Совершенствование мер уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель опосредует более конкретизированные задачи исследования:
изучение отечественного и зарубежного исторического опыта по правовому регулированию преступлений в сфере компьютерной информации;
формулирование понятия преступлений в сфере компьютерной информации;
анализ норм права, устанавливающих уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, выявление особенностей квалификации преступлений в сфере компьютерной информации.

Содержание

Введение
3
1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМЫМ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

6
1.1. Становление и развитие российского уголовного законодательства в сфере компьютерной информации
6
1.2. Зарубежный опыт противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации
14
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
27
2.1. Объективные признаки преступлений в сфере компьютерной информации. Компьютерная информация как предмет преступления
27
2.2. Субъективные признаки преступлений в сфере компьютерной информации
43
2.3. Совершенствование мер уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации
53
Заключение
59
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом2.docx

— 103.66 Кб (Скачать документ)

В том случае, когда уничтожение, блокирование, модификация, копирование информации, нарушение работы средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей не являются следствием неправомерного доступа к компьютерной информации, а наступают в силу иных причин (например, создания вредоносной компьютерной программы), признаки преступления, предусмотренного ст. 272 УК, отсутствуют. При этом необходимо помнить - в деянии лица могут содержаться признаки иного состава преступления, что обязаны устанавливать работники органов дознания, следствия и суда.

Если, например, допустить, что причиной уничтожения охраняемой законом компьютерной информации стало нарушение правил эксплуатации вычислительной машины, допущенное оператором, деяние виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст.274 УК РФ.

Разумеется, обязательные признаки объективной стороны состава преступления не являются достаточным основанием и не предрешают характера уголовной ответственности. Согласно ст. 8 УК РФ единственным основанием уголовной ответственности следует признать совершение деяния, содержащего все признаки конкретного состава преступления, предусмотренного законом, в том числе, характеризующие деяние с внутренней, субъективной стороны.

 

2.2. Субъективные признаки преступлений в сфере компьютерной информации

 

Как известно, к признакам, характеризующим субъективную сторону любого преступления, относятся вина, мотив и цель делинквентного поведения субъекта. Все эти признаки дают представление о том внутреннем процессе, который происходит в психике лица, совершающего преступление, и отражает связь сознания и воли индивида с совершаемым общественно опасным и противоправным деянием. Однако применительно к неправомерному доступу к компьютерной информации уголовно-правовое значение данных признаков далеко не равнозначно. Вина - необходимый признак субъективной стороны рассматриваемого преступления. Без вины нет состава преступления, не может, следовательно, наступить и уголовная ответственность. Иное значение приобретают такие признаки субъективной стороны неправомерного доступа к компьютерной информации, как мотив и цель совершения этого преступления, которые законодатель отнес к числу факультативных.

Раскрывая содержание вины (обязательного признака субъективной стороны рассматриваемого преступления) следует исходить из общепринятого в российской уголовно-правовой доктрине положения о том, что вина представляет собой психическое отношение лица к совершенному общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Несмотря на то, что диспозиция ст.272 УК РФ не дает прямых указаний о субъективной стороне анализируемого преступления, можно с уверенностью говорить об умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла.

В специальной литературе высказывалась и другая точка зрения, согласно которой неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации может быть совершен только с прямым умыслом. Между тем закон вовсе не ограничивает привлечение лица к уголовной ответственности по ст.272 УК в случае совершения этого преступления с косвенным умыслом. Как показывает практика, преступник не всегда желает наступления вредных последствий. Особенно это характерно при совершении данного преступления из озорства, или так называемого «спортивного интереса».

В силу этого положения, интеллектуальный момент вины, характерный для состава анализируемого преступления, заключается в осознании виновным факта осуществления неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации. При этом виновный понимает не только фактическую сущность своего поведения, но и его социально-опасный характер. Кроме того, виновный предвидит возможность или неизбежность реального наступления общественно опасных последствий в виде уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации. Следовательно, субъект представляет характер вредных последствий, осознает их социальную значимость и причинно-следственную зависимость.

