Уголовная ответственность за изнасилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 21:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи работы. Цель работы – анализ теоретических и практических проблем уголовно-правового регулирования ответственности за изнасилование.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– изучить общественную опасность преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ;
–проследить эволюцию уголовной ответственности за изнасилование в России;

Содержание

Введение.....................................................................................................3
Глава 1. Понятие общественной опасности изнасилования и его
историко-правовая характеристика.........................................................8
§ 1. Общественная опасность преступления, предусмотренного
ст. 131 УК РФ..................................................................................8
§ 2. Историко-правовая характеристика изнасилования...........19
Глава 2. Юридический анализ состава
преступления, предусмотренного ст. 131УК РФ……………………28
§ 1. Объективные признаки состава преступления,
предусмотренного ч. 1 ст. 131УК РФ......................................28
§ 2. Субъективные признаки состава преступления,
предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ.........................................33
§ 3. Квалифицированные виды состава преступления,
предусмотренного ст. 131 УК РФ...........................................36
Глава 3. Отграничение состава преступления, предусмотренного
ст. 131 УК РФ, от смежных составов преступления..........................
Заключение……………………………………………………………6
Список использованных источников………………………............60

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИзнасил.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

      -соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам (п. «б»);

      -повлёкшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. «в»).

      2. Частью 3 ст. 131 предусмотрена ответственность за изнасилование:

      -несовершеннолетней (п. «а»);

      -повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение её ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. «б»).

      3. Частью 4 ст. 131 предусмотрена ответственность за изнасилование:

      -повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а»);

      -потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста (п. «б»)

     4. Частью 5 ст. 131 предусмотрена ответственность за изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Особенности квалификации группового изнасилования разъясняются п. 10 Постановления Верховного Суда РФ42: «Изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой) не только в тех случаях, когда несколькими лицами подвергаются сексуальному насилию одно или несколько потерпевших лиц, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя насилие или угрожая применением насилия  в отношении нескольких лиц, затем совершают насильственное половое сношение либо насильственные действия сексуального характера с каждым или хотя бы с одним из них.

Изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой), должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового сношения или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия или угроз содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в совершении изнасилования или насильственных действий сексуального характера.

Действия лица, непосредственно не вступавшего в половое сношение или не совершавшего действия сексуального характера с потерпевшим лицом и не применявшего к нему и к другим лицам физического или психического насилия при совершении указанных действий, а лишь содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации виновному либо устранением препятствий и т.п., надлежит квалифицировать по части 5 статьи 33 УК РФ и при отсутствии квалифицирующих признаков - по части 1 статьи 131 УК РФ или по части 1 статьи 132 УК РФ». Таким образом, возможны несколько вариантов совершения группового изнасилования43: несколькими лицами подвергается сексуальному насилию одно или несколько потерпевших лиц; виновные лица, действуя согласованно и применяя насилие или угрозу его применения в отношении нескольких потерпевших, затем совершают насильственный половой акт каждый с одной из них.

При квалификации изнасилования группой лиц главное заключается в наличии факта способствования членов соответствующей группы друг другу в выполнении объективной стороны изнасилования и осознании этого обстоятельства надлежащим субъектом. При изнасиловании, совершенном организованной группой, не имеет значения для квалификации та конкретная юридическая роль, которую играл участник изнасилования: все участники рассматриваются как соисполнители и согласно ч. 2 ст. 34 УК РФ несут ответственность без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Общественная опасность исполнения изнасилования при участии нескольких лиц, когда нести реальную ответственность может лишь один субъект, возрастает за счет способа выполнения посягательства. По своим внешним объективным характеристикам этот способ является групповым. В процессе реализации насильственного посягательства объективно участвуют несколько физических лиц. Следовательно, как отмечает Т.А. Коргутлова, групповой способ исполнения отражает здесь объективную характеристику совершения изнасилования несколькими физическими лицами, когда только один из них обладает признаками субъекта преступления44.

