Терроризм и экстремизм в сфере уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы экстремизма (а следовательно, и терроризма как одного из составных элементов экстремистской деятельности) в России не вызывает сомнений. В нашей стране экстремистская нетерпимость подрывает основы конституционного строя, отрицая этническое и религиозное многообразие, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, утверждению и развитию демократических ценностей. Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений экстремистской направленности и терроризма. Предметом исследования выступают действующие уголовно-правовые нормы, судебная практика по делам, связанным с осуществлением экстремистской деятельности и терроризма и научные публикации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Терроризм……………………………………………………….5
Понятие и принципы терроризма…………………………………..5
Объект и объективная сторона терроризма………………………..6
Субъект и субъективная сторона терроризма…………………….8
Квалифицирующие признаки и смягчающие обстоятельства терроризма………………………………………………………………………...9
Глава 2. Экстремизм…………………………………………………….12
2.1. Понятие экстремизма и экстремистской деятельности…………..12
2.2.Объект и объективные признаки преступлений экстремистской направленности ………………………………………………………………….15
2.3. Субъект и субъективные признаки преступлений экстремистской направленности …………………………………………………….……………25
2.4. Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………...36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по УП особенная часть.docx

— 70.27 Кб (Скачать документ)

УК РФ не закрепляет конкретных способов возбуждения ненависти и вражды. Обязательными признаками состава являются публичность или использование средств массовой информации. Вопрос об использовании средств массовой информации имеет ряд сложностей, связанных с правовой оценкой распространения сведений через Интернет. Использование сети Интернет при совершении преступлений экстремистской направленности квалифицируется по-разному. Например, Л. написал статью националистического характера, разместил её в сети Интернет, обеспечив доступ к их прочтению неограниченному кругу лиц. Публикации были направлены на возбуждение ненависти и вражды между славянами и народами других национальностей, населяющими Россию, а также между представителями различных социальных и религиозных групп. Действия Л. были квалифицированы судом по ч. 2 ст. 280 УК РФ как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации10.

Практика выработала способы возбуждения ненависти или вражды, от устной формы до деятельности в Интернете. Однако, суды для вменения ст.282 УК, формируют приговоры на основе использования любых технических средств, которые могут создавать эффект публичности. Так, районный суд г. Чебоксары приговорил Ш. по статье 282 УК РФ за публичную рассылку SMS-сообщений с оскорблениями и нецензурными ругательствами в адрес лиц чувашской национальности. Ш. отправила 10 сообщений в «бегущую строку» прямого эфира чебоксарского канала с содержанием: «Чуваши!!! Вы даже пишите с ошибками!!! Сидите дома, недоделанные!!!», «Все чуваши глупые, страшные!!! Идите жить в землянки!!!». Поводом к этому стал конфликт с её бывшим мужем, чувашем по национальности. В Обвинительном заключении подчеркивалось, что сообщения были доступны для широкого круга лиц, и поэтому подсудимая совершила преступление экстремисткой направленности11.

Способ не влияет на квалификацию. Важно, чтобы он распространял информацию среди неопределенного круга лиц. Нет необходимости донесения информации до адресатов - лиц, в отношении которых направлены высказывания.

Возбуждающей ненависть и вражду в смысле статьи 282 УК является информация, которая содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной этнической, расовой, религиозной группы или отдельных лиц, подстрекает к ограничению прав или к насильственным действиям против них. От информации, возбуждающей ненависть и вражду, следует отличать констатацию фактов, которая не несет отрицательного заряда. Поэтому, нельзя считать возбуждением национальной вражды сообщение о том, что самыми неграмотными среди россиян, по основаниям проведенных исследований, являются цыгане.

Возбуждение ненависти или вражды может быть связано с применением насилия, которое является выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего и направлено на достижение специальной цели - возбуждение ненависти и вражды у других лиц. Однако, сочетание насилия и специальной цели не всегда образует состав данного преступления. Так, лица обвинялись по п. «а», «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ. Суд вынес оправдательный приговор, используя следующую аргументацию. Подсудимые, действовавшие в составе организованной группы, совершили нападение на лиц нерусской национальности. Их действия были обусловлены устойчивыми взглядами в отношении потерпевших и корыстной целью. Нападение совершено в темное время суток, очевидцев не было, что свидетельствует об отсутствие публичности в действиях виновных. При нападении присутствовали двое свидетелей, которые имели такие же взгляды, как и обвиняемые. В связи с этим, высказывания обвиняемых не свидетельствуют о совершение действий направленных на возбуждение национальной вражды.

