Терроризм и экстремизм в сфере уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы экстремизма (а следовательно, и терроризма как одного из составных элементов экстремистской деятельности) в России не вызывает сомнений. В нашей стране экстремистская нетерпимость подрывает основы конституционного строя, отрицая этническое и религиозное многообразие, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, утверждению и развитию демократических ценностей. Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений экстремистской направленности и терроризма. Предметом исследования выступают действующие уголовно-правовые нормы, судебная практика по делам, связанным с осуществлением экстремистской деятельности и терроризма и научные публикации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Терроризм……………………………………………………….5
Понятие и принципы терроризма…………………………………..5
Объект и объективная сторона терроризма………………………..6
Субъект и субъективная сторона терроризма…………………….8
Квалифицирующие признаки и смягчающие обстоятельства терроризма………………………………………………………………………...9
Глава 2. Экстремизм…………………………………………………….12
2.1. Понятие экстремизма и экстремистской деятельности…………..12
2.2.Объект и объективные признаки преступлений экстремистской направленности ………………………………………………………………….15
2.3. Субъект и субъективные признаки преступлений экстремистской направленности …………………………………………………….……………25
2.4. Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………...36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по УП особенная часть.docx

— 70.27 Кб (Скачать документ)

Такая позиция законодателя обусловлена ростом числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами данной возрастной категории. По данным Генпрокуратуры, число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2012 году выросло на 11 процентов, а за шесть месяцев 2013 года — еще на 20 процентов15.

Также, преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом - лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282.1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

Особенность субъекта преступлений экстремистской направленности состоит не только в возрастном цензе, но и в характеристики личности виновного. Многие отечественные ученые занимались исследованием криминологической характеристики лиц, совершающих преступления экстремистской направленности и их классификации.

Так, Ростокинский А.В. в зависимости от роли лиц, совершающих преступления экстремистской направленности в составе экстремистской группы, выделяет четыре вида таких лиц: хулиганствующие «попутчики»; посредственные или второстепенные исполнители; непосредственные или «идейные» исполнители и координаторы, составляющие «ядро» или «актив» экстремистской организации; лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от преследования. Её недостатком является то, что она относится лишь к групповому экстремизму, и не применима для индивидуального16.

Субъективная сторона преступлений экстремистской направленности выражается в вине и мотивах. Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Так, для квалификации деяния по ст. 282.1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Что касается вопроса о направленности, то ответ однозначен. Преступления по мотивам политической, идеологической, национальной, расовой ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды по отношению к какой-либо социальной группе совершаются при полном осознании виновным противоправности своих действий и последствий, а также желает их наступления (прямой умысел). Тем не менее, преступления, где экстремистский мотив выступает квалифицирующим признаком других деяний, могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом. Преступления экстремистской направленности с косвенным умыслом известны практике: в Кемеровской области в 2009 году группа подростков, выкрикивавшие националистические лозунги, напала на граждан Китая и нанесла им побои, от которых один из пострадавших скончался в больнице. Следователем было установлено, что убийство как цель нападения, не охватывалось общим умыслом группы. Их общей задачей было «напугать» приезжих. Если активные члены группы наносили удары по жизненно важным органам, то другие по разным частям тела. Таким образом, двое членов группы признаны виновными в причинение смерти, совершенным с косвенным умыслом.

Обязательным признакам субъективной стороны является экстремистский мотив. Он служит основанием отнесения какого-либо общественно опасного деяния к экстремистским преступлениям и обуславливает умышленную форму вины в преступлениях экстремисткой направленности.

Изучение экстремистского мотива осложняется двумя проблемами: понятие ненависть и вражда, а также социальная группа.

Мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группе стоит особняком, поскольку в настоящее время отсутствует единое научное понимание термина «социальная группа». Одни социологи называют социальной группой «относительно устойчивые совокупности людей, имеющие отличные только им присущие признаки и выступающие целостными субъектами отношений в обществе». Другие выделяют ряд обязательных признаков социальной группы: наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы, модели групповой деятельности; интенсивные групповые взаимодействия.

