Уголовная ответственность за изнасилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Анализ криминогенной обстановки в Российской Федерации отражает внутреннее неблагополучие нашего общества. Несмотря на то, что согласно статистическим данным, количество зарегистрированных изнасилований в последние годы существенно сократилось, действительный уровень преступности на сексуальной почве также определить довольно сложно, так как огромное число таких деяний не регистрируется или остается вне поля зрения правоохранительных органов.

Содержание

Введение
1. Уголовно-правовая характеристика изнасилования
1.1 История российского законодательства о половых преступлениях
1.2 Уголовно-правовая характеристика изнасилования
2. Квалифицированный и особо квалифицированный состав изнасилования
2.1 Квалифицирующие признаки изнасилования
2.2 Особо квалифицирующие признаки изнасилования
3. Ограничение изнасилования от смежных составов преступлений и проблемы квалификации.
4. Противоречия в теории уголовного права и судебной практике по вопросу психически беспомощного состояния жертвы преступления.
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Особо квалифицирующие  признаки изнасилования.

 

Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей.

 

   Для вменения виновному п. «а» ч.4 ст.131 УК РФ необходимо установить, что смерть потерпевшей являлась результатом именно насильственного полового сношения с нею, то есть что между изнасилованием и смертью потерпевшей имеется причинная связь. При отсутствии последней, содеянное не может рассматриваться в качестве данного вида особо квалифицированного изнасилования. Смерть может наступить в результате насилия с целью сломить сопротивление потерпевшей, например, сильное сдавливание шеи. Смерть потерпевшей может быть следствием самоубийства, вызванного стрессом в связи с изнасилованием.

Если отсутствует  причинная связь между изнасилованием и наступившей по неосторожности смертью потерпевшей, названный квалифицирующий признак не вменяется, а причинение смерти квалифицируется по ст. 109 УК РФ. Применительно к анализируемому составу необходимо указать следующее. Действия виновного, приведшие к такому результату, совершаются как по легкомыслию, так и по небрежности. По свидетельствам судебной практики, преступная небрежность встречается чаще. Виновный в изнасиловании не  желал лишать жизни потерпевшую, не предвидел возможности наступления смерти, хотя должен был и мог её предвидеть.

Объективный критерий преступной небрежности – должен предвидеть – вытекает из самого преступного поведения субъекта.

Субъективный  критерий – возможность предвидеть – зависит от характеристики личности насильника: вменяемости, достижения возраста ответственности за изнасилование и лишение жизни по неосторожности, уровня психического развития, состояния в момент преступления. Кроме того, необходимо учесть возраст потерпевшей (малолетство, престарелый возраст); состояние здоровья (болезнь сердца, например), о котором виновному было известно; способы изнасилования; интенсивность и особую агрессивность насилия.

Смерть потерпевшей как особо  тяжкое последствие изнасилования  может быть и результатом убийства. Убийство при изнасиловании совершается  либо для преодоления сопротивления  потерпевшей, либо для сокрытия совершенного изнасилования, либо по мотивам мести за оказанное сопротивление. Оно может быть совершено и по садистским мотивам. Если убийство совершено после изнасилования или покушения на него в целях сокрытия совершённого преступления либо по мотивам мести за сопротивление, оказанное потерпевшей при изнасиловании, действия виновного так же следует квалифицировать  по совокупности преступлений.

Виновный 14-15 лет не подлежит уголовной ответственности по п. «а» ч.4 ст.131 УК РФ, поскольку ответственность за неосторожное причинение смерти наступает с 16 лет.

     

    Убийство в процессе совершения изнасилования весьма характерно для лиц, входящих в группу так называемых «половых маньяков», некоторые из которых предпочитают совершать половые акты с агонизирующей жертвой или с ее трупом, а также сопровождающие процесс изнасилования нанесением потерпевшей удары холодным оружием или засовыванием в естественные полости потерпевшей посторонних предметов, наносящих ей смертельные травмы.

Убийство одной потерпевшей, сопряженное  с изнасилованием, и покушение  на убийство другой не может рассматриваться  как оконченное преступление — убийство двух лиц. В таких случаях независимо от последовательности преступлений, преступных действий, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 УК РФ, по ч. 3 ст. 30 УК РФ и п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ и по соответствующей части ст. 131 УК РФ.