Волевой момент вины отражает либо желание (стремление) или сознательное допущение наступления указанных вредных последствий, либо, как минимум, безразличное к ним отношение.

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, совершенный по неосторожности, исключает правовое основание для привлечения лица к уголовной ответственности. Указанное положение полностью корреспондирует с ч. 2 ст. 24 УК: «деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». О неосторожности в диспозиции ст. 272 УК не сказано, следовательно, деяние может быть совершено лишь умышленно. В силу этого обстоятельства трудно согласиться с мнением авторов одного из научно-практических комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации, в котором утверждается, что неправомерный доступ к информации может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности. «Неосторожная форма вины; - пишет, например, С.А. Пашин, - может проявляться при оценке лицом правомерности своего доступа к компьютерной информации, а также в отношении неблагоприятных последствий доступа, предусмотренных диспозицией данной нормы уголовного закона»22. Признание этой точки зрения противоречит законодательному положению, закрепленному в ч.2 ст.24 УК, что, в свою очередь, ведет к возможности необоснованного привлечения лица к уголовной ответственности за неосторожное поведение.

Мотивы и цели неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации могут быть самыми разнообразными. Обязательными признакам и состава рассматриваемого преступления они не являются и, следовательно, на квалификацию преступления не влияют. Однако точное установление мотивов и целей неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации позволяет выявить не только причины, побудившие лицо совершить данное преступление, но и назначить виновному справедливое наказание.

Как правило, побуждающим фактором к совершению неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации является корысть, что, естественно, повышает степень общественной опасности указанного преступления. Так, по данным В.Панова, соотношение корысти с другими мотивами преступлений в сфере компьютерной информации составляет 66%23. В качестве иллюстрации корыстного доступа к компьютерной информации может служить пример, когда лицо, методом подбора идентификационного кода (пароля) внедряется в компьютерную сеть, обслуживающую банковские операции, и незаконно перечисляет на свой текущий счет определенные денежные средства.

Наряду с корыстью, анализируемое преступление может совершаться из чувства мести, зависти, хулиганства, желания испортить деловую репутацию конкурента, «спортивного интереса» или желания скрыть другое преступление и т.д.

Согласно ст.20 УК РФ, субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.272 УК РФ, может быть любое физическое лицо, достигшее к моменту преступной деятельности шестнадцатилетнего возраста.

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности за совершенное общественно опасное и противоправное деяние является вменяемость. Невменяемые лица не могут подлежать уголовной ответственности (ст. 21 УК РФ).

В том случае, когда неправомерный доступ к охраняемой законом информации осуществляет представитель юридического лица, то ответственности подлежит непосредственный исполнитель этого преступления.

Для определения, содержит ли деяние определенный состав преступления и возможна ли уголовная ответственность, необходимо установить конкретное лицо и факт обладания им всей совокупностью установленных в уголовном законе признаков. В число обязательных элементов состава любого преступления входит субъект, поскольку преступление совершается конкретным физическим лицом. Уголовный закон субъектом преступления считает вменяемое физическое лицо, совершившее умышленное или неосторожное общественно опасное деяние и достигшее определенного уголовным законом возраста (ст. 19 УК РФ). Вместе с тем законом предусмотрено положение, когда за отдельное деяние уголовная ответственность наступает для ограниченного круга возможных субъектов. Это обусловлено тем, что некоторые преступления могут быть совершены не каждым вменяемым и достигшим определенного возраста лицом, а лишь теми лицами, которые обладают определенными особенностями, предусмотренными в соответствующей статье Уголовного кодекса. Это составы со специальными субъектами, к числу которых относятся и преступления в сфере компьютерной информации.

