Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:18, курсовая работа
Институт действия уголовного закона в пространстве раскрывает одну из важнейших его характеристик - возможность применения к лицу, совершившему преступление, что определяет актуальность темы исследования. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое освещение в работах отечественных и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему ныне действующему новому уголовному закону, содержащему ряд новых положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам России совершившим преступления за пределами РФ.
Введение 3
1. Действие уголовного закона на территории государства 5
2. Действие уголовного закона вне территории государства 11
3. Выдача преступников 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
План
Введение
Актуальность темы. Институт действия уголовного закона в пространстве раскрывает одну из важнейших его характеристик - возможность применения к лицу, совершившему преступление, что определяет актуальность темы исследования. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое освещение в работах отечественных и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему ныне действующему новому уголовному закону, содержащему ряд новых положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам России совершившим преступления за пределами РФ.
В современных условиях наблюдается резкий рост числа преступлений, совершаемых российскими гражданами вне пределов России. Между тем многие вопросы привлечения их к ответственности не получили должного освещения в уголовном законодательстве. Совершенствование российского законодательства о пределах действия уголовного закона в пространстве является необходимой предпосылкой обеспечения социальной справедливости. Эти обстоятельства вызывают необходимость исследования вопросов применения российского уголовного закона в пространстве. Только учитывая достижения науки уголовного права и международного права, накопленный опыт, можно найти правильный методологический подход к оценке принципов действия уголовного закона в пространстве, выявить возможности для сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.
Возросшие требования и задачи борьбы с преступностью, новые практические отношения, складывающиеся в странах ближнего зарубежья, направленные на урегулирование правопорядка и защиту прав и интересов граждан, а также потребности правоприменительных органов требуют дальнейшего развития методологических основ уголовного права. Одной из таких актуальных проблем является исследование концептуальных основ учения о действии уголовного закона в пространстве и осмысление практики применения соответствующих уголовно-правовых норм в деятельности правоохранительных органов.
Целью курсовой работы является теоретический и сравнительный анализ действия российского уголовного законодательства в пространстве, изучение опыта реализации принципов действия уголовного закона в зарубежном законодательстве, а также разработка предложений и рекомендаций, которые могли бы служить теоретическими предпосылками для дальнейшего совершенствования российского законодательства в этой области.
Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач исследования:
- проведение сравнительного
анализа уголовно-правовых
- оценка и выработка
предложений по решению
Объектом исследования является содержание и развитие действия уголовного закона.
Предметом курсовой работы является правовое регулирование принципов действия уголовного закона в пространстве с учетом особенностей действия этих принципов в странах ближнего зарубежья.
Основу методологии курсовой работы составляют положения диалектической теории познания, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы анализа и толкования уголовного закона.
Общетеоретическую основу исследования составляют идеи и основные положения представителей отечественной науки по указанным проблемам.
Особое внимание уделено уголовно-правовым нормам стран ближнего зарубежья, создающим правовую основу для развития и совершенствования принципов действия уголовного закона. Проанализированы международно-правовые акты, в которых в той или иной степени регулируются вопросы юрисдикции российских правоохранительных органов дислоцирующихся вне пределов территории России.
1. Действие уголовного
закона на территории
«В современном уголовном праве действие уголовного закона в пространстве основано на следующих основных принципах:
а) территориальный принцип, ограничивающий действие уголовного права государственной территорией и распространяющий свое действие на такие деяния, которые были совершены в пространстве территории, подлежащей государственному суверенитету;
б) связанный с территориальным принципом принцип флага, на основании которого внутригосударственное уголовное право распространяет свое действие на деяния, совершенные на корабле или воздушном судне, зарегистрированном в порту приписки данного государства;
в) активный персональный принцип (принцип гражданства);
г) принцип охраны (реальный принцип), который ориентирует действие уголовного права на защиту интересов своего правового сообщества и поэтому охватывает также так называемый пассивный персональный принцип (принцип индивидуальной охраны);
д) универсальный принцип, который предусматривает неограниченную наказуемость в интересах всего мирового сообщества.