Поскольку при совершении убийства, сопряженного с изнасилованием, имеют место два самостоятельных состава, то для правильной квалификации следует учитывать роль каждого в выполнении объективной стороны, как убийства, так и изнасилования.

Соисполнителями убийства, сопряженного с групповым изнасилованием, являются лица, как непосредственно участвующие в лишении потерпевшей жизни, так и оказывающие на нее соответствующее физическое воздействие. Поэтому не обязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из соисполнителей, возможно, наличие факта способствования друг другу в преступном деянии, например, в подавлении сопротивления жертвы, в то время иные лица причинили ей смертельные повреждения.

Действия пособника в рассматриваемой  ситуации могут содействовать либо совершению изнасилования, либо совершению убийства в отдельности, либо тому и другому преступному деянию вместе. Квалификация его действий будет зависеть от выполнения им объективной стороны указанных составов. То же самое касается организаторов и подстрекателей. Умышленное убийство, сопряженное с изнасилованием, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Косвенный умысел может иметь место, например, в ситуации, когда виновный оставил потерявшую сознание жертву замерзать в зимнее время или истекать кровью, то есть, не желал, но сознательно допускал смерть потерпевшей или относился к этому безразлично.

 

 

Изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста.

 

По степени общественной опасности  существенно различаются изнасилование малолетней девочки (в возрасте до 14 лет) и изнасилование несовершеннолетней девушки, достигшей половой зрелости в возрасте 16-17 лет. Поэтому выделение ответственности за изнасилование малолетней вполне не обоснованно.

Однако было бы неверно использовать этот критерий («14 лет») при определении беспомощного состояния по признаку малолетства. Так, в судебной практике нередко квалифицируется как изнасилование с использованием беспомощного состояния вступление в половое сношение с малолетними девочками, независимо от того, возражают они против этого или нет. На мой взгляд, правы те учёные юристы (И.М.Гальперин, А.Игнатов, А.Плешаков, С.Щерба, В.М.Галкин, И.А.Марогулова), которые предлагают в подобных случаях учитывать так же общий и социальный уровень развития девочки, её поведение и степень осведомлённости в вопросах половой жизни, условия воспитания в семье, правильность оценки её согласия на половое сношение.

До принятия УК РФ 1996 года способность  девочки понимать названные выше обстоятельства всякий раз проверялась судом. Уголовный кодекс 1996 года правильно подошёл к решению этого вопроса, формализовав возрастной предел, разделивший две группы потерпевших – несовершеннолетних и малолетних. Благодаря такому же подходу у суда отпала необходимость выяснять у девочек все (нередко крайне жестокие и грязные) подробности изнасилования для проверки, понимала ли потерпевшая смысл, значение и характер совершаемых с нею действий.

Заведомость знания, что потерпевшая  является малолетней, доказывается гораздо  легче, чем тот же признак, относящийся к несовершеннолетней потерпевшей. Внешний облик, физиология в большинстве случаев не дают повода для ошибки со стороны насильника. Вместе с тем незыблемым остаётся правило, гласящее, что объективная ошибка в возрасте потерпевшей исключает возможность квалификации действий виновного по п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ. Далее мы можем сделать вывод о том, что данное особо отягчающее обстоятельство вменяется, когда насильник достоверно знает о том, что девочка является малолетней, то есть не достигшей 14 лет. В противном случае ответственность по п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ исключается.

Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия. При этом действия виновного могут быть квалифицированы по совокупности преступлений, предусмотренных ст.135 УК РФ и п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ, если они совершались в разное время, с определённым разрывом во времени и каждое преступление – по самостоятельно возникшему умыслу; если же развратные действия непосредственно предшествовали половому акту, не совершённому, по причинам, не зависящим от воли виновного, то их следует рассматривать как приготовление либо покушение на изнасилование (ст.30 и п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ).

Половой акт с малолетней, совершённый  сразу после развратных действий, надлежит квалифицировать по ст.131 УК РФ, а указанные действия рассматривать как начало выполнения объективной стороны преступления.

