Убийства при отягчающих обстоятельствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что преступления против жизни - это группа одних из наиболее опасных, предусмотренных Уголовным кодексом общественно опасных деяний. В настоящий период времени преступления против жизни имеют достаточно большой удельный вес в общей структуре всей преступности.
Преступления против жизни относятся к особо тяжким преступлениям, посягающим на основное благо человека - жизнь, - которое даровано ему природой. Отсюда крайне отрицательная реакция общества на эти преступления и жестких подход в уголовном законодательстве к определению наказаний, особенно за убийства, совершенные при отягчающих обстоятельствах: ст.57 и 59 УК допускают применение за эти преступления пожизненного лишения свободы и даже смертной казни.

Содержание

Введение
Общая характеристика
Квалифицированные виды убийств
Судебная практика
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа пот уголовному праву.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

осуждена к  лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п. п. "а", "ж", "и" УК РФ на 6 (шесть) лет в воспитательной колонии.

Т.О. оправдана  по ст. 158 ч. 1 УК РФ.

По делу удовлетворены  гражданские иски.

По приговору  суда признаны виновными:

П., Т. и Т.О. - в убийстве, то есть в умышленном причинении смерти Г., совершенном в ночь на 2-е января 2007 года, группой лиц по предварительному сговору;

П., Т. - в краже, то есть в тайном хищении имущества  Г.;

П., Т. и Т.О. - в убийстве, то есть в умышленном причинении смерти Ч., совершенном в  ночь на 19-е января 2007 года, группой лиц по предварительному сговору, из хулиганских побуждений;

Т. - в краже, то есть в тайном хищении имущества  Ч.

Преступления  совершены в городе Орске Оренбургской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Кузьмина Б.С., мнение прокурора Щукиной Л.В., поддержавшей представление, Судебная коллегия

установила:

в кассационных жалобах:

осужденный  Т., не оспаривает приговор в части  доказанности его вины и квалификации его действий. Считает его несправедливым в части назначения ему наказания. Утверждает, что суд при назначении наказания не учел активное способствование им раскрытия преступлений, его несовершеннолетний возраст, положительные данные о личности. Просит приговор отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство;

осужденная  Т.О. указывает на свое трудное детство, условия, в которых она жила. Указывает  на то, что раскаялась в содеянном. Просит смягчить наказание.

В кассационном представлении государственный  обвинитель Тишкова Т.С., не оспаривая обоснованность приговора, указывает на несоответствие выводов суда указанным в приговоре фактическим обстоятельствам убийства Г. В приговоре сказано, что осужденные предварительно договорились избить Г., но не убивать его. Поэтому вывод суда о совершении убийства Г. "по предварительному сговору" является ошибочным. Просит приговор изменить, исключив указанный квалифицирующий признак по эпизоду с Г.

Проверив материалы  дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, Судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденных в совершении указанных преступлений подтверждаются показаниями самих осужденных. Показаниями свидетелей Зуева В.А., Сударева В.И., Приваловой С.А., Шейменовой Л.В., Шойту В., и Бабельникова А. Протоколами осмотров мест происшествия, заключениями судебно-медицинских, биологической и медико-криминалистической экспертиз, вещественными и другими собранными по делу доказательствами, проверенными в судебном заседании, анализ и оценка которых содержатся в приговоре.

В кассационных жалобах и представлении не оспариваются выводы суда о доказанности совершения осужденными убийства Г. и Ч., хищения  П. и Т. имущества Г., хищения Т. имущества Ч.

Действия П., Т. и Т.О. по совершению двух убийств, правильно квалифицированны по ст. 105 ч. 2 п. п. "а", "ж", "и" УК РФ.

В то же время, по эпизоду убийства Г., суд квалифицировал действия осужденных, как совершенные  по предварительному сговору. Однако, описывая в приговоре действия осужденных по этому эпизоду, суд нигде не указал, что они предварительно договорились убить Г. Мотивируя квалификацию действий осужденных, суд также не указал в приговоре, в чем выразился предварительный сговор осужденных на убийство Г. В приговоре везде говорится о предварительной договоренности осужденных избить Г. за то, что тот оскорбил мать Т. В связи с чем, кассационное представление государственного обвинителя подлежит удовлетворению, а из приговора подлежит исключению указание об убийстве Г. по предварительному сговору.

Действия П. и Т. по эпизоду кражи имущества Г. правильно квалифицированы по ст. 158 ч. 1 УК РФ.

Действия Т. по эпизоду кражи имущества Ч. правильно квалифицированны по ст. 158 ч. 1 УК РФ.

Судебная коллегия не усматривает по делу нарушений  процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Наказание каждому  осужденному назначено с учетом степени общественной опасности  совершенных действий, обстоятельств  смягчающих наказание и данных о  личности.

Не соответствуют  действительности доводы кассационной жалобы осужденного Т. о том, что суд, при назначении ему наказания, не учел смягчающие наказание обстоятельства.

В приговоре  указано, что при назначении Т. наказания  суд учитывает, его несовершеннолетний возраст, его явку с повинной и  активное способствование раскрытию  преступления, в связи с чем, к нему применена ст. 62 УК РФ.

