Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа
Сделки всегда представляют собой волевые акты. Они совершаются по воле участников правовой деятельности. Цель сделки – это субъективно желаемый результат, который должен наступить после совершения сделки и ее исполнения. Вместе с тем УПК РФ предъявляет определенные требования ко многим параметрам сделки, в том числе однозначно определяет обязанность государства в виде смягчения наказания, освобождения от процессуальных издержек стороны защиты, обуславливает порядок заявления ходатайства обвиняемого и пр.
Глава 1 Соглашение о досудебном сотрудничестве и институт признания вины в уголовном процессе России
§1 Правовое и доказательственное значение согласия с предъявленным обвинением в современном уголовном судопроизводстве
§2 Проблемы обеспечения гарантий добровольности согласия с предъявленным обвинением в уголовном судопроизводстве
§3 Соглашение о досудебном сотрудничестве как разновидность согласительной процедуры
Г) особый порядок принятия
судебного решения не применяется
по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних, поскольку производство
по уголовному делу о преступлении,
совершенном
Д) в случае, если по уголовному делу обвиняется несколько лиц, а ходатайство об особом порядке судебного разбирательства заявили лишь некоторые из них либо хотя бы один из обвиняемых является несовершеннолетним, то при невозможности выделить дело в отношении лиц, заявивших ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, и несовершеннолетних в отдельное производство, особый порядок принятия судебного решения не применяется. Такое уголовное дело в отношении всех обвиняемых должно рассматриваться в общем порядке.
Е) обвиняемый осознает характер
и последствия заявленного
Ж) государственный или
частный обвинитель, а так же потерпевший
не возражают против постановления
приговора без проведения судебного
разбирательства в общем
Волеизъявление обвиняемого включает в себя одномоментно два акта:
Обвинение, которое предъявляется обвиняемому, является процессуальным феноменом, точнее – продуктом процессуальной деятельности. Обвинение – это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленным УПК РФ. Само обвинение не может трактоваться как договорное. Во-первых, его формулирование и предъявление не зависит от воли обвиняемого, а происходит в силу требований закона к порядку проведения публичного предварительного расследования. Во-вторых, процессуальная деятельность, связанная с привлечением лица к делу в качестве обвиняемого, никак не увязывается с законом, с возможностью последующего проведения судебного разбирательства в особом порядке. Следовательно, обвинение должно считаться как процессуальная предпосылка для заключения сделки о признании уголовного иска (обвинения).
А вот обвинение, которое обвиняемый соглашается признать – это уже в определенной степени продукт соглашения. Под обвинением, с которым соглашается обвиняемый, заявляя ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, следует понимать фактические обстоятельства содеянного обвиняемым, форму вины, мотивы совершения, а так же характер и размер вреда, причиненного деянием обвиняемого.11
В главе 40 и в тексте ст. 314 УПК РФ говорится о согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, а не о признании вины. Выражение «признание обвиняемым вины (признание себя виновным)» не раз используется в УПК (ч. 2 ст. 77, ч. 2 ст. 273 УПК РФ). Большинство обвиняемых, соглашаясь с предъявленным обвинением, рассматривают это согласие, как признание своей вины, не углубляясь в тонкости юридической терминологии.
Но что делать, если обвиняемый, который на вопрос суда ответит: «Да, я согласен с предъявленным обвинением, но вину свою не признаю»?
Мнение правоведов на этот счет разделились.
Так, считается, что признание вины – важное условие возможности производства в особом порядке. Если вина не будет признана или будет признана частично, судья обязан прекратить производство в рамках главы 40 УПК РФ и назначить судебное разбирательство в общем порядке. 12
И все же, признание вины
и согласие с обвинением – разные
действия обвиняемого, имеющие различное
значение. Признание своей вины содержит
элемент покаяния, стремление примириться
с обществом, потерпевшим, характеризует
личность обвиняемого и в определенных
случаях может служить
Так же выделяют юридические
аспекты затронутой темы. Признание
вины может быть положено в основу
обвинения. Признание вины, сделанное
на стадии предварительного расследования,
запротоколированное в
Согласие с предъявленным обвинением – это проявление диспозитивности, использование обвиняемым своих прав, не имеющих какого-либо доказательственного значения. Это отказ от процессуального оспаривания предъявленного обвинения без объяснения причин.
Таким образом, признание вины – это действие обвиняемого, направленное на подтверждение факта совершения, им данного преступления, а согласие с предъявленным обвинением – это действия обвиняемого, выражающее его согласие на проведения производства в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.
Признание вины имеет материально-правовое значение, а согласие с предъявленным обвинением – процессуальное.
