Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 03:57, контрольная работа
Почти в течение полувека в науке советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей счет не было.
1 Понятие уголовного преследования
2 Содержание функции уголовного преследования
3 Виды уголовного преследования
4 Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организаци
ОГЛАВЛЕНИЕ
Почти в течение полувека в науке советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей счет не было.
Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе РФ уголовного преследования как одной из основных уголовно-процессуальных функций, определение в УПК РФ органов и лиц, которые обязаны осуществлять уголовное преследование, поставило целый ряд вопросов процессуального характера.
Таким образом, несмотря на то, что в новом уголовно-процессуальном законодательстве закреплено понятие уголовное преследование и ему посвящена целая глава, многие проблемы, ранее считавшиеся разрешенными, наоборот, вновь потребовали рассмотрения. Таким образом, рассмотрение содержания норм, регулирующих уголовное преследование в российском уголовном процессе, представляется актуальным. Основная цель анализ уголовного преследования как уголовно-процессуального института. В ходе исследования решались следующие задачи:
Предметом исследования являются организационные и правовые основы деятельности следователя, дознавателя, прокурора, потерпевшего и частного обвинителя по реализации функции уголовного преследования, а также нормы закона, устанавливающие виды уголовного преследования.
Рассмотрим научный термин "уголовное преследование" прежде всего с лексической точки зрения. Слово "преследование" произошло от глагола "преследовать", который имеет следующие значения: 1) следовать, гнаться за кем-либо с целью поимки, уничтожения; 2) неотступно следовать за кем-либо (перен.); 3) не оставлять в покое, мучить (о мысли, чувстве, воспоминании) (перен.); 4) подвергать чему-нибудь неприятному, донимать чем-нибудь (перен.); 5) угнетать, притеснять, подвергать гонениям; 6) стремиться к чему-нибудь (книжн.).
Несомненно, для наших целей наиболее подходящим является первое значение, поскольку именно оно соответствует смыслу и содержанию деятельности стороны обвинения при производстве по уголовному делу.
В пункте 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование трактуется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления. Приведенное определение устанавливает следующие признаки, характеризующие уголовное преследование как один из видов деятельности:
а) данная деятельность является
процессуальной, т.е. происходит в рамках
уголовно-процессуального
б) она осуществляется стороной обвинения, т.е. прокурором, а также следователем, начальником следственного отдела, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем, гражданским истцом и его представителем;
в) имеет целью изобличение подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления.
Уголовное преследование в п. 55 ст. 5 УПК РФ обозначено как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения в совершении преступления не только обвиняемого, но и подозреваемого.
С точки зрения Ю.Г. Хорищенко,
уголовное преследование следуе
Другие авторы, не согласные с определением уголовного преследования по действующему законодательству утверждают, что законодатель оставил за пределами рассматриваемого понятия деятельность, направленную на установление фактических обстоятельств преступления, а также лица, его совершившего. При таком расширительном понимании уголовное преследование определяется как "направление уголовно-процессуальной деятельности, состоящее в раскрытии преступлений и изобличении лиц, виновных в их совершении". В науке уголовно-процессуального права указывается, что уголовное преследование носит личный характер и всегда связано с фигурой обвиняемого.
Весьма актуальным был и остается вопрос об определении момента, с которого начинается уголовное преследование. Его важность обусловлена тем, что именно с этого момента лицо должно получать возможность защищаться от уголовного преследования всеми, не запрещенными законом средствами и способами.
Действующее законодательство связывает начало реализации функции уголовного преследования с появлением в уголовном деле процессуальной фигуры подозреваемого или обвиняемого.
Для подозреваемого этот момент в соответствии с ч. 1 ст. 46 УПК РФ наступает в одном из следующих случаев: а) при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица; б) при задержании лица по подозрению в совершении преступления; в) при применении к лицу меры пресечения до предъявления обвинения.
Для обвиняемого этот момент наступает с: а) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого; б) вынесения обвинительного акта (ч. 1 ст. 47 УПК); в) принятия мировым судьей заявления по делу частного обвинения (ч. 1 ст. 318 УПК РФ).
На наш взгляд, уголовное преследование осуществляется и в тех случаях когда в отношении лица осуществляются процессуальные действия, связанные с принуждением, направленным на изобличение этого лица в совершении преступления, однако лицо не поставлено в положение подозреваемого. Представляется обоснованным законодательное закрепление в этом случае вынесения постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого.
Как ранее говорилось, уголовное преследование осуществляется в отношении не только подозреваемого, но и обвиняемого. Вместе с тем в научной литературе практически отсутствуют исследования вопроса о том, с какого момента исчислять начало уголовного преследования в случаях, когда лицо приобретает статус обвиняемого, минуя статус подозреваемого. В действительности же такие ситуации нередки. Поэтому недостаточная правовая регламентация данного процесса чревата как весьма серьезными нарушениями прав лиц, так и существенными недостатками деятельности в рамках функции уголовного преследования.
Как и в отношении подозреваемого, применительно к обвиняемому УПК РФ недостаточно четко определяет момент начала уголовного преследования (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Представляется, что данная деятельность начинает осуществляться с вынесением постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого, поскольку именно с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК РФ) и к нему в полном объеме могут быть применены меры пресечения. Тот факт, что лицо в момент вынесения постановления может находиться в ином месте, а в ряде случаев даже не знать не только о своем статусе, но и вообще о факте возбуждения в отношении него уголовного дела (например, при дезертирстве), не изменяет обвинительного характера уголовного преследования.
Весьма важным видится вопрос о содержании функции уголовного преследования. Исследованию данной проблемы уделяли значительное внимание многие авторы.
Уголовное преследование представляют собой сложную деятельность, в которую "входят, прежде всего, действия следственных органов и прокуратуры, заключающиеся в собирании доказательств, уличающих обвиняемого или устанавливающих отягчающие его вину обстоятельства. Затем в уголовное преследование входят действия органов следствия и прокуратуры, заключающиеся в применении принудительных мер, обеспечивающих изобличение обвиняемого и применение к нему наказания (привлечение к уголовной ответственности, применение меры пресечения, вызов на допрос, производство обыска и др.). Наконец, к уголовному преследованию относятся действия прокуратуры, которые направлены на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное обвинение, убедить суд в виновности обвиняемого и необходимости применить к нему заслуженное наказание (передача прокурором дела в суд с обвинительным заключением, участие прокурора в подготовительном и судебном заседании)".
Рассматривая уголовное преследование, оно определяется как деятельность следователя, лица, производящего дознание (органа дознания), прокурора, состоящую в собирании фактических данных совершения преступления подозреваемым, обвиняемым, устанавливающую отягчающие и смягчающие вину обстоятельств, а также применение мер процессуального принуждения к подозреваемому и обвиняемому и поддержание обвинения в суде.
Тем самым в его содержание входит собирание доказательств, подтверждающих совершение преступления не только обвиняемым, но и подозреваемым. Данная позиция в большей мере соответствует современной концепции уголовного преследования, однако представляется, что в данном случае речь должна идти не только о начальном этапе процесса доказывания (собирание доказательств), но и об их проверке, а также последующей оценке.
Уголовное преследование осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, а также принятия процессуальных решений. Что касается следственных действий, то нельзя заранее можно лишь предполагать, какие доказательства — обвинительные или оправдательные — будут получены в результате его проведения. Процессуальные же решения более определенны. Если лицо поставлено в положение подозреваемого, привлечено в качестве обвиняемого, то данные решения однозначно являются актами уголовного преследования. В содержание данной деятельности также входит вынесение следователем обвинительного заключения (дознавателем — обвинительного акта) и утверждение его прокурором. С момента утверждения данного документа прокурор приобретает статус государственного обвинителя. Уголовное преследование в судебном разбирательстве выражается в том, что государственный или частный обвинитель реализует свои полномочия по поддержанию обвинения. Уголовное преследование осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Из этого положения следует, что уголовное преследование начинается не ранее того момента, когда лицо, в отношении которого осуществляется производство по уголовному делу, приобрело соответствующий процессуальный статус. Подозреваемым в соответствии с ч. I ст. 46 УПК РФ признается лицо в любом из четырех случаев: 1) когда в отношении его возбуждено уголовное дело; 2) когда оно задержано по подозрению в свершении преступления; 3) когда в отношении его применена мера пресечения до предъявления обвинения; 4) когда оно уведомлено в совершении преступления с вручением соответствующего документа. Обвиняемым согласно ч. 1 ст. 47 УПК РФ признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт. Поэтому процессуальные действия или решения, которыми лицо приобретает тот либо иной статус, следует считать начальными моментами уголовного преследования. С другой стороны, органы и должностные лица уголовного судопроизводства не вправе осуществлять фактическое уголовное преследование без наделения лица соответствующим процессуальным статусом.
Из закрепленной в п. 55 ст. 5 УПК РФ нормы следует, что содержанием уголовного преследования является деятельность участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, направленная на изобличение лица в совершении преступления. Уголовное преследование осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, а также принятия процессуальных решений. Что касается следственных действий, то нельзя заранее можно лишь предполагать, какие доказательства — обвинительные или оправдательные — будут получены в результате его проведения. Процессуальные же решения более определенны. Если лицо поставлено в положение подозреваемого, привлечено в качестве обвиняемого, то данные решения однозначно являются актами уголовного преследования. В содержание данной деятельности также входит вынесение следователем обвинительного заключения (дознавателем — обвинительного акта) и утверждение его прокурором. С момента утверждения данного документа прокурор приобретает статус государственного обвинителя. Уголовное преследование в судебном разбирательстве выражается в том, что государственный или частный обвинитель реализует свои полномочия по поддержанию обвинения. В соответствии с ч. 5 ст. 246
Итак, в содержание уголовного преследования входят следующие действия и решения:
а) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица;
б) производство следственных действий, направленных на собирание в отношении конкретного лица обвинительных доказательств;
в) выдвижение в отношении конкретного лица подозрения в совершении преступления;
г) формулирование и предъявление обвинения в преступлении;
д) производство следственных действий, направленных на доказывание выдвинутого обвинения;
е) направление дела в
суд с обвинительным
В отличие от форм уголовного преследования, которые в действующем законодательстве не закреплены, виды уголовного преследования нашли в УПК РФ свое детальное выражение.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 УПК РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Это положение содержит наименования всех трех видов уголовного преследования, содержание которых конкретизировано в последующих частях этой же статьи.