Однозначной трактовки понятия субъектов рассматриваемых составов преступлений среди ученых пока не достигнуто. Одни считают, что преступления в области использования вычислительной техники - это в основном и главным образом преступления со специальными субъектами.   Другие полагают, что чем выше уровень компьютеризации общества, тем чаще компьютерные преступления будут учиняться общими субъектами. Законодатель разделил субъектов преступлений в сфере компьютерной информации на следующие категории: 1) лица, осуществляющие неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК РФ); 2) лица, осуществляющие неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации в группе по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 272 УК РФ); 3) лица, осуществляющие неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 272 УК РФ); 4) лица, создающие, распространяющие или использующие компьютерные программы либо иную компьютерную информацию, заведомо предназначенные для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации (ч. 1 ст. 273 УК РФ). В этой градации выделяются как общие, так и специальные субъекты.

Использование лицом своего служебного положения при совершении уголовно наказуемого деяния в юридической литературе трактуется в двух плоскостях. Одни ученые рассматривают это понятие в "узком смысле" как противоправные действия в пределах служебной компетенции лица, в рамках предоставленных ему прав и полномочий . Другие трактуют это понятие в "широком смысле", связывая с действиями вне служебных рамок, если это обусловлено "авторитетом" либо "влиянием должности". Служебное положение лица определяется кругом его полномочий: совокупностью прав и обязанностей, возложенных законами, инструкциями, уставами, функциональными обязанностями и т.п. Заключая трудовой контракт, лицо принимает на себя обязательство выполнять служебные обязанности.

К числу лиц, которые могут осуществить неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, используя свое служебное положение, следует относить:

- должностных лиц;

- лиц, выполняющих управленческие  функции в коммерческой организации  независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным  органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным  учреждением;

- иных служащих указанных  структур, которые по роду своей  служебной деятельности осуществляют контроль за эксплуатацией электронно-вычислительной техники, а также тех, кому подчиняются лица, непосредственно работающие на компьютере. Это лица, управляющие компьютерной сетью или системой, руководящие операторами или работами по программному обеспечению и т.п.

Несмотря на то что особое внимание исследователей уделяется "внешним" преступникам, в действительности подавляющее большинство компьютерных преступлений совершается "внутренними" преступниками. Так, около 90% злоупотреблений в финансовой сфере, связанных с нарушениями в области компьютерной безопасности, происходит при прямом или косвенном участии действующих работников банков .

Внутренний персонал в зависимости от сфер деятельности может представлять определенную угрозу совершить операционные преступления, преступления, основанные на использовании программного обеспечения. Для аппаратурной части компьютерных систем угроза может исходить от инженеров, системщиков, инженеров по терминальным устройствам, инженеров-связистов, инженеров-электронщиков, сотрудников, занимающихся организационной работой, от работников службы безопасности, работников, контролирующих функционирование компьютеров, от специалистов в случае вхождения ими в сговор с руководителями подразделений и служб самой коммерческой структуры или связанных с ней систем, а также с организованными преступными группами, поскольку в этих случаях причиняемый ущерб от совершенных преступлений и тяжесть последствий значительно увеличиваются.

В связи с указанными угрозами, исходящими от персонала, внутренних пользователей можно подразделить на следующие группы. К первой группе относятся служащие, которые в силу функциональных обязанностей имеют доступ к компьютерной информации. Ко второй группе относится вспомогательный технический персонал, по востребованности имеющий доступ к компьютерной информации. К третьей группе относятся лица, косвенно имеющие доступ к средствам компьютерной техники в силу занимаемого ими служебного положения. К четвертой группе относятся лица, которые не имеют доступа к средствам компьютерной техники, к компьютерной информации и не имеют специальных познаний в этой области (например, уборщики помещений, сотрудники службы охраны и т.д.).

Преступление в сфере компьютерной информации, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, является более общественно опасным, поскольку между участниками имеется взаимосвязь, которая может носить устойчивый характер, а также координация противоправной деятельности. Такая группа состоит не из случайных людей, а функционирует на взаимном доверии, имеет лидера, который выступает мозговым центром и "указующим перстом". Руководитель обеспечивает целенаправленную, спланированную деятельность как группы в целом, так и каждого ее участника, обеспечивает тщательную подготовку, планирование преступной деятельности, распределение ролей между членами группы. Все участники анализируемого состава преступления действуют умышленно.

Информация о работе Совершенствование мер уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации