнику, а на стадии судебного следствия они в любой момент осматриваются по ходатайству сторон.
Законодатель, оставаясь на этот раз последовательным в части понятия "вещественное доказательство" как вещи, видимо, считает необходимым представление данного предмета участникам процесса и суду.
Однако анализ подп. "в" п. 1 ч. 2, подп. "б" и "в" п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК свидетельствует, что при определенных условиях допускается фактическая утрата предмета, являющегося "вещественным доказательством".
Если следовать логике законодателя, что "вещественное доказательство" и есть предмет, вещь, то невозможность представления этого объекта суду предполагает признание вещественного доказательства недопустимым.
Если же исходить из посылки, что "вещественное доказательство" есть сведения, "снятые" с предмета, вещи процессуальными средствами, то отпадает вопрос о необходимости представления суду данного объекта.
С учетом вовлечения в процесс доказывания не только предметов, но мелкодисперсных сыпучих, жидких и газообразных веществ, собирания и исследования все меньшего и меньшего их количества, было предложено исключить из уголовно-процессуального законодательства термин «вещественные доказательства», заменив ее на «материальные объекты любого физического состояния». Материальные же объекты любого физического состояния (твердого, жидкого, газообразного и иного) могут служить источником информации, используемой в качестве доказательства по уголовному делу, и одновременно критерием ее истинности.
Другие процессуалисты определяют понятие вещдоков через понятие следы преступления как изменения, вызванные событием преступления в материальной обстановке3. Они обосновывают это тем, что основой теории доказывания, а значит и основой изучения механизма формирования вещ доков является теория отражения как часть теории познания. Согласно теории отражения каждое событие, явление не проходит бесследно. Результат отражения – след. Представители данной концепции считают, что необходимо оставить слово предметы при определении вещдоков, т.к. предметы, добытые преступным путем, являются следами преступления в косвенном понимании следов преступления, т.к. непосредственно следов преступления на предмете может и не содержаться.
Это только часть проблем,
связанных с понятием "вещественное
доказательство", его нынешним законодательным
определением. Практика настоятельно
требует развития теории доказательств,
адекватного отражения в
Но в действующей редакции по смыслу ст. 81 УПК вещдоки – это объективно-субъективная категория. Объективная сторона заключается в том, что они являются объектами материального мира, возникающими и существующими независимо от сознания субъекта, их познающего. Субъективная же сторона в том, что они - отображение свойств и признаков вышеуказанных объектов в сознании познающего субъекта и последующего их преобразования в предписанную законом форму.
Процессуальный порядок оформления
вещественных доказательств
Форма вещественных доказательств проявляется через способ существования всех их доказательственных свойств, поэтому она должна отражать всю совокупность этих свойств и характеристик, к тому же еще и доступных для субъектов уголовно-процессуальной деятельности. В связи с этим сами предмет или вещь, которые были непосредственными объектами преступного воздействия, не могут играть роль форм вещественных доказательств. Они являются лишь неодушевленными источниками сохранившихся следов преступления в некодированной форме4. Преобразование же их в процессуальную форму, способную выразить и нести в себе ту конкретную информацию, которая имеет значение для уголовного дела, происходит в результате закрепления и описания всех доказательственных свойств и характеристик вещественного доказательства в установленном законе порядке. Согласно УПК РФ процессуальное оформление вещественных доказательств включает три момента:
Информация о работе Вещественные доказательства в уголовном процессе