Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:30, контрольная работа
Долгое время субъектами преступления, подлежащими уголовной ответственности, признавали детей, умалишенных, которые не могли отдавать отчет в своих действиях. И только с развитием цивилизации, науки, в том числе психиатрии и психологии, при реализации в уголовном праве гуманистических, просветительных идей психически больных и малолетних перестали признавать преступниками.
Однако понятие и признаки субъекта преступления в различных странах и в настоящее время определены неоднозначно.
Задачами данной работы является рассмотрение и изучение следующих вопросов: понятие субъекта преступления, субъект преступления – физическое лицо, возраст уголовной ответственности, вменяемость и невменяемость, специальный субъект преступления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 4
2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО 5
3. ВОЗРАСТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
4. ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ 10
5. СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Признание лица эмансипированным означает лишь возможность вступать в гражданско-правовые отношения и полностью нести ответственность в случае причинения вреда. Но из этого вовсе не вытекает, что лицо автоматически превращается в совершеннолетнего. Для уголовного права эмансипация дает основу для привлечения лица к ответственности лишь за те деяния, которые может совершить эмансипированный благодаря наделению его соответствующими правами — преступления в сфере предпринимательской деятельности, в брачно-семейной сфере. Вместе с тем эмансипированный, будучи все же несовершеннолетним, не может нести ответственность за совершение тех преступлений, которые закон связывает с фактическим достижением совершеннолетия. Например, исключена ответственность за преступления, предусмотренные ст. 150, 151 УК, и др.
Если в преступлениях, ответственность за совершение которых наступает с шестнадцати лет, принимают участие лица, не достигшие этого возраста, то такие лица либо вообще не привлекаются к уголовной ответственности, либо несут ответственность лишь за те деяния, ответственность за совершение которых наступает с четырнадцати лет. Например, ответственность за бандитизм установлена с шестнадцати лет. Но если в бандитских нападениях участвовали лица, достигшие возраста четырнадцати лет, и в процессе нападения ими было совершено убийство, то такие лица подлежат уголовной ответственности только за убийство, тогда как субъекты, достигшие шестнадцатилетнего возраста, будут отвечать по совокупности преступлений — за бандитизм и убийство.
В п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК содержится требование, согласно которому при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних необходимо выяснение возраста субъекта. Как правило, возраст определяется, исходя из соответствующих документов. При этом лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.
Если документально установить возраст лица, совершившего общественно опасное деяние, не представляется возможным, назначается судебно-медицинская экспертиза. При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения субъекта считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет - минимальный возраст лица - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [5].
Часть третья ст. 20 УК называет основание, при наличии которого несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, к уголовной ответственности не привлекается. Таким основанием является отставание в психическом развитии. В свою очередь, отставание в психическом развитии должно соответствовать установленным требованиям: 1) оно не может быть связано с психическим расстройством; 2) такое состояние связывается с ограниченной возможностью субъекта осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; 3) наличие психического «недоразвития» совпадает по времени с совершением преступления.
Под отставанием в психическом развитии следует понимать не болезненное психическое состояние, которое стало итогом в большей мере воспитательной запущенности. Данное обстоятельство должно быть установлено специалистами-экспертами в области детской и юношеской психологии.
Следствием отставания в психическом развитии закон называет ограниченную возможность лица осознавать фактический и юридический характер своего поведения или руководить им. В данном случае законодатель отступает от принципа «незнание закона не освобождает от уголовной ответственности». В результате соответствующего воспитательно-педагогического процесса несовершеннолетний может быть абсолютно неосведомленным в реальной общественной опасности своих поведенческих актов. В этом случае привлечение его к ответственности нарушало бы принципы справедливости и субъективного вменения (ст. 5 и 6 УК).
Акцент законодателя на необходимость достижения соответствующего возраста, с которого возможна уголовная ответственность, означает, что субъектом преступления может быть только лицо, достигшее такой ступени интеллектуального развития, которая дает возможность взвешивать поступки, осознавать их общественную значимость и выбирать общественно полезный вариант поведения [8, с.211].
4. ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ
Субъектом преступления может быть признано только вменяемое лицо. В уголовном законодательстве определение вменяемости отсутствует, однако оно в литературе выводится из логического толкования законодательного определения невменяемости. Вменяемость есть способность лица во время совершения общественно опасного деяния осознавать общественную опасность и фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими [8, с. 210].
Вменяемость есть предпосылка вины и уголовной ответственности, так как лицо, способное осознавать фактический и юридический характер своего поведения и руководить им, способно нести уголовную ответственность, целью которой является, в частности, исправление виновного.
Невменяемость означает неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность поведения либо руководить им вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Понятие невменяемости складывается из двух критериев, совокупность которых и характеризует это состояние: юридического (психологического) и медицинского [7, с. 208].
Юридический, или психологический, критерий невменяемости означает неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Содержание юридического критерия составляют интеллектуальный и волевой признаки [11, с. 192].
К интеллектуальному признаку невменяемости относится неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. К волевому - неспособность лица руководить своими действиями.
Интеллектуальный признак в виде отсутствия у лица возможности осознания общественной значимости поступка лишает субъекта возможности понимать общественно опасный и противоправный характер поведения. Отсутствие такой возможности свидетельствует о том, что лицо не могло понимать фактическую и юридическую стороны своего деяния, а также развитие причинной связи между действием и результатом.