Следует признать, что суд, желая оградить себя от каких-либо нежелательных последствий, вряд ли в такой ситуации пойдет на особый порядок, однако формально закон не запрещает ему это сделать.
В случае, когда обвиняемому
предъявляется обвинение
В случае, когда обвиняемый признает себя совершившим определенное преступление, он автоматически признает наличие и всех элементов состава преступления в совершенном им деянии, в том числе и субъективной стороны. Поэтому говорить о том, что обвиняемый может согласиться с обвинением, не признавая своей вины в совершенном преступлении, будет несколько некорректно.
Практика применения особого
порядка судебного
Существующую практику применения
особого порядка судебного
В качестве недостатков сделки
о признании вины, прежде всего, отмечается
возможность самооговора
Следователи, подстрекая обвиняемых к признанию вины, в том числе с помощью незаконных приемов, смогут легко освобождать себя от раскрытия опасных преступлений. В сфере предварительного расследования и правосудия воцарятся беззаконие и произвол. Казалось бы, сделки о признании вины соответствуют интересам всех их участников: прокурору не надо готовиться к процессу и рисковать тем, что подсудимый может быть оправдан, судья освобождает себя от необходимости слушать сложное и спорное дело, обвиняемый не несет ответственности за совершение ряда преступлений, адвокат получает свой гонорар за успешное ведение защиты благодаря заключению сделки. На самом деле сделки о признании вины могли бы нанести вред не их участникам, а обществу в целом. Нет гуманизма и в том, что сделки о признании давали бы некоторую экономию средств. Рост рецидива как следствие сделок потребует очень больших расходов. Кроме того, экономическая выгода не может оправдать меры, влекущие нарушение интересов граждан, пострадавших от преступлений, и общества в целом. Государство в лице прокурора не может и не должно "мириться" с лицом, признавшимся (хотя и частично) в совершении преступления. Такое соглашение не соответствовало бы интересам общества, государства и умаляло бы достоинство представляющих его органов.
В качестве достоинства этого
института отмечаются: достижение кратчайшим
путем смягчения враждебности сторон
в конфликтных ситуациях; демонстрация
обвиняемым (подсудимых) в своем
заявлении готовности и желания
признаться в совершении преступления
и начать отбывания наказания; экономия
времени и средств судов и
органов обвинения для
Немного другой позиции придерживаются
органы прокуратуры, возражая против рассмотрения
дел судами в особом порядке, в
отношении обвиняемых, имеющих непогашенные
судимости. Как уже было сказано,
основанием для рассмотрения дела в
особом порядке является признание
вины. Под признанием вины, с психологической
точки зрения, понимается, осознание
содеянного, раскаяния, желание исправить
совершенные ошибки и больше не при
каких обстоятельствах не совершать
новые преступления. В качестве поощрения,
суд назначает наказание, которое
не может превышать две третьи
максимального срока или
Чем же мотивирует свой отказ государственные? Так одной из причин является рецидив преступлений. О каком признании вины, раскаянии в содеянном может идти речь, когда обвиняемый повторно совершает преступление. В данном случае ни о каком снисхождении к обвиняемому, даже при признании вины, не может быть и речи. Позиция прокурора – человек, имеющий непогашенную судимость, совершивший преступления, полностью не осознал свою вину, не раскаялся в содеянном и снова встал на путь преступлений, должен понести наказания по всей строгости закона.
Не нарушает ли отказ прокурора от проведения дела в особом порядке права подсудимого.
В данной ситуации эту проблему следует решить путем внесения изменения в УПК, а именно, следует указать: что одним из условий проведения дела в особом порядке должно являться отсутствие у обвиняемого непогашенной судимости.
Как правило, правоохранительные органы гоняются за раскрываемостью, и им по неизвестным причинам, нужна квалификация по определенным составам преступления. Поэтому возникают такие ситуации, когда обвиняемый готов признать свою вину за определенное деяние, но ему совершенное деяние, почему-то квалифицируют по другой статье. В результате потом в судебном заседании происходит упорная борьба стороны обвинения и стороны защиты за отстаивание своей позиции.
Скорее всего, это нельзя назвать «сделкой», лучше сюда подходит «соглашение». "Сделка" или «соглашение» являются для прокурора законным способом достижения цели его процессуальной деятельности - постановления обвинительного приговора. Подсудимый, осознающий свою вину и признавшийся в этом своему защитнику, принял назначенное ему наказание как снисхождение, проявленное судом, за публичное признание вины. Цели правосудия достигнуты, но и законные интересы участников процесса не пострадали.