Совершение преступления групповой лиц, групповой лиц по предварительному сговору

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, связанные с групповой преступностью, являются сегодня, пожалуй, наиболее злободневной темой обсуждения правоведов. Актуальность темы обусловлена, собственно говоря, не столько повышенной опасностью деяний, совершенных в группе, а возможностью их законодательного регулирования. Проблема соучастия является одной из важных проблем уголовного права и имеет большое значение для отправления правосудия. Значение института соучастия заключается в том, что он обосновывает привлечение к ответственности не только лиц, которые непосредственно выполняют действия, образующие состав преступления, но и лиц, которые, хотя непосредственно своими деяниями не осуществляют состав преступления, однако являются организаторами, подстрекателями или пособниками при совершении преступления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вергазова А.Р. курсовая.docx

— 71.96 Кб (Скачать документ)

Помимо временного признака, на высокую степень согласованности  и устойчивости связей между участниками организованной группы может указывать существование плана преступной деятельности с обозначением в нем ролей и функций, отдельных актов и операций. При этом устойчивость связей между участниками организованной группы, в свою очередь, отражает не только высокую степень согласованности их поведения, но и уровень замкнутости, изолированности от общества этого преступного формирования (со своими правилами общения, субординации, дисциплины и т.п.).14

Таким образом, сказанное  подводит к заключению о том, что  каждый из вступивших в организованную группу является уже не просто ее участником, а членом независимо от места и  выполняемых функций, отведенных ему  при осуществлении плана преступной деятельности. Такой вывод подтверждается еще и тем обстоятельством, что закон не ограничивает участия в организованной группе только исполнительскими или соисполнительскими действиями, как это имеет место в случаях с «группой лиц». Поэтому содеянное членом организованной группы, не являющееся соисполнительством в собственном смысле этого понятия, есть основания квалифицировать прямо по статьям (статье) Особенной части УХ, то есть без ссылки на ст. 33 Общей его части (например, содеянное организатором, не принимавшим непосредственного участия в совершении конкретного преступления согласно плану преступной деятельности группы).15

Рядовые участники - члены организованной группы могут и не знать об отдельных преступлениях, совершенных другими ее участниками-членами. В подобных случаях они несут ответственность лишь за участие в группе и за лично содеянное ими во исполнение плана ее преступной деятельности также по соответствующим статьям Особенной части УК. При этом, однако, следует иметь в виду, что сам факт создания организованной группы, если это специально не предусмотрено в Особенной части УК, влечет ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана (ст. 35 УК).

Если совершенное организованной группой преступление квалифицируется по статье Особенной части УК, где это не предусмотрено в качестве основного или квалифицирующего признака, то в подобных случаях сам факт его совершенная организованной группой расценивается как отягчающее обстоятельство при назначении наказания (ст. 63 УК). Вместе с тем совершенное организованной группой преступление, подпадающее под статью (часть статьи) Особенной части УК, где это выступает основным или квалифицирующим признаком, влечет более строгое наказание в пределах санкции этой статьи (части статьи).

Преступным сообществом  признается сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (часть четвертая ст. 35 УК).

Закон гласит, что преступное сообщество является прежде всего организованной группой со всеми характерными для нее признаками. Однако преступное сообщество наделяется и дополнительными признаками: а) сплоченность; б) создание данного преступного объединения лиц для совершения многих преступлений; в) создание этого формирования для совершения не просто преступлений, а тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК); г) объединение нескольких организованных групп в тех же целях.16

Признак сплоченности (помимо устойчивости) характеризует более  высокую степень согласованности преступной деятельности участников-членов преступного сообщества по сравнению с организованной группой. Устойчивость и сплоченность данного преступного формирования, его изначальная нацеленность на совершение тяжких и особо тяжких преступлений характеризуют также весьма высокую степень опасности этого вида соучастия. Это в полной мере учитывалось и учитывается законодателем в особенностях конструкции составов преступлений, где преступное сообщество выступает в качестве конститутивного признака. Так, в ст. 208 УК сами факты организации преступного сообщества, руководства им или его структурными подразделениями, участия в нем являются оконченными преступлениями, а организаторы, руководители и участники рассматриваемого формирования расцениваются как исполнители (соисполнители), и содеянное ими квалифицируется прямо по указанной статье Особенной части УК.

Организаторы преступного  сообщества, кроме того, несут ответственность за все преступления, совершенные его членами, если эти преступления входили в план преступной деятельности и охватывались их умыслом.

Совершение преступления преступным сообществом признается законом отягчающим ответственность  обстоятельством и влечет более  строгое наказание в пределах санкции применяемой статьи Особенной части УК (ст. 35,63).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ГРУППОЙ ЛИЦ, ГРУППОЙ ЛИЦ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ

2.1. Проблемы законодательства  в преступлениях группой лиц,  группой лиц по предварительному сговору

Проблема соучастия - одна из сложнейших в теории уголовного права. Многие вопросы соучастия  до сих пор остаются спорными, что  создает определенные трудности как для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, так и для индивидуализации ответственности и наказания.

Преступность в России приобрела изощренные и разрушительные формы и вышла на одно из первых мест среди дестабилизирующих социальных факторов.

Немалую долю в ней представляет групповая, а в ее рамках наиболее опасная - организованная преступность. Групповая преступность - весьма распространенное явление. Из года в год группой (в  четырех формах, предусмотренных ст. 35 УК РФ) совершается значительная часть всех преступлений. Организованными группами или преступными сообществами совершено 18,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (31,7%), между тем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий снизился с 7,6% в январе - сентябре 2009 года до 6,3% в 2010 году. Тем не менее применение норм о групповых преступлениях представляет еще большие трудности.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие  двух или более лиц в совершении умышленного преступления( ст. 32 УК).