Волевой признак невменяемости означает, что субъект не в силах удержаться от совершения действия, хотя при этом способен осознавать их социально-правовую значимость. Волевой признак имеет в виду неудержимое влечение, в результате которого возможность руководить своими действиями исключена.
Между интеллектуальным и волевым признаками юридического критерия невменяемости законодатель поставил союз «либо», имеющий принципиальное значение для толкования соответствующего законоположения. Союз «либо» в данном случае означает, что совокупность признаков, составляющих юридический критерий невменяемости, необязательна. Достаточно какого-либо одного из них. Союз «либо» предоставляет возможность признать лицо невменяемым даже в том случае, если оно осознавало общественную значимость поступка, но не могло руководить своими поведенческими реакциями [8, с. 217].
Медицинский критерий невменяемости составляют перечисленные в законе болезненные состояния, а также слабоумие.
Под хроническим психическим расстройством понимается психическое болезненное состояние, носящее постоянный, длительный, непрерывный и трудноизлечимый характер. К таковым расстройствам относятся шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, атеросклеротический и старческий психозы, энцефалические психозы, инфекционные психозы с затяжным течением. Протекание таких болезненных состояний может прерываться ремиссией, т.е. частичным улучшением психического состояния. Однако ремиссия не означает выздоровления и, следовательно, не исключает невменяемости.
Временные психические расстройства представляют собой острые, проходящие в виде приступов болезненные нарушения психической деятельности. Это: острый реактивный психоз, маниакально-депрессивный психоз, алкогольные психозы, острые инфекционные психозы, а также исключительные состояния - патологический аффект, отдельные формы сумеречных состояний сознания и т.п.
Слабоумие, иначе называемое олигофренией, не является болезненным состоянием психики. Это умственное недоразвитие, которое может быть генетически переданным или приобретенным и которое характеризуется следующими формами: идиотия, имбецильность, дебильность. Под иным болезненным состоянием психики имеется в виду такое патологическое (болезненное) состояние, которое по своим психопатологическим свойствам может быть приравнено к перечисленным болезненным состояниям. Это, например, тяжелые формы психопатии, явления абстиненции (морфийного голодания) и т.д.
Юридическая оценка психического состояния лица как невменяемого зависит от диагноза эксперта (несмотря на все противоречивые рассуждения на сей счет в литературе по уголовному праву). Так, больной шизофренией вряд ли может быть признан судом вменяемым. При этом для исключения уголовной ответственности по причине невменяемости необходимо совпадение во времени болезненного состояния и совершения общественно опасного деяния.
5.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
Помимо общих признаков, характеризующих субъекта преступления и являющихся обязательными признаками данного элемента состава (физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности), субъект преступления может характеризоваться дополнительными признаками, наличие или отсутствие которых влияет на квалификацию преступления. Дополнительные признаки касаются лишь отдельных субъектов и далеко не всегда предусмотрены в нормах Особенной части. Именно поэтому дополнительные признаки, которые характеризуют субъекта как специального, относятся к числу факультативных признаков субъекта.
Под специальным субъектом преступления понимается лицо, обладающее, кроме вменяемости и возраста уголовной ответственности, также иными дополнительными юридическими признаками, предусмотренными в уголовном законе или прямо вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону в качестве исполнителей [8, с. 224].
Признаки специального субъекта преступления должны быть непременно отмечены в норме Особенной части УК. При этом вовсе не обязательно, чтобы факультативные признаки субъекта были детально конкретизированы в норме уголовного закона. Такой прием четкой конкретизации признаков законодатель довольно часто, хотя и не всегда, использует при конструировании норм Особенной части УК. Например, нормы, посвященные ответственности за должностные преступления, где статус субъекта обозначен четко — должностное лицо (глава 30 УК). В некоторых случаях законодатель отказывается от метода четкого определения статуса субъекта, и соответствующие дополнительные признаки его выводятся из закона посредством толкования нормы права. Так, в ст. 299 УК предусмотрена ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Признаки субъекта не названы. Однако, поскольку данная норма находится в главе о преступлениях против правосудия, а к уголовной ответственности могут привлекаться только лица, наделенные специальными полномочиями, следовательно, субъектом данного преступления является лицо, выполняющее трудовые функции в сфере правосудия и наделенное полномочиями привлекать к уголовной ответственности. Это могут быть следователь, дознаватель, прокурор и т.п.
Норма Особенной части УК может иметь указание лишь на один дополнительный признак, характеризующий конкретно определенного специального субъекта преступления. Например, в ст. 285 УК речь идет о должностном лице. В некоторых случаях в норме Особенной части может содержаться указание на ряд дополнительных признаков, характеризующих сразу несколько специальных субъектов преступления. Например, в ч. 3 ст. 290 УК названы несколько таких признаков - лицо, занимающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, глава органа местного самоуправления.
Признаки специального субъекта могут быть отражены в законе различными способами в зависимости от легитимного статуса лица. Таких способов в Особенной части представлено два. Это наименование конкретных признаков в позитивной форме - должностное лицо (ст. 285 УК) и в негативной форме, подчеркивающей отсутствие необходимого правового статуса, - лицо, не имеющее высшего медицинского образования (ч. 1 ст. 123 УК).
Эти признаки в литературе классифицируются следующим образом:
Информация о работе Субъект как один из признаков состава преступления