Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть вопрос об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть историю развития и становления института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
2.Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ[ ];
3. Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229– 233 Уголовного кодекса РФ;
4.Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 6
1.1 Исторический обзор российского уголовного законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотиков 6
1.2 Влияние предмета и объекта на классификацию уголовно-правовых мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 15
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ 21
2.1 Предмет преступления – наркотические средства, психотропные вещества. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ 21
2.2 Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ 27
2.3 Уголовно-правовая характеристика незаконного сбыта, производства или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 33
3.1 Практика квалификации незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 33
Заключение 43
Список литературы 50
М.С. Хрупа и М.П. Сальников, указывают, что это была одна из первых уголовно-правовых норм, которая направлена на устранение причин, способствовавших незаконному изготовлению наркосодержащих веществ[8].
Приведенные нормы дали возможность правоохранительным органам активизировать борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, что, по мнению ученых, привело к быстрому сокращению их незаконного предложения на «черном рынке». Поэтому наркотизм в конце 30-х годов перестал быть социальной проблемой.
В 1968 г. СССР присоединился к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и в УК РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков – ст. 224-1. 225-1, 226-1.
Современную картину борьбы уголовно-правовыми мерами с незаконным распространением наркотиков надо анализировать с учетом положений международной Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1964 г.) [9], а также Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г [10].
Основные положения деятельности регламентированы Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [11].
Данный документ состоит из семи глав, включающих в себя 61 статью. В той его части, где описываются Общие положения (ст. 1 законопроекта), определяются термины, обретающие законодательную силу [12]. К ним относятся такие понятия, как наркотические средства, психотропные вещества.
Б.Ф. Калачев и Г.Н. Драган обратили внимание на некоторые слабые стороны рассматриваемого нормативного акта[13].
В законопроекте не имеется упоминаний о сильнодействующих или одурманивающих веществах. Этот пробел имеет возможность привести к разным коллизиям, связанным с конкуренцией борьбой между региональными и федеральной властями, в особенности в вопросах, сопряженных с созданием, лицензированием, приватизацией и регистрацией компаний, исполняющих это производство, хранением, реализацией и другими действиями с сильнодействующими веществами[14].
Также заметно и в Федеральном законе терминологическая несогласованность с уже действующими законами. В ст. 5 Федерального закона идет перечисление основных видов деятельности, на которых идет распространение монополии государства, например, культивирование растений. Между тем в ч. 1 ст. 231 УК РФ – «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений» – помимо слова «культивирование» упоминается также выращивание ил посевы наркотикосодержащих культур. Из этого следует, что выращивание или посевы, которые не оговариваются ни в ст. 5 законопроекта, ни в ст. 1, где приведены основные понятия, как бы не попадают под государственную монополию и находятся в сфере иного, законодательно не очерченного круга деятельности[15].
С начала 70-х годов в законодательстве СССР и Российской Федерации наблюдается усиление ответственности за незаконные действия с наркотиками, основными документами, принятыми в тот период были:
— Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией»;
— Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам предупредительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 24 декабря 1985 г. № 10 (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № И)[16]:
— Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 г.;
— Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике расследования судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами» от 04 мая 1990 г. (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. №11)[17];
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 г.
24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный Кодекс, который вступил в действие с 1 января 1997 г. В кодексе уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков и другие преступления, предусмотрены в ст. 228-233 и других.
С принятием данных законов и иных наркотических актов действующее законодательство приведено в соответствие с международно-правовыми актами и играет позитивную роль в пресечении, предупреждении, расследовании, раскрытии и разрешении преступлений, предметом которых являются психотропы и наркотики.
Таким образом, любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам незаконного оборота наркотиков, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Также недостаточно разработаны правовые меры борьбы по незаконному обороту наркотиков.
Как известно, преступлением может считаться только такое поведение человека, которое причиняет вред другим людям тем, что посягает на какое-либо их благо или благо общее, разрушает, повреждает или ставит это благо в опасное положение, или же состоит в не совершении для других людей действий, совершать которые личность обязана в общих интересах[18].Объект преступлений сложный, а правильное его установление является одним из непременных условий правильной квалификации преступного деяния. Объектами выступает здоровье населения, установленный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ, общественный порядок, общественная безопасность[19].