С формально-юридической точки зрения не все факты, возбуждающие ненависть и вражду, подпадают под признаки объективной стороны ст.282 УК РФ. Например, гражданин публично выступает за уничтожение чеченцев. Факт действий, возбуждающий ненависть и вражду есть, но по какому признаку? Подходящими могут быть лишь национальность и язык. Что касается национальности, то законодательство не дает определения указанного термина, а научные взгляды крайне различны. К тому же, каждый вправе сам определять свою национальную принадлежность. Значит, чеченец, который имеет внешнее сходство с представителями данной национальности, но не считает себя таковым, формально не может быть потерпевшим от данных преступлений. Что касается языкового признака, то возможны случаи, когда предполагаемая жертва не владеет своим национальным языком. В этом случае признака языка нет. Получается, что с формально-юридической точки зрения состав преступления отсутствует.

2)Действия, направленные  на унижение достоинства человека  либо группы лиц по признакам  пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности  к какой-либо социальной группе (ст.282 УК РФ). Верховный Суда определил, что «унижение достоинства человека - это отрицательная оценка личности  в обобщенном виде, направленная  на ее дискредитацию, подрыв авторитета  человека в своих собственных  глазах». Проще сказать, это дискриминационное  отношение к определенному лицу  или группе лиц по указанным  выше признакам12.

Унижение может быть выражено в распространение ложных, извращенных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, позорящих и оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей.

Унижение - категория этическая, и УК стоит на защите личных чувств и представлений граждан, которые для них важны и имеют ценность. Унизить можно тогда, когда будут затронуты весьма важные для человека ценности, что и имеет значение для квалификации по статье 282 УК РФ. Данный состав не подлежит вменению, если нельзя установить, явились ли действия виновного унижающими достоинство человека, или нет. Например, лицо ставит под сомнения факт уничтожения в годы Великой Отечественной Войны представителей какой-либо национальности, и утверждает, что это историческое событие их собственная выдумка. С одной стороны, в действиях нет состава преступления, так как Конституция РФ гарантирует свободу мнения. Но если эти сведения вызовут чувство унижения по признаку национальной принадлежности, то состав ст. 282 УК РФ образуется. Таким образом, для формирования объективной стороны необходимо наличие потерпевших, которых правоохранительные органы при расследовании таких преступлений должны установить.

Вменение ст. 282 УК РФ носит сугубо субъективный характер, поскольку может возникнуть ситуация при которой один представитель национальности считает, что его достоинство нарушено, а другой, что унижения нет. К тому же, закон не содержит критериев унижения и в чем оно конкретно должно выражаться.

3)Подстрекательство к  осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ) - форма, в которой  реализуются публичные призывы  к осуществлению экстремистской  деятельности. Публичные призывы - деяния  подстрекателей, сами не осуществляющие  экстремистской деятельности, к  которой призывают, либо еще не  начали её осуществлять. Пленум  установил, что публичные призывы  это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием  технических средств) обращения  к другим лицам с целью побудить  их к осуществлению экстремистской  деятельности. Направленность призывов  должна устанавливаться с учетом  ФЗ «О противодействие экстремистской  деятельности». Однако, ФЗ, к экстремизму  относит пропаганду и публичное  демонстрирование нацистской атрибутики, которое является административным  правонарушением по ст. 20.3 КоАП  РФ. По этой причине преступлением  признается призывы к осуществлению  административного правонарушения. Такой вывод основан на буквальном  толковании закона. Чтобы исключить  подобное понимание нужно использовать  ограниченное толкование и исходить  из того, что в ст. 280 УК РФ  речь идет о призывах к преступной  деятельности. Также не все виды  экстремистской деятельности, содержащиеся  в ФЗ, могут быть предметом  призывов. Таким является п.10 ч.1 ст.1 ФЗ «публичные призывы к осуществлению  указанных действий». Нельзя призывать  к призывам. Следовательно, ст.280 УК  РФ к указанному виду деятельности  не применима по техническим  причинам13.

