Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:08, курсовая работа
Российская Федерация в статье 1 Конституции РФ1 провозгласила себя демократическим правовым государством. А согласно Всеобщей декларации прав человека 2 демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими. Процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий. В сфере уголовного судопроизводства человек должен быть наделен таким объемом прав, который позволил бы ему защититься от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения его прав и свобод, как того требует статья 6 УПК РФ Российской Федерации3, определяющая назначение всего уголовного судопроизводства.
Введение 3
Глава I. Основы правового регулирования принципа охраны прав и свобод человека в российском уголовном судопроизводстве 6
1.1. Права и свободы человека и гражданина как объекты правовой охраны в российском уголовном судопроизводстве 6
1.2. Содержание принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, его место в системе принципов российского уголовного процесса 9
Глава II. Обеспечение прав и законных интересов личности при производстве следственных действий 20
2.1. Допустимость принуждения при производстве следственных действий 20
2.2. Правовые гарантии, вытекающие из уголовно-процессуального закона 23
Глава III. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Положения уголовно-процессуального закона об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства детализированы Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»14.
Согласно положений перечисленных нормативно-правовых актов в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Итогом всей предыдущей законотворческой деятельности стало введение в УПК РФ института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного процесса, а также их близких родственников, родственников и близких лиц.
В литературе рассматриваются два направления в проблематике производства следственных действий: принцип равенства юридической силы доказательств и защита прав человека в соответствии с международными стандартами.
Совершенствование уголовно-процессуального законодательства России, осуществляемое в рамках Концепции судебной реформы, в значительной степени сопряжено с повышением внимания к реализации гарантий прав личности, а также с расширением в этой связи полномочий суда в досудебном производстве, особенно при разрешении вопросов, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан.
В статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации получили реальное развитие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Исполнение данного требования в сфере уголовного судопроизводства возложено на суд, прокурора и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование.
Важность участия следователя в реализации назначения уголовного судопроизводства не подлежит сомнению. Процессуальная деятельность следователя, осуществляемая в рамках уголовного процесса, имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. При этом лица, вовлекаемые в уголовно-процессуальные отношения, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения и обвинения в совершении преступления, неправомерного и противозаконного ограничения принадлежащих им прав и свобод.
В силу изложенных обстоятельств особую значимость приобретают полномочия следователя по производству следственных действий, выполняемых с разрешения суда, а также правоотношения, возникающие при производстве по уголовному делу между следователем и судом (судьей), их уголовно-правовая регламентация на досудебных стадиях.
Закрепляя основные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ не исключает возможности их ограничения, но допускает это только при соблюдении определенных условий, перечисленных либо непосредственно в конституционных нормах, либо в нормах уголовно-процессуального права. Эти ограничения не должны достигать такой степени, при которой они означали бы по существу отмену прав и свобод личности либо отказ от их признания.
Объективная необходимость обеспечения прав и свобод личности при производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска или выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложения ареста на корреспонденцию, ее осмотра и выемки в учреждениях связи, контроля и записи телефонных и иных переговоров, обусловливается тем, что эти следственные действия существенно затрагивают личные права и интересы и могут привести к ограничению конституционных прав и свобод человека.
правильной представляется трактовка обеспечения всех прав и свобод как совокупности всех правовых средств и гарантий, с помощью которых осуществляется охрана прав и свобод каждого человека от безосновательного и произвольного ограничения в ходе производства следственных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, и возможность их отстаивания и защиты.
Конституционное обеспечение основных прав и свобод человека в данном случае осуществляется посредством соблюдения основных положений, которые закреплены в уголовно-процессуальном праве в виде конституционных принципов соответствующей деятельности, содержащихся в гл. 2 УПК РФ.
Анализируя уголовно-процессуальное законодательство и Конституцию РФ, можно выделить ряд прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Имеются в виду следующие
положения: ничто не может служить
основанием для умаления
Обыск, выемка, наложение ареста на имущество, затрагивают наиболее существенные конституционные права граждан и, прежде всего, право на неприкосновенность личной жизни, в силу чего большинство международных договоров особо оговаривают условия исполнения этих процессуальных действий в порядке оказания взаимной правовой помощи.
Ограничение прав личности должно находиться под эффективным контролем судов, что предполагает: возможность применения ограничения по решению суда, возможность обжаловать ограничение в суде, действенный периодический контроль за необходимостью продолжения ограничения и процедуру отмены ограничения. Судебный контроль должен представлять собой эффективное правовое средство.
Нормативные акты
Судебная практика
Специальная литература
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2 Всеобщая декларация прав человека (утв. Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.) // Права человека. Сб.межд. документов. М.: Изд. МГУ, 1990. С. 96—102.
3 Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001г.№174–ФЗ: по состоянию на 21.10.2013г. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4 Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. - Уфа, 1991.- С. 65–66.
5 Зусь Л. Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. - Владивосток, 1976. - С.14.
6 Либус И. Охрана прав личности в уголовном процессе. - Ташкент, 1975. - С. 4–5
7 Федеральный закон от 31.05. 2002.№63–Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и Общества с ограниченной ответственностью "Моноком" // СЗ РФ. 1999. -N 14.- Ст. 1749.
9 Решения Конституционного суда РФ по делам о проверке конституционности уголовного и уголовно-процессуального законодательства России. 2000 – 2012 г.г. – М., 2012.
10 Алексеева Л.Б. Практика применения ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейского суда по правам человека // Право на справедливое правосудие и доступ к механизмам судебной защиты. -М., 2009. -С. 129 - 136.
11 Горбачева Е. В. Субъективные права обвиняемого (подозреваемого) как объект защиты в уголовном судопроизводстве // Сибирский Юридический Вестник. - 2009. - № 3.- С.32.
12 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.- С. 222.
13 Овчинников Ю.Г. Понятие уголовно-процессуальных гарантий // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: право. 2011.- № 19 (236).- С.42-45.
14 Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 34. - Ст. 3534.
Информация о работе Права человека при производстве следственных действий