По мнению большинства современных правоведов, родовым объектом исследуемых преступлений являются отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности и общественного порядка, а видовым объектом выступают отношения по охране здоровья населения в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Непосредственный объект также имеет свое деление на основной (общественное отношение, которое охраняется конкретной нормой и на причинение вреда которому направлено конкретное действие), дополнительный (конкретное общественное отношение, причинение вреда которому является обязательным условием уголовной ответственности) и факультативный (конкретное общественное отношение, которому причиняется вред в результате совершения конкретного преступления).
Факультативным непосредственным объектом исследуемых преступлений может выступать здоровье конкретной личности, употребляющей наркотические средства, отношения собственности, свобода и т.д. Под здоровьем индивида в данном случае следует понимать охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое и психическое состояние и функционирование организма отдельного индивида.
Э.Г. Гасановым предложено деление объектов преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на общий, родовой и непосредственный не в рамках общей системы преступлений, а применительно к конкретной главе УК РФ. Родовой объект преступлений, предусмотренных главой 25 Уголовного кодекса РФ, по его мнению, включает две группы разнородных отношений, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность. Из этого следует, что объект преступления в сфере незаконного оборота именно наркотических средств является здоровье населения[20].
Моделируя его точку зрения в плоскости незаконного оборота наркотических средств внутри указанной группы, можно определить общий объект как часть общественных отношений, обеспечивающих безопасность здоровья населения от незаконного, немедицинского негативного воздействия наркотических средств.
Все исследуемые преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств по объектам преступного посягательства можно классифицировать, разделив их на следующие группы.
Первая группа преступлений, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и 2 (при квалификации содеянного как совершенного из корыстных побуждений) ст. 228.2, ч. 1 и 2 ст. 231 УК РФ, объектом преступного посягательства которых выступает безопасность здоровья населения от негативного воздействия наркотических средств, которая, как мы отметили ранее, является общим объектом для всех рассматриваемых преступлений.
Что касается ч. 1 ст. 228.2 УК РФ, то можно согласиться с М.Л. Прохоровой, что «дополнительным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения нормального функционирования фармацевтических, лечебных, научно-исследовательских и иных государственных, муниципальных, а в отдельных, предусмотренных законом случаях, принадлежащих к иным формам собственности предприятий и учреждений, исключающие выход в нелегальный оборот наркотических средств и находящиеся под специальным контролем»[21].
Во вторую группу входят преступные деяния, которые помимо объекта посягательства, характеризующего первую группу, имеют еще и ряд дополнительных объектов. Так, совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 228.1, п. «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ, посягает в том числе на процесс нормального развития и воспитания несовершеннолетних граждан. Законодательное регламентирование повышенной общественной опасности и, соответственно, ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении несовершеннолетних является сегодня весьма актуальным, так как с каждым годом увеличивается число несовершеннолетних наркоманов.
При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием служебного положения, в том числе при незаконной выдаче рецепта на получение наркотических средств, а также лицами, в обязанности которых входит соблюдение правил оборота наркотических средств (п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 233), дополнительным объектом посягательства выступает также нормальное функционирование органов государственной власти, организаций, учреждений, поскольку преступник подрывает их авторитет.
Далее можно выделить группу преступлений, где дополнительным объектом является здоровье населения, которое ставится под угрозу не только непосредственно от влияния наркотических средств, но и которому наносится вред непосредственно в момент выполнения объективной стороны посягательства либо после совершения преступления. Среди таких преступных деяний можно назвать:
1) изготовление, переработка, хранения, нарушение правил производства, учет, отпуск, реализация, продажа, распределение, перевозка, пересылка, приобретение, использованияе ввоз, вывоз либо уничтожение наркотических средств или психотропных веществ, либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств, повлекших их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, если это деяние повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 228.2 УК РФ);
2) хищение либо вымогательство наркотических средств, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровьялибо насилия не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «г» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 229 УК РФ). Еще одним дополнительным объектом в данном случае выступают отношения собственности (государственной, частной и т.д.);
3) склонение к потреблению
4) то же деяние, повлекшее по
неосторожности смерть
Под предметом преступления в теории уголовного права понимается материальная вещь объективно существующего материального мира, в связи или по поводу которой совершается преступление.
Характерной чертой преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. 228 – 233 УК РФ) является наличие специфического предмета посягательства – собственно наркотических средств, которые с точки зрения их значения для квалификации преступлений характеризуются физическими (медицинскими) и юридическими признаками. С одной стороны, это их способность оказывать влияние на состояние человека, а с другой – факт включения конкретного наркотического средства в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»[22] под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.