Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:12, курсовая работа
Вплоть до принятия УК РФ 1996 г. этот вид убийства не был предусмотрен. «Но, видимо, учитывая распространенность данного крайне негативного явления и специфические обстоятельства его совершения (психическое и физическое состояние виновной, другие обстоятельства), законодатель счёл необходимым закрепить его в качестве самостоятельной уголовно-правовой нормы, определив ее объектом общественные отношения, сложившиеся в сфере охраны жизни новорожденного и живорожденного младенца. Он же признается и потерпевшим, и объектом этого деяния»1.
Введение
1. Общие вопросы уголовной ответственности за убийство
матерью новорожденного ребенка.
2. Развитие ответственности за детоубийство в российском
уголовном праве.
3. Уголовно-правовая характеристика убийства матерью
новорожденного ребенка
3.1. Объект и объективная сторона преступления.
3.2. Субъект и субъективная сторона преступления.
4. Разграничение детоубийства и незаконного производства аборта (ст. 123 УК РФ).
Заключение.
Список использованной литературы.
Ситуация признается психотравмирующей, если она отвечает четырем обязательным критериям:
Нередко психические отклонения преступников связаны со злоупотреблением спиртными напитками и наркоманией. По некоторым данным, алкогольной деградации подвержена значительная часть женщин-детоубийц12. Такие женщины ведут аморальный образ жизни, вступают в беспорядочные половые связи, злоупотребляют спиртными напитками, становясь хроническими алкоголиками, не имеют работы и жилья, бродяжничают. Ребенок для них является обузой, от которой они стремятся избавиться. Убийство новорожденного для них самый простой и доступный выход из создавшейся ситуации.
Учитывая, что достаточно большое количество детоубийств совершается по бытовым мотивам, под воздействием иных факторов, не обусловленных поведением потерпевших, беременностью, родами, законодателю следует указать на те изменения в психике женщины, которые наступают под влиянием такой ситуации. Поэтому, нужно в диспозиции статьи отметить особое психическое состояние женщины - сильное душевное волнение, тем самым, уточнив привилегированный характер данного обстоятельства13.
Если непосредственно в лишении жизни новорожденного помимо его матери принимало участие другое лицо (соисполнитель) или участвовали другие лица как организатор, подстрекатель и пособник, то тогда содеянное этими лицами следует квалифицировать по ст. 105 УК РФ либо по ст. 33 (виды соучастников преступления), 34 (ответственность соучастников преступления) и по ст. 105 УК РФ, так как обстоятельства, на основании которых смягчается, ответственность матери относится к ее состоянию и не распространяется на других лиц.
Так же в юридической литературе поставлен вопрос об ответственности по ст. 106 УК РФ, так называемой суррогатной матери, зачатие у которой происходит по средствам имплантации в ее организм оплодотворенной яйцеклетки. Исходя из смысла ст. 106 УК РФ, такая женщина не является субъектом данного вида убийства, что не вполне оправдано. Эта женщина может оказаться в таком же состоянии, как и истинная мать ребенка.
С субъективной стороны данное преступление является умышленным, то есть оно может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом. Иначе говоря, мать ребёнка осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность причинения смерти новорожденному ребенку и желает либо сознательно допускает эти действия, так и когда содеянное свидетельствовало о том, что мать ребенка предвидела реальную возможность наступления его смерти,
не желала, но сознательно допускала наступление смерти либо относилась к ней безразлично.
Так, прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению гражданки Ч. - жительницы с. К. в совершении преступления, предусмотренного ст.106 УК РФ. Уголовное дело было возбуждено 04 февраля 2011 года по факту обнаружения трупа младенца.
В
ходе следствия установлено, что 34-х
летняя гражданка Ч., имеющая 2-х малолетних
детей скрыла свою новую беременность
от близких родственников, на прием
к гинекологу не обращалась, на соответствующий
учет не встала. 03 февраля 2011 года, в
с. К., Ч., родив доношенного живого
младенца, с целью его убийства
положила ребенка в полиэтиленовый
пакет и оставила на месте родов
в надворной постройке. При этом
Ч. осознавала, что при отсутствии
необходимых
Согласно
заключения судебно-медицинской экспертизы
смерть младенца наступила в результате
общего переохлаждения организма под
действием низкой окружающей температуры14.
Уголовный закон не
В
силу того что совершение данного вида
преступления возможно с прямым
умыслом, возможно и покушение
на детоубийство. Для вменения покушения
на детоубийство необходимо установить
и доказать, что виновная действовала
с прямым конкретизированным умыслом,
направленным на причинение смерти своему
ребенку.
4. Разграничение детоубийства и незаконного производства аборта (ст. 123 УК РФ).
Рассматривая разграничение криминального (незаконного производства) аборта от умышленного убийства, нужно помнить, что понятие криминального аборта значительно шире понятия медицинского аборта. Криминальный аборт охватывает не только искусственное прерывание беременности в течение первых 28 недель после зачатия, но и после этого срока, когда плод уже способен к внутриутробному существованию, хотя естественные или преждевременные роды ещё не наступили.
Поэтому детоубийством следует признавать и действия, направленные на лишение жизни младенца, рождающегося в результате вызванных искусственно поздним криминальным абортом преждевременных родов15. Поэтому к числу спорных относится вопрос о квалификации криминального аборта, приведшего к преждевременным родам и последующему детоубийству. Одни авторы считают, что в подобных ситуациях имеется только состав убийства младенца16, другие — полагают квалифицировать деяния как совокупность составов незаконного производства аборта и убийства новорождённого17.
По сути, последняя точка зрения является самой верной, так как криминальный аборт, вызвавший преждевременные роды, остаётся самостоятельным преступлением, независимо от следующего после него уничтожения младенца во время или после родов. Беременная женщина, которой производился криминальный аборт, не может нести ответственность за него по закону, а также не могут быть квалифицированы действия других лиц, кроме матери новорождённого.
Объектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.123 УК являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние в виде операций по искусственному прерыванию беременности без соблюдения специальных правил, т.е. незаконное искусственное прерывание беременности вне стационарного лечебного заведения, независимо от срока беременности, вне зависимости от специальных и медицинских показаний с нарушением закона, которым установлены сроки, обстоятельства и место производства аборта. Правомерный аборт производится при сроке беременности до 12 недель, по специальным показаниям - до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и с согласия женщины - независимо от срока беременности.
При детоубийстве речь идет о лишении жизни новорожденного, которое может иметь место, как во время родов, так и после родов. Поэтому здесь необходимо задать вопрос: можно ли отнести к детоубийству лишение жизни младенца до начала его дыхания или даже до появления на свет? В законодательстве ответа на этот вопрос нет, а в литературе высказываются различные точки зрения. М.Д. Шаргородский начало жизни человека связывал с началом дыхания и с моментом отделения пуповины. В то же время он писал, что если умышленное лишение жизни ребенка произошло во время родов, иногда можно квалифицировать его как убийство, если часть ребенка уже вне утробы матери. Более определенную и аргументированную позицию занимали А.А. Жижиленко и А.А. Пионтковский. Первый полагал, что, пока не начались роды, будет налицо умерщвление плода, а не убийство, но как только роды начались, в особенности, если часть младенца появилась наружу, можно говорить о рождении человека, убийство которого должно быть наказуемо18. А.А. Пионтковский считал, что «следует рассматривать как детоубийство не только убийство новорожденного после отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни ребенка, но и убийство, совершенное во время родов, когда рождающийся ребенок еще не начал самостоятельной внеутробной жизни (например, нанесение смертельной раны в голову рождающемуся ребенку до того момента, когда он начнет дышать)».
Искусственное прерывание беременности - это умерщвление плода до наступления родов, а не умерщвление рождающегося или родившего, но не начавшего дышать ребенка. Умерщвление рождающегося или родившегося ребенка, безусловно, посягает на его жизнь. Поэтому, разница объектов убийства матерью новорожденного ребенка и объектом незаконного производства аборта существенная.
Разграничение убийства матерью новорожденного и незаконного производства аборта по объективной стороне рассматривается тем, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.123 УК, состоит в действиях, которые носят незаконный характер и направлены на прерывание беременности. Также в объективную сторону данного преступления включают, и производство аборта с нарушением установленных законом правил. А объективную сторону убийства матерью своего новорожденного ребенка составляют как действия и бездействия субъекта, при которых достигается смерть рождающегося или родившегося ребенка.
Субъектом преступления, предусмотренного ст.106, является только мать новорожденного ребенка, другие лица могут быть признаны соучастниками, тогда как субъектом преступления ст.123 может быть лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля (или лицо, имеющее такое образование, но нарушающее закон), то есть другое в отношении плода лицо.
Субъективная сторона ст.106 УК РФ представлена прямым и косвенным умыслом, а при незаконном производстве аборта, субъективная сторона представлена только прямым умыслом, виновный сознает, что он производит аборт по просьбе женщины, не имея соответствующего образования и нарушая установленные законом правила производства аборта, и желает совершить эти действия. Мотивы чаще всего корыстные.
Если производство незаконного аборта вызовет преждевременные роды и приведет к появлению на свет живорожденного ребенка, которого затем лишают жизни (напр. оставив без ухода), содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений как незаконное производство аборта и убийство.
Объектом преступления, предусмотренного ч.3 ст.123 УК кроме охраняемых уголовным законом общественных отношений является и жизнь, и здоровье потерпевшей. Это дополнительный непосредственный объект, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда является обязательным условием уголовной ответственности»19.
Здесь
предусмотрены квалифицирующие
обстоятельства в виде наступления
по неосторожности смерти потерпевшей
либо причинения ей тяжкого вреда
здоровью. Смерть может наступить
во время аборта или после него,
может быть отдалена во времени от
совершенной операции, при этом важно
установить между незаконным абортом
и смертью потерпевшей
Заключение.
Изучая эту тему, я прочитала много литературы и сделала для себя некоторые выводы. Такие преступления были еще в далёкой древности, и существуют по сей день, но нынешний Уголовный кодекс закрепляет его лишь в маленькой статье. И, конечно же, этого не достаточно. Государство должно уделить большое внимание этому виду преступления, и всем тем, факторам, из-за которых они совершаются. В первую очередь, обеспечить людей благоприятными жизненными условиями, которые позволяют воспитывать детей так, чтобы дети действительно стали желанными в семье и не были для семьи и для матери обузой. А в настоящее время материнство и детство оставлены без материальной и моральной поддержки государства.
Пока будут в России неблагополучные семьи, это будет продолжаться. Потому как, от благополучия семьи зависит будущее детей, внуков и соответственно уровень их жизни. Поддержка семьи, и хоть какая то материальная устойчивость, позволит, на мой взгляд, сократить число данных преступлений.
Когда
преступление совершает женщина, общество
несет гораздо более ощутимый
нравственный ущерб, чем когда это
делает мужчина.
Пока же отношения общества и государства
к женщинам-преступницам почти такое же,
как и к мужчинам - преступникам. Наверное,
именно поэтому до сих пор не выработаны
особые способы и формы предупреждения
преступлений со стороны, так называемого
«слабого пола».
Женщины, совершающие эти жестокие убийства, как правило, подвергаются очень мягким наказаниям. Потому что если ребенка убивают сразу после рождения, это почти во всех случаях считается для матери смягчающим обстоятельством, а то, что она иногда готовится к этому за долго до родов, обдумывает все детали своего преступления, готовит орудие, не всегда в полной мере оценивается.
Поэтому правильно было бы внести изменения в ст. 20 УК, и восполнить пробел в законе, указав в ней, что несовершеннолетние женского пола с 14 лет несут ответственность за детоубийство.
Так
же следует отметить, что нормальная,
психически здоровая женщина, не страдающая
расстройствами психики, во время беременности
и родов должна осознавать происходящее
с ней и тем самым нести
ответственность. Поэтому после
родов она может и должна, если
к этому нет каких-либо серьезных
препятствий, оказать помощь новорожденному
и позаботиться о нем.