Для объективной стороны деяния важна публичность, которая определяется судом с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств и может выражаться в различных формах, что нередко затрудняет квалификацию. Например, обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, веерная рассылки электронных сообщений.

Публичность означает, что распространяемая любым способом информация должна быть потенциально доступной неопределенному кругу лиц, а информация, имеющая конкретного адресата, не является признаком объективной стороны. Непубличный обмен мнениями и информацией экстремистского содержания не запрещен. Даже если содержание письма по независящим от отправителя обстоятельствам попало в руки других лиц, то это ситуация не подлежит квалификации по ст. 280 УК РФ, поскольку отправителем были предприняты все зависящие от него меры по индивидуализации послания.

4)Создание, руководство или  организация деятельности экстремистских  сообществ и организаций (ст. 282.1 и 282.2 УК РФ).

Отличие данных составов в том, что объективная сторона всегда связана с коллективной деятельностью. Даже возможная индивидуальная ответственность, может быть реализована в рамках коллективной деятельности (ч.2 ст.282.2 УК РФ).

При квалификации возникают трудности со ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества». Проблема обусловлена неясностью, что есть экстремистское сообщество, которая связана с наличием признаков и организованной группы, и преступного сообщества. К признакам организованной группы относится то, что экстремистское сообщество - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности и характеризующаяся наличием в составе организатора, стабильностью состава, согласованностью действий участников. К признакам преступного сообщества относится: деление экстремистского сообщества на подразделения, взаимодействие подразделений, распределение между ними функций, наличие специализации в выполнение конкретных действий. Однако, в п. 12 Постановления №11 говориться, что экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений, из чего следует, что структурированность как признак является не обязательным, а возможным.

Основанием отличия экстремистского сообщества от преступного - цель создания сообществ. Вследствие того, что признаки объективной стороны схожи, к обоим применимо понятие и признаки преступного сообщества в ч.4 ст. 35 УК РФ. Тем не менее, возможна не состыковка. Например, экстремистское сообщество создается для совершения действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, максимальная ответственность за которое пять лет, что относиться к категории преступлений средней тяжести. В то время ст. 35 УК говорит, что преступное сообщество создается для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, то есть с точки зрения ч. 4 ст.35 УК РФ экстремистское сообщество не является преступным сообществом14.

Таким образом, статья 282.1 УК РФ предусматривает ответственность за создание сообщества, которое не охватывается ч. 4 ст. 35, а представляет самостоятельную уголовно-правовую категорию, поэтому выявленное несоответствие Общей и Особенной частей нуждается в корректировании.

Многообразие преступлений экстремистской направленности существенно отразилось на составе, он может быть как формальным, так и материальным.

Материальный состав преступления характеризуется тремя признаками - деяние, общественно-опасное последствие и причинная связь и считается оконченным с момента наступления указанных последствий. К ним относятся: убийство (п. "л" ч.2. ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. "е" ч. 2-4 ст. 111УК РФ); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. "е" ч.2 ст. 112 УК РФ); умышленное причинение легкого вреда здоровью (п. "б" ч.2 ст. 115 УК РФ); побои (п. "б" ч.2 ст. 116 УК РФ); истязание (п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ).

Формальный состав преступления характеризуется только одним признаком - деяние и считается оконченным в момент его совершения. К ним относятся: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч.2 ст. 119 УК РФ); хулиганство ( п. "б" ч.1, ч.2 ст. 213 УК РФ); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Тем не менее, практика в чистом виде не знает формальных составов. Как правило, в поле зрения правоохранительным органам попадают сообщества и организации, когда они совершили деяние, которые нанесли определенный вред. И последующая квалификация происходит либо с дополнительной квалификацией на причиненный вред по другим статьям УК РФ, либо без неё, но с оглядкой на неблагоприятные последствия. Даже в фабулах обвинительных заключений упоминается о фактах причинения экстремистским сообществом вреда тем или иным субъектом. Поэтому на практике ответственность наступает уже при наличии общественно-опасных последствиях, которые не охватываются составом.

2.3. Субъект и субъективные признаки преступлений экстремистской направленности

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Информация о работе Терроризм и экстремизм в сфере уголовного права