Под формами соучастия в науке уголовного права понимаются различные способы совместного участия нескольких лиц в совершении преступления.

Статья 35 УК РФ выделяет формы соучастия, имеющие квалифицирующее значение либо значение для индивидуализации наказания.

 Формы соучастия выделяются  на основании двух критериев:  а) по наличию либо отсутствию между соучастниками предварительного соглашения (сговора) о совершении преступления; б) по степени организованности действий лиц, совместно совершающих преступление, или по способу взаимодействия между соучастниками.

 По первому критерию  выделяются два вида соучастия:  а) соучастие без предварительного  сговора; б) соучастие с предварительным  сговором. В ч. 1 ст. 35 УК говорится о самой примитивной форме совместной преступной деятельности. "Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора". Здесь организатором может выступать лишь один из соисполнителей, хотя выявить его в такой группе бывает достаточно сложно.

Часть 2 ст. 35 УК предусматривает  наиболее простую преступную группу, организованную по предварительному сговору: "Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления". Этот вид соучастия (как и предусмотренный ч. 1 ст. 35 УК) - классический пример совиновничества (соисполнительства). В данном случае организатором может выступать человек, по чьей инициативе создана эта группа, который ее возглавлял и сам непосредственно участвовал в преступлении в качестве соисполнителя.

Для групп по предварительному сговору нехарактерно совершение бытовых преступлений, обусловленных внезапно возникшим умыслом и конфликтом на почве личных отношений, они никогда не совершают преступления в состоянии аффекта. Такое существенное смягчающее обстоятельство, как совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств или по мотиву сострадания, также типично только для индивидуально действующих лиц.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие проблемы:

Во – первых, уголовно-правовая оценка преступления, совершенного группой лиц, зависит от того, кто участвует в лишении жизни другого человека.

В уголовно-правовой теории, и в судебной практике остается дискуссионным и неоднозначно решается вопрос о квалификации причинения смерти потерпевшему несколькими лицами, когда только один является субъектом убийства, а остальные участники не подлежат уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости.

Подавляющее большинство  ученых считает, что квалификация убийства по п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ возможна только в том случае, когда имеется как минимум два субъекта (соисполнителя) преступления. Если же из всех лиц, непосредственно участвовавших в совершении общественно опасного деяния, только один является субъектом убийства, то содеянное не может быть квалифицировано как совершенное группой лиц.

Другие ученые считают, что  для квалификации убийства группой  лиц не обязательно, чтобы все  участники были субъектами преступления. Достаточно наличия совместности действий нескольких человек при совершении конкретного общественно опасного деяния, независимо от того обстоятельства, что уголовной ответственности подлежит только один из них, который является субъектом убийства.

Во – вторых, существующая практика исходит из того, что группа лиц по предварительному сговору должна обязательно состоять из двух или более исполнителей, заранее договорившихся о совместном совершении преступления. Наличие в группе только одного исполнителя, независимо от существования других соучастников, не рассматривается как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Такое положение не основано на законе (ч. 2 ст. 35 УК РФ) и оставляет открытым вопрос о форме соучастия.

2.2. Решение проблем законодательства в преступлениях группой лиц, группой лиц по предварительному сговору при помощи корректировки действующего законодательства

В процессе исследования всех вопросов соучастия в преступлении, нами было проведено подробное рассмотрение каждой стороны квалификации убийства и было выявлено следующие:

В УК РФ соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие  двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Невменяемые и малолетние не могут участвовать в совершении преступления, т.к. не признаются субъектами преступления в силу ст.20 и 21 УК РФ. Поведение указанных лиц (в связи с невозможностью ими осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий) для уголовного закона относительно привлечения к уголовной ответственности безразлично, так же как безразлично поведение животных, работа специальных автоматизированных конструкций (роботов и т.п.).

Очевидно, что использование  виновным лицом при убийстве дрессированных животных (собак, обезьян и др.) или роботов-киборгов, несмотря на повышенную опасность такого деяния, не будет квалифицироваться как совершенное в соучастии.

Кроме того, в ч.1 ст.35 УК дается понятие преступления, совершенного группой лиц. Таковым считается преступление (а не общественно опасное деяние! – О.Б.), если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя… А в соответствии с ч.2 ст.33 УК исполнителем признается лицо, … непосредственно участвовавшее в совершении преступления совместно с другими лицами (соисполнителями).

Следовательно, соисполнительство  предполагает наличие хотя бы двух субъектов преступления (вменяемых  и достигших 14 или 16-летнего возраста), каждый из которых выполняет хотя бы часть объективной стороны убийства. Невменяемые и малолетние не могут быть исполнителями преступления, поскольку они совершают общественно опасные деяния, а не преступления.

Однако при убийстве с  использованием животных (механизмов и т.п.) субъект осознает этот факт, понимая, что совершает преступление единолично. В случаях с малолетними и невменяемыми лицами субъект убийства может заблуждаться и не осознавать факта совершения преступления с несубъектами убийства. Думается, в зависимости от этого квалификация должна осуществляться по-разному.

Если виновный осознает, что привлекает к совершению убийства несубъектов преступления (малолетнего или невменяемого), то его действия следует квалифицировать по ч.1 ст.105 УК РФ при отсутствии других квалифицирующих признаков, поскольку отсутствуют и субъективные, и объективные признаки соучастия.

Если же лицо не осознает того факта, что совершает убийство совместно с несубъектами преступления, и желает причинить смерть потерпевшему именно с их участием, то квалификация должна осуществляться по направленности умысла виновного как покушение на убийство группой лиц по п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ, поскольку имеется субъективный (направленность умысла) и отсутствует объективный критерий (наличие группы лиц в уголовно-правовом смысле) соучастия.

Информация о работе Совершение преступления групповой лиц, групповой лиц по предварительному сговору