Указанные смягчающие обстоятельства учтены и при назначении наказания Т.О., в связи с чем, ей назначен не большой срок лишения  свободы, по сравнению с тем, который  предусмотрен за совершенное ею преступление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Оренбургского  областного суда от 13 сентября 2007 года в отношении П., Т. и Т.О. изменить. Исключить из приговора указание о наличии в их действиях квалифицирующего признака убийства, "по предварительному сговору" по эпизоду от 2 января 2007 года в отношении Г. Кассационное представление государственного обвинителя удовлетворить.

В остальном  приговор оставить без изменения, а  кассационные жалобы Т. и Т.О. - без удовлетворения.

 

Заключение

 

Жизнь человека представляет собой  важнейшее, от природы данное ему  благо, основополагающую социальную ценность. При совершении преступлений против жизни наступают последствия, которые  не поддаются восстановлению или  возмещению - утрата жизни необратима.

В последние годы особая опасность  преступлений против жизни обусловливается  также неблагоприятными тенденциями  в их динамике и низкими показателями раскрываемости неочевидных (в первую очередь, так называемых «заказных») убийств.

Действующее уголовное законодательство предусматривает следующие преступления против жизни: убийство (ст. 105 УК); убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК); убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК); убийство, совершенное при  превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника (ст. 108 УК); причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК); доведение до самоубийства (ст. 110 УК).

Таким образом, за исключением двух последних составов преступлений именно убийства образуют группу преступлений против жизни.

Неосторожное лишение жизни  одним человеком другого уголовный  закон не относит к убийству, т.к. убийство – это противоправное умышленное лишение жизни другого человека (ч. 1 ст. 105 УК).

С объективной стороны все виды убийства выражаются в лишении потерпевшего жизни (материальный состав). Без наступления  смерти человека это преступление не может признаваться оконченным. Между  деянием и смертью потерпевшего должны быть установлена причинная связь.

Способ совершения преступления (убийства), как правило, не влияет на квалификацию содеянного (за исключением п. «д», «е»  ч. 2 ст. 105 УК – особая жестокость, общеопасный  способ).

Обстоятельством, снижающим степень  общественной опасности убийства, в ст. 106 и 108 УК выступает обстановка совершения преступления.

Субъектом убийства (ст. 105 УК) может  быть лицо, достигшее 14-летнего возраста, в остальных преступлениях против жизни – лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

В заключении проведенного исследования хотелось бы отметить, что к сожалению уголовное законодательство не совершенно. В частности если брать группу преступлений против жизни можно сделать вывод о том, что несмотря на наличие многочисленных комментариев к тем или иным квалифицирующим признакам, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, возникают вопросы, приводящие к спорным моментам, при применении ст. 105 УК РФ. Примером может служить убийство из хулиганских побуждений, при котором нередко сложно установить именно наличие хулиганской мотивации. Убийство лица находящегося в состоянии беременности предполагает установление осведомленности о наличии беременности, что так же вызывает затруднения, связанные с установлением умысла лица.

Я считаю, что, уголовное  законодательство должно совершенствоваться. Представляется, что за убийство все таки необходимо применять такой вид наказания как смертная казнь. Неприменение смертной казни ведет к тому, что многие преступники не боятся совершать убийства. Уголовный закон является одним из важнейших регуляторов общественных отношений в нашей стране и от правильного и эффективного его применения зависит в целом борьба с преступностью.

Литература

 

  1. Конституция России. 2007 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. 2007.
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ.
  4. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.И.Рарога. – М., - 2006. - С.168 – 195.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./ Под ред. А.Г.Королькова. – М.: Изд-во Эксмо, 2006, стр. 290-337.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года “О судебной практике по делам об убийстве” (ст. 105 УК РФ). - “Российская газета” от 09.02.99 г.
  7. Уголовное право. Особенная часть. Учебник./ Под ред. Л.Д.Гаухмана, С.В.Максимова. – М 2006. – С. 37 – 73.
  8. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. – М. – 2006. - С. 296 –336.
  9. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник. Практику. / Под ред. А.С.Михлина. М. – 2005.- С. 17 – 46.
  10. Петрова И. Дифференциация уголовной ответственности за убийство при отягчающих обстоятельствах. // Закон и право. – 2006. - № 9. – С. 30-32.
  11. Бочаров С.А. Дифференциация базового состава убийства в ссоре и драке. // Уголовное право. – 2006. - № 5. – С. 10-14.
  12. Гасанова Я.О. Убийство в состоянии аффекта: актуальные проблемы и особенности нормы. // Адвокатская практика. – 2006. - № 3. – С. 30-33.
  13. Т.Н.Нуркаева. Некоторые проблемы квалификации убийства, совершенного с отягчающими обстоятельствами. // Российский судья. – 2004. - № 7.- С. 27-28.
  14. Н.Бабий. Ответственность за убийство двух или более лиц. // Законность. – 2004. - № 8. – С. 38-40.
  15. П.Константинов. Субъективная сторона убийства с особой жестокостью. // Российская юстиция. – 2004. - № 4. – С. 41-44.
  16. С.Бояров. Проблемы определения начала жизни человека в уголовном праве. // Уголовное право. – 2004. - № 4. – С. 13-15.
  17. Н.Святенюк. Квалификация некоторых видов убийств. // Уголовное право. – 2004. - № 1. – С.48

Информация о работе Убийства при отягчающих обстоятельствах