Судебной практике известны факты, когда девочка после изнасилования  добровольно вступает с виновным в половые контакты. Такая ситуация не исключает его ответственности, так как условия вменения ему п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ – изнасилование заведомо малолетней, находящейся в беспомощном состоянии, - сохраняются до достижения ею 14 лет. Последующие добровольные половые контакты должны квалифицироваться по ст.131 УК РФ.

 

Ограничение изнасилования  от смежных составов преступлений и  проблемы квалификации.

 

Весьма близкой по своей суди к изнасилованию является норма, предусмотренная ст. 132 УК охраняет не «нормальный уклад» половых отношений в традиционном его понимании, а, исходя из буквы действующего уголовного законодательства, ставит под охрану те же общественные отношения и интересы, которые охраняются нормой об ответственности за изнасилование. Однако если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении насильственных действий сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека. При этом критерии и границы допустимости собственной половой свободы, несомненно, должны определяться потерпевшим лицом - оно и только оно должно определять, страдает ли в результате совершенного с ним деяния его половая свобода.

Действующее законодательство также  не дает оснований для утверждений о том, что непосредственным объектом любых насильственных действий сексуального характера (как и изнасилования) являются всегда одновременно и половая свобода, и половая неприкосновенность.

В отличие от изнасилования, данное преступление посягает на половую свободу не только женщин, но и мужчин. В качестве дополнительного объекта посягательства может быть жизнь или здоровье человека. Учитывая повышенную опасность для общества, законодатель прировнял по степени тяжести насильственные действия сексуального характера к изнасилованию.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из совершения виновным актов мужеложства, лесбиянства  или иных действий сексуального характера  с применением насилия или  угрозой его применения к потерпевшему или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего.

Мужеложство представляет собой способ удовлетворения половой страсти  между мужчинами путем введения полового члена одного в заднепроходное отверстие другого.

Лесбиянство также представляет собой способ удовлетворения половой страсти только между женщинами путем соприкосновения их половыми органами, манипуляции с ними при помощи пальцев рук, а также иные действия, совершаемые руками и другими частями тела, преследующие вышеуказанную цель.

Законодатель не расшифровал понятие «иные действия сексуального характера», к которым относятся следующие действия, совершение которых сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшему или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего:

введение полового члена мужчины  в заднепроходное отверстие женщины;

оральный секс (любого вида) между  мужчинами, между женщинами, между  мужчиной и женщиной;

имитация полового акта путем совершения фрикций половым членом мужчины  в промежутке между молочными железами женщины, ее бедрами, плечом и шеей, по поверхности живота;

имитация акта мужеложства путем  введения мужчиной муляжа полового члена  в заднепроходное отверстие другого  мужчины;

имитация акта лесбиянства путем  введения женщиной муляжа полового члена в половые органы другой женщины, а также в ее заднепроходное отверстие;

понуждение к совершению указанных  действий двумя лицами, когда виновный получает сексуальное удовлетворение от созерцания происходящего.

Однако при совершении рассматриваемых преступлений в составе группы мужчины могут выступать и, соответственно, нести ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в случае совершения исполнителями - женщинами актов насильственного лесбиянства, и наоборот, женщины - в случае совершения исполнителями - мужчинами актов насильственного мужеложства, естественно, если те и другие сами в непосредственный сексуальный контакт с потерпевшим не вступали.

Изнасилование же это насильственный половой акт между мужчиной и  женщиной.27 Различие состоит в объективной стороне преступного деяния и специальном субъекте преступления - им может быть только мужчина.

Объектом понуждение к действиям  сексуального характера является половая  свобода личности. При понуждении к половому сношению или лесбиянству виновный посягает на половую свободу женщины, при понуждении к мужеложству - на половую свободу мужчины. При совершении иных действий сексуального характера - на половую свободу как мужчины, так и женщины.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в том, что виновный с помощью противоправного воздействия на психику потерпевшего заставляет уступить его сексуальным домогательствам: вступить в половое сношение, совершить акт мужеложства, лесбиянства или иного действия сексуального характера.

При этом понуждение к указанным  действиям не связано с применением  физического насилия или угрозой  его применения к потерпевшему или  к другим лицам, это является самым  главным отличием данного преступления от изнасилования.

Информация о работе Уголовная ответственность за изнасилование