Такая неоднозначность подходов к социальной группе приводит к тому, что на практике социальная группа определяется заключениями экспертов по самым разным признакам и факторам. Так, в марте 2009 г. В Тюмени группа молодежи написала краской на стене военкомата следующие лозунги: «Не служи», «Долой армейское рабство». Было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ, где усматривался факт возбуждение ненависти и вражды к военнослужащим как к социальной группе. Лингвистическая экспертиза признала военнослужащих социальной группой. Так, в марте 2007 года жителю Сыктывкара Терентьеву было предъявлено обвинение в оскорблении сотрудников милиции в интернете. Терентьев в одном из блоков нелестно отзывался о сотрудниках ОВД. Экспертиза установила, что в высказываниях содержались признаки возбуждения ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группе - сотрудникам милиции. В тоже время, не всегда эксперты устанавливают данный мотив. Так, в апреле 2008 года группа «сексуальных меньшинств» обратилась в прокуратуру города Санкт-петербурга с предложением возбудить уголовное дело по ст. 282 УК РФ в связи с публичными высказываниями одного из лидеров праворадикальной партии. В своем интервью он унижающе высказался в адрес «геев» и «лесбиянок». Однако, лингвистическая экспертиза не установила признаков возбуждения ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группе17.

Таким образом, изучение экстремистского мотива вызывает немало нерешенных вопросов. Для чего, необходимо детально исследовать понятия ненависти и вражды, лежащие в его основе, определить четкие критерии социальной группы, что будет способствовать реализации принципа равенство всех перед законом и судов.

2.4. Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов

Наиболее характерным смежным составом является статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Между ним и составом статьи 282.1 УК РФ существуют общие признаки.

Во-первых, наличие понятия сообщества. К сожалению, в литературе и в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ не отражена четкая позиция, что понимать под сообществом в смысле 282.1 УК - особый вид преступного сообщества, разновидность организованной преступной группы или самостоятельное понятие. Как было сказано ранее, экстремистское сообщество имеет общие черты и с организованной группой, и с преступным сообществом.

Во-вторых, формальный характер составов - оба преступления считаются оконченными с момента создания сообщества, независимо от того были ли совершены иные преступления, ради которых сообщество было создано.

В-третьих, конструкция двух указанных составов предусматривает ответственность за организацию, руководство и простое участие.

Ярко выраженной отличительной чертой является цель создания и деятельности сообщества. Если преступное сообщество имеет своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то экстремистское сообщество направлено на совершение преступлений экстремистского характера и не все их них являются тяжкими и особо тяжкими деяниями.

Однако, есть преступления экстремистской направленности, относящиеся к категории тяжких или особо тяжких (например, убийство по мотивам ненависти и вражды), в этом случае квалификация зависит от мотивации виновного. Если преступное сообщество было создано по корыстной, хулиганской или иной неэкстремистской мотивации, то содеянное квалифицировалось по ст. 210 УК РФ. Также, наличие среди жертв преступного сообщества людей другой национальности, вероисповедания, языка, политических взглядов еще не свидетельствует о создании экстремистского сообщества. Для квалификации по ст. 282.1 УК РФ необходимы следующие признаки: внутренняя экстремистская идеология; личность жертв; способы совершения деяния и произнесение при этом экстремистских лозунгов; открытое или скрытое ношение членами сообщества униформы, нацистской символики. Представленные признаки не являются исчерпывающими, поэтому в процессе практической деятельности можно выделить иные черты.

Следующим смежным составом, от которого необходимо отграничивать преступления экстремистской направленности, является - террористический акт (ст. 205 УК РФ). Прежде всего, эти преступления различаются по объекту посягательства. Непосредственным основным объектом состава п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ являются основы конституционного строя и безопасность государства, а дополнительным объектом выступают конституционные права и свободы граждан. Террористическая деятельность посягает на иные объекты. Непосредственным основным объектом является общественная безопасность, а дополнительным - жизнь человека, собственность, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти.

Признаки объективной стороны состава ст. 282 УК РФ могут конкурировать с террористическим актом, если первое совершается с применением насилия или с угрозой его применения (взрывов, поджогов). Разница в том, что взрывы, пожары при террористическом акте всегда создают потенциальную опасность гибели людей, причинение имущественного ущерба либо иные тяжкие последствия. А так как состав ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) является формальным, то необязательным является опасность наступления каких-либо последствий.