Выражение группы имеет здесь качественно отличное от соучастия. Группа характеризует внешнюю, объективную сторону, конкретно способ насильственного посягательства. При этом виновный (надлежащий субъект ответственности) сознает, что в процессе совершения насильственного посягательства наряду с его собственными действиями используются физические усилия других лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, невменяемых и т.п. Он также сознает, что в процессе реализации насилия, присоединяющиеся действия таких лиц, дополняя его собственные, существенно облегчают совершение преступления, и желает совершить посягательство именно указанным способом. Лицо в этих случаях, сознающее, что действует в составе группы, несет ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ.

Как групповое соисполнительство в изнасиловании должны квалифицироваться не только действия лиц, совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших им в этом путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. Так, лицо, угрожавшее женщине применением оружия, если она не подчинится и не вступит в половую связь с другим лицом, выполняет часть объективной стороны изнасилования (угроза применения насилия) и потому должно рассматриваться как соисполнитель группового изнасилования. Поэтому соисполнителями группового изнасилования могут быть и женщины, и импотент, и лицо, не имеющее намерения лично совершить половой акт, и т.д45.

Изнасилование следует признать совершенным группой лиц не только в вышеперечисленных случаях, когда несколькими лицами подвергается изнасилованию одна или более потерпевших, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие или угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них.

Соучастие в изнасиловании в форме пособничества в отличие от участия в групповом изнасиловании следует констатировать в тех случаях, когда виновный оказывал помощь насильнику в совершении преступления, создавая условия, например, завлекая потерпевшую в установленное место, предоставляя средства, например автомобиль, квартиру, оружие, устраняя препятствия, например не позволяя другим лицам вмешаться и предотвратить изнасилование и т.п.

Если касаться второй половины этого квалифицирующего признака, то здесь действуют правила законодателя по предварительному сговору группой лиц и организованной группы. Изнасилование признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Изнасилование признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких изнасилований (преступлений).

Групповое изнасилование окончено с момента начала совершения полового акта любым из участников группы, поэтому независимо от того, удалось ли прочим соучастникам совершить половой акт, они несут ответственность за оконченное преступление46. Иное решение вопроса об ответственности возможно лишь в случае изнасилования потерпевшей группой лиц без предварительного сговора, когда имеет место присоединение лица к уже совершаемому преступному деянию; в таком случае действия каждого из соучастников квалифицируются исходя из содержания тех эпизодов преступления, в которых они принимали непосредственное участие47.

Следующий квалифицирующий признак = это изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ)

Понятие особой жестокости в этом квалифицирующем признаке связывается как со способом совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. Умыслом виновного должно охватываться совершение таких преступлений с особой жестокостью.

Верховный Суд РФ в своём постановлении указывает на то, что «особая жестокость может выражаться, в частности, в пытках, истязании, глумлении над потерпевшим лицом, причинении ему особых страданий в процессе совершения изнасилования или иных действий сексуального характера, в совершении изнасилования или иных действий сексуального характера в присутствии его близких, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные страдания самого потерпевшего лица или других лиц»48.

К числу квалифицированных видов рассматриваемого преступления по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ закон также относит изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Под угрозой убийством (запугивание причинением смерти) или причинением тяжкого вреда здоровью (устрашение причинением такого вреда) следует понимать не только прямые высказывания об этом насильника, которые свидетельствуют о прямом намерении немедленного применения насилия, но и такие, например, действия, как демонстрации оружия (пистолета, ножа, бритвы и пр.). При этом нет необходимости доказывать, имел ли виновный намерение осуществить угрозу. Подобные действия охватываются п. «б» ч. 2 ст. 131 УК и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуют. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью должна быть ясно выражена в словесной форме («убью», «выбью глаз», «искалечу» и т. п.) либо ясно вытекать из характера действий виновного. При этом не важно, имел ли виновный намерение реализовать угрозу или рассчитывал только на психологическое воздействие. Причем для квалификации изнасилования по ч. 2. ст. 131 УК достаточно самого факта применения угрозы смертью или причинения тяжкого вреда здоровью, даже если физическое насилие вообще не применялось. Неудавшаяся попытка изнасилования, связанная с вышеуказанными обстоятельствами, должна квалифицироваться как покушение на изнасилование при отягчающих обстоятельствах. Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью выражена после изнасилования с той, например, целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившимся, действия виновного, при отсутствии квалифицирующих обстоятельств, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 131 УК РФ, а также дополнительно по ст. 119 УК по совокупности, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы49.

В ночь с 14 на 15 апреля 2009 г. Литвиненко Р.Б. совместно с Беленковым А.В., 1984 года рождения, проживающий в г. Краснодаре, примерно в 23 часа в состоянии алкогольного опьянения, впротив воли и согласия Калюжной М.В., подавив ее сопротивление, путем высказывания угроз убийством и применения к ней физическую силу, нанеся ей множественные удары руками в область головы, туловища, конечностей, причинив ее телесные повреждения в виде ушиба головного мозга легкой степени тяжести, ушибленной раны лобной области, множественные ушибы мягкий тканей головы, туловища, конечностей, повлекших вред здоровью средней тяжести, совершили с ней насильственное половое сношение в естественной форме. Они же, неоднократно, в группе лиц, в эту ночь, в том же месте, против воли и согласия Калюжной М.В., подавив ее сопротивление путем высказывания угроз убийством и причинения тяжкого вреда здоровью, совершили насильственные действия сексуального характера путем введения полового члена в рот и после в анальное отверстие потерпевшей. Суд признал Литвиненко Р. Б. виновным и по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 131 УК РФ в виде лишения свободы на три года. Признал его виновными и назначил наказание в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ наказание по п.п. «а» и «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ в виде пяти лет лишения свободы. Признал его виновным и в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ и назначить наказание по п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ в виде четырех лет лишения свободы. Окончательно же в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний в соответствии с ч. 1 п. «б» ст. 58 УК РФ назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Беленкова А.В. суд признал виновным и в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ назначено наказание по п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ в виде пяти лишения свободы. Признал виновным и назначено наказание по п.п. «а», «б», ч. 2 ст. 132 УК РФ в виде лишения четырех лет лишения свободы.

Окончательно в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания и в соответствии с ч. 1 п. «б» ст. 58 УК РФ назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима50.

Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью – это явно выраженное намерение насильника немедленно расправиться с потерпевшей путем лишения жизни или причинения вреда здоровью, подпадающее под признаки ст. 111 УК РФ. Угроза может выражаться словесно, конклюдентными действиями, демонстрацией оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Для квалификации по этому пункту не имеет значения, имел ли виновный намерение осуществить свою угрозу или рассчитывал на сильное психологическое воздействие. Важно, что таким способом он подавил волю потерпевшей к сопротивлению. Именно по этой причине законодатель угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью отнес к квалифицирующим обстоятельствам изнасилования51.

Ответственность за изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера с применением угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наступает лишь в тех случаях, если такая угроза явилась средством преодоления сопротивления потерпевшего лица и имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. При этом указанные действия охватываются диспозицией п. «б» ч. 2 ст. 131 и ст. 132 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуют.

Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена после изнасилования или совершения насильственных действий сексуального характера с этой целью, например, чтобы потерпевшее лицо никому не сообщило о случившемся, действия виновного лица при отсутствии квалифицирующих обстоятельств подлежат квалификации по ст. 119 УК РФ и по совокупности с ч. 1 ст. 131 либо ч. 1 ст. 132 УК РФ.

Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью выражается в словах или действиях, создающих у потерпевшей сознание возможности немедленного и реального применения к ней или другим лицам насилия, способного причинить смерть или тяжкий вред здоровью. Угроза оружием или предметами, могущими быть использованными в качестве оружия, всегда должна расцениваться как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Ответственность по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ наступает в случаях, когда лицо, заразившее потерпевшее лицо венерическим заболеванием, знало о наличии у него этого заболевания, предвидело возможность или неизбежность заражения потерпевшего лица и желало или допускало такое заражение, а равно, когда оно предвидело возможность заражения потерпевшего лица, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение этого последствия52. Таким образом, данное деяние совершается лишь с умышленной формой вины. Дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ не требуется.

Информация о работе Уголовная ответственность за изнасилование