Первый из вышеперечисленных принципов носит универсальный характер, все остальные — избирательный»1.
Уголовный кодекс любого государства устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета, гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.
Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от гражданства (подданства) лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории2.
Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК РФ3 (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.
Закрепление территориального принципа в УК Эстонии полностью аналогично российскому. «По настоящему Кодексу уголовной ответственности подлежат все лица, совершившие преступление на территории Эстонской Республики» (ч. 1 ст. 4 УК Эстонии4).
В отличие от УК РФ, УК Украины дополнительно расшифровывает какие лица подлежат уголовной ответственности. «1. Лица, совершившие преступления на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступление признается
совершенным на территории
3. Преступление признается
совершенным на территории
УК Грузии раскрывает территориальный принцип аналогично российскому, дополнительно указывая, что лицо понесет ответственность в не зависимости от стадии совершения преступления. «Лицо, совершившее преступление на территории Грузии, подлежит уголовной ответственности согласно настоящему Кодексу. Совершенным на территории Грузии считается преступление, начатое, продолженное, прекращенное или оконченное на территории Грузии» (ч. 1, 2 ст. 4 УК Грузии6). Почти дословно изложено данное положение и в УК Азербайджана. «Лицо, совершившее преступление на территории Азербайджанской Республики, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Преступление, начавшееся, продолжившееся, либо окончившееся на территории Азербайджанской Республики, признается совершенным на территории Азербайджанской Республики» (ч. 1 ст. 11 УК Азербайджана7). То же можно констатировать и об уголовном законодательстве Казахстана. «Лицо, совершившее преступление на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу. Преступлением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории Республики Казахстан» (ч. 1, 2 ст. 6 УК Казахстана8).
Далее в работе мы будем подробно цитировать только положения имеющие отличия от УК РФ.
Уголовное законодательство нашего государства распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ (ч, 2 ст. 11 УК РФ) в соответствии с нормами международного уголовного права. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не относятся к территории России. Аналогичные положения содержатся в УК Грузии (ч. 2 ст. 4), Азербайджана (ч. 2 ст. 11) и Казахстана (ч. 2 ст. 6). Уголовные кодексы Украины и Эстонии данную норму не включили, что является их недостатком в случае возникновения спорных вопросов международного характера.
Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море, или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК РФ (ч. 3 ст. 11), если иное не предусмотрено международным договором РФ.
По УК РФ несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Токийская конвенция «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» 1963 г.9 приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые как на военной, так и таможенной и полицейской службах.
Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
В соответствии с Токийской конвенцией «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение действует на все время полета, следовательно, и в период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК РФ (в воздушном пространстве которой совершено преступление): а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;
в) преступление направлено против безопасности такого государства;
г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.
Аналогично решен вопрос об уголовной юрисдикции в УК Эстонии (ч. 1 ст. 4), Грузии (ч. 3 ст. 4), Азербайджана ( ч. 3 ст. 11) и УК Казахстана ( ч. 3 ст. 6). В украинском уголовном законодательстве данная норма отсутствует, что удивительно, так как страна обладает и авиацией и флотом.
Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.10, международная Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.11 и др. устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.
Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство12.
Идентично данное правило закреплено в УК Эстонии (ч. 2 ст. 4), Украины (ч. 4 ст. 6), Грузии (ч. 4 ст. 4), Азербайджана (ч. 5 ст. 11) и Казахстана (ч. 4 ст. 6).
2. Действие уголовного
закона вне территории
Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК РФ) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства. Аналогично данное положение закреплено в УК Украины и Казахстана. «1. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, которые совершили преступления за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 2. Если лица, указанные в части первой настоящей статьи, за совершенные преступления понесли уголовного наказания за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к уголовной ответственности за эти преступления» (ст. 7). «Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства» (ч. 1 ст. 7 УК Казахстана).