Последним отличительным признаком данных составов является цель. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, совершается с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо уничтожение человеческого достоинства, а целью террористического акты является воздействие на принятие решений органами власти. Если перечисленные в ст. 282 УК РФ цели достигаются путем совершения террористического акта, то содеянное квалифицируется по совокупности деяний, предусмотренных статьями 205 и 282 УК РФ.

Заслуживает внимания проблема отграничений публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности от подстрекательства к совершению иных преступлений. Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за призывы к осуществлению различных видов экстремистской деятельности, закрепленных в ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности». Однако, каждое из таких преступлений может быть совершено в соучастии в форме подстрекательства, поскольку склонить другое лицо к совершению преступления можно различными способами, в том числе и публичными призывами. Тем не менее, между данными составами есть отличительные признаки. Во-первых, подстрекательство, совершенное путем призывов к осуществлению преступной деятельности должно быть направлено конкретному адресату. Так, призывы к совершению террористического акта, где известны время, место, против кого направлен и другие обстоятельства, не входят в состав статьи 280 УК РФ, а квалифицируются по ч. 4 ст. 33, ст. 205 УК РФ. Во-вторых, факт совершения преступления, к которому призывали. Так, состав ст. 280 УК РФ является формальным - преступление считается оконченным независимо от того было ли совершено преступление, к которому призывали или нет, а для подстрекательства важен свершившийся факт преступления. В-третьих, признак публичности. Если призывы по ст. 280 УК РФ должны быть доступны неопределенному кругу лиц, то подстрекательство к совершению преступления возможно как публично, так и непублично. Поэтому, непубличные призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны квалифицироваться как подстрекательство.

В Особенной части УК РФ есть специальные составы статьи 280 - статья 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма». Поскольку терроризм является одной из форм экстремистской деятельности, то имеется дублирование объективной стороны различных составов. В связи с этим следует внести изменения в Федеральный Закон, чтобы исключить данную ситуацию. Следует согласиться с позицией А.В. Ростокинского, по мнению, которого, наиболее оптимальным вариантом является отказ от ссылочного характера ст. 280 УК РФ и перечисление в ней конкретных, наиболее опасных преступлений, публичные призывы к которым образуют самостоятельный состав, а в остальных случаях применять общие нормы ч. 4 ст. 33 УК РФ за подстрекательство. Содержание ст. 280 УК РФ должно охватывать наиболее опасные насильственные посягательства против государства и порядка управления18.

Также специальным является состав ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Объективная сторона для них единая, с разницей лишь в фактическом содержании призывов. Если для ст. 280 УК РФ это любая форма экстремистской деятельности, предусмотренная ФЗ, то для 354 УК только развязывание агрессивной войны.

Необходимо обратить внимание на вопрос о разграничении преступлений предусмотренных статьями 136 (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 УК РФ. Общим для них признаком объективной стороны является мотив политической, идеологической, национальной, расовой и иной ненависти или вражды, по которому совершаются преступления. Разграничение данных составов следует проводить по нескольким признакам. Во-первых, по составу, возбуждения ненависти или вражды (ст. 282 УК РФ) - формальный состав, а нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ) - материальный и требует наступления общественно-опасных последствий в виде нарушения прав человека и гражданина. Во-вторых, если для состава, предусмотренного ст. 282 УК РФ способ возбуждения ненависти или вражды не важен, то в статье 136 УК РФ говориться о единственном способе совершения преступления - дискриминации. При этом последняя имеет различные формы выражения, но в отличие от возбуждения ненависти или вражды, всегда связана с законными возможностями людей, которые они желают, но не могут реализовать благодаря противодействию виновных лиц.

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской и террористической направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России. Решения таких проблем является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках.

Экстремизм и терроризм являются социально негативными явлениями и обладают тяжелыми последствиями для личности и общества.

Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.

Экстремизм - острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп.

Информация о работе Терроризм и экстремизм в сфере уголовного права