Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа
Целью работы является изучение и освещение конституционных основ гарантий правосудия. Достижение этой цели обусловило решение следующих задач:
определение понятия, сущности и значения российского правосудия, характеристика его основных признаков;
изучение понятия и системы принципов правосудия;
охарактеризовать содержание конституционных гарантий правосудия.
Введение 3
Глава 1. Правосудие как основная функция судебной власти 5
§ 1. Понятие, сущность и значение правосудия 5
§ 2. Понятие и система принципов правосудия 9
Глава 2. Содержание конституционных гарантий правосудия 18
§ 1. Характеристика конституционных гарантий правосудия 18
§ 2. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
При
разбирательстве судебных дел и
принятии по ним решений народные
заседатели пользуются практически
равными правами с судьями-
Итак, принципы правосудия обладают рядом признаков: носят объективный характер; общий характер; являются руководящими положениями; закреплены в законе.
В
нескольких статьях Конституции
РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном
мире гарантии, имеющие также значение
принципов демократического правосудия.
Эти гарантии лежат в основе уголовно
– процессуального
Гарантии подсудности.
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Изменение подсудности, весьма частое явление на практике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положение, лишить внутреннего психологического равновесия, необходимого для своей защиты по уголовному обвинению или для выступления стороной по гражданскому делу.
Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.
К примеру, Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 марта 1998 г. по делу о проверке ст.44 УПК и ст.123 ГПК отметил следующее. Предусмотренная этими статьями передача дела вышестоящим судом из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд не противоречит Конституции РФ, если осуществляется в рамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. Между тем указанные статьи, предоставляя председателю вышестоящего суда полномочие по изменению установленной подсудности уголовных и гражданских, фактически ставят решение этого вопроса в зависимость не от выраженной в законе воли законодателя, а от субъективного усмотрения того или иного руководителя судебного органа, поскольку, в частности, не содержат каких–либо предписаний, формально определяющих круг оснований, по которым возможна передача дел из одного суда в другой. Указанные в них цели, для достижения которых предусмотрена такая передача, практически не ограничивают усмотрение правоприменителя, поскольку допускают возможность расширительного истолкования, а, следовательно, и произвольного применения оспариваемых положений. Конституционный Суд РФ признал данные статьи УПК и ГПК в той мере, в какой они допускают передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований, по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд, не соответствующими Конституции РФ.
Нынешние процессуальные нормы в силу их неопределенности дают должностным лицам возможность манипулировать правилами о подсудности. Не исключено, что в суде, которому подсудно дело, нет судей, имеющих право его рассматривать, что ответчиком является работник этого суда, и т.п. Но все такие ситуации должны быть четко урегулированы в процессуальном законодательстве.
Право на юридическую помощь.
Право
на юридическую помощь в целом
имеет многоступенчатую историю
развития. Свои реальные демократические
черты в России оно стало приобретать
в результате конституционной регламентации
в соответствии с общепризнанными
международно-правовыми
Термин "право на юридическую помощь" может употребляться в двух значениях. В субъективном плане это закрепленная и гарантированная возможность лица притязать на получение квалифицированного юридического содействия в удовлетворении своих законных потребностей и интересов. Право на юридическую помощь в объективном смысле выступает в качестве комплексного правового института, состоящего из объединенных общими принципами норм международного, конституционного и других отраслей права.
Право
на юридическую помощь обладает присущими
ему принципами, основными из которых
выступают: свобода каждого человека
выбирать лицо, способное оказать
юридическую помощь; свобода общения
человека с лицом, оказывающим ему
юридическую помощь; принцип соблюдения
конфиденциальности общения с лицом,
оказывающим юридическую
Минимальные
стандарты квалифицированной
Существуют два основных вида юридической помощи: юридическая помощь в формировании правосознания и правовой культуры; юридическая помощь при обеспечении и защите прав и свобод личности.
Это
право предполагает, что каждый,
кто нуждается в
Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Юридическая помощь особенно важна для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека. Участие адвоката на ранних стадиях уголовного процесса хотя и затрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюдением закона. Эта концепция уголовно – процессуальной теории, многие годы бывшая предметом острой полемики, нашла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48). Право на защиту производно от права на свободу, так как смысл защиты состоит в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум возможностей отстоять свою правоту. В этих же целях УПК подробно регламентирует права и действия адвоката на всех стадиях уголовного процесса.
Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении. Такая природа этого права была подтверждена Конституционным Судом РФ.
Итак, право на юридическую помощь является естественным и неотъемлемым правом каждого человека и выступает органической частью правового положения личности. Право на юридическую помощь не ограничивается лишь правом лица на помощь адвоката, оно включает в себя весь комплекс гарантированных этим правом возможностей по защите прав и свобод человека и гражданина.
Презумпция невиновности.
Данная гарантия запрещает, кому бы то ни было, обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т.д. Формируя эту гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что вина должна быть доказана "в предусмотренном федеральным законом порядке". Что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии, что подтверждено совокупностью доказательств.
Презумпция
невиновности имеет еще одну важную
грань: неустранимые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу обвиняемого.
Следовательно, любой факт или приводимое
доказательство, вызывающие сомнения,
которое невозможно развеять, признаются
несуществующими. Все эти конституционные
гарантии (ст.49) способствуют решению
одной из главных задач правосудия:
не допустить осуждения
Соблюдение
презумпции невиновности на всех стадиях
уголовного судопроизводства должно являться
обязанностью следователя, прокурора,
судьи. К сожалению, как показывает
практика, пока это только лишь благие
пожелания. Трагические события
российской и советской истории
неопровержимо подтвердили, что
всякое сокращение, либо урезывание процессуальных
гарантий способно привести лишь к
произволу и беззаконию и никогда
– к действительному усилению
борьбы с преступностью. И об этом
необходимо помнить тем, кто отметает
презумпцию невиновности, либо призывает
подняться над принципом
Запрет повторного осуждения.
В
ст.50 Конституции РФ содержится важная
гарантия, гласящая, что никто не
может быть повторно осужден за одно
и то же преступление. Это означает,
что уголовное дело против гражданина
не может быть возбуждено, а возбужденное
дело подлежит прекращению, если этот
человек уже был судим по тому
же обвинению и суд вынес приговор
или прекратил дело. Снова судить
по тому же обвинению можно только
в том случае, если приговор суда
будет отменен в порядке
Запрет
повторного осуждения за одно и то
же преступление приобретает сугубо
практическое значение в нескольких
правовых ситуациях; он может оказаться
сложным при осуждении лица судами
иностранного государства. Надо при
этом иметь в виду, что не все
государства в полной мере считаются
с приговорами иностранных
Недействительность незаконно полученных доказательств.
На
всех стадиях уголовного процесса недопустимо
использовать доказательства, полученные
в нарушение закона. Человек должен
быть гарантирован от таких "методов"
работы суда и следствия, и этому
служит норма, содержащаяся в ч. 2 ст.
50 Конституции РФ. Не могут использоваться
доказательства, при получении которых
допущены унижение достоинства личности,
пытки и насилие, незаконное вторжение
в жилище, злоупотребление семейной
тайной, несанкционированное
Право на пересмотр приговора.
Каждый
осужденный за преступление имеет право
на пересмотр приговора
Помилование
– освобождение от наказания или
замена его другим, более мягким
наказанием. Осужденный вправе только
просить об этом, а право осуществлять